Решение Именем Российской Федерации
27 декабря 2022 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Абрамовой Т.М., при секретаре Сударевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-333/2022 (УИД 24RS0038-01-2022-000521-92) по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Дмитриеву Д.А. об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков,
установил:
Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с иском, просит обязать ответчика Дмитриева Д.А. произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке по адресу: <адрес> на площади 0,084 га, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.Требования истец мотивирует тем, что между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Тинское лесничество» и Дмитриевым Д.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 13.08.2021 № 834 (далее-Договор), согласно которомуКГБУ «Тинское лесничество» передает Дмитриеву Д.А. в собственность лесные насаждения объемом 20,00 куб.м. на площади 0,16 га, для заготовки древесины, в целях отопления жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Заготовка и вывозка древесины проводилась в период срока действия Договора с 13.08.2021 по 12.08.2022. По окончании заготовки древесины, в соответствии с приложением № 4 «Порядка осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 17.08.2022 лесничим Северного участкового лесничества, КГБУ «Тинское лесничество» Н., при участии государственного инспектора по охране леса Т., в отсутствии Дмитриева Д.А., произведен осмотр лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: невыполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков, выраженное в захламлении порубочными остатками на площади 0,084 га, что является нарушением требований п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (далее Правила пожарной безопасности), согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. На момент осмотра древесина вырублена в полном объеме. В результате нарушения требований лесного законодательства Дмитриевым Д.А. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 3 477,96 рублей, что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой. Считают, что допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Дмитриев Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствии, своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, возражений относительно исковых требований не представил.
Представитель третьего лица КГБУ «Тинское лесничество» при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 26 Правил пожарной безопасности в лесах закреплено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Согласно ч.1 ст.60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной середы.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
В судебном заседании установлено, что 13 августа 2021 года между Министерством лесного хозяйства Красноярского края, в лице и.о. руководителя КГБУ «Тинское лесничество» Аверченко А.И. (продавец) и Дмитриевым Д.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 834. Местонахождение лесных насаждений: <адрес> (п.2 Договора). Схема расположения лесных насаждений приведена в приложении № 2 к данному договору.
Согласно пункту 8 Договора № 834 от 13.08.2021 очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим образом: укладкой порубочных остатков в кучи и оставлением на их месте для перегнивания в следующие сроки: с 13.08.2021 по 12.08.2022.
В соответствии с п.п. «в» п.15 указанного выше договора покупатель обязан соблюдать правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ лесничествах, установленные в соответствии с ч.9 ст.29 Лесного кодекса РФ, правила ухода за лесами, установленные в соответствии с ч.3 ст.64 Лесного кодекса РФ, правила пожарной безопасности влесах, установленные в соответствии с ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ, правила санитарной безопасности в лесах, установленные в соответствии с ч.3 ст.60.3 Лесного кодекса РФ, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, установленные в соответствии с ч.5 ст.32 Лесного кодекса РФ. Осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный п.8 настоящего договора (п.п. «ж» п.15 договора).
Согласно акту осмотра лесосеки № 4 от 17.08.2022, сообщению о результатах осмотра лесосеки от 17.08.2022 лесничим Северного участка лесничества Н.. при осмотре лесного участка по адресу: <адрес> выявлено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в невыполнении работ по очистке мест рубок от порубочных остатков, в захламлении порубочными остатками на площади 0,084 га.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст.309 ГК РФ).
Частью 1 статьи 1064 ГК РФ закреплено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу п.1 ст.77 данного закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательство.
В соответствии со ст.99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке (ч.1 ст.100 Лесного кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона № 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является восстановление ее нарушенного состояния. Определение способа возмещения вреда –в натуре или в денежном выражении – зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре. При отсутствии возможности возместить вред в натуре суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскании убытков).
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств очистки лесосеки от порубочных остатков, суд полагает исковые требования об обязанииДмитриева Д.А. произвести очистку мест рубок в лесном участке по адресу: <адрес> на площади 0,084 га подлежащим удовлетворению, при этом установив срок исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, так как именно указанный срок, с учетом времени года, возможности ответчика проезда к лесосеки, является разумным для исполнения заявленных требований.
Поскольку КГКУ «Лесная охрана» освобождено от уплаты государственной пошлины на основании ст. 89 ГПК РФ, пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с Дмитриева Д.А. на основании абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.98,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Обязать Дмитриева Д.В. произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,084 га в лесном участке, расположенном в <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Взыскать с Дмитриева Д.В. (паспорт №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Абрамова Т.М.