Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1721/2024 (2-9014/2023;) ~ М-7449/2023 от 30.11.2023

Дело № 2-1721/2024

УИД 65RS0001-01-2023-011200-47

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2024 года                                       город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Ли Э.В.,

при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,

с участием помощника прокурора ФИО, представителя ответчика ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора в интересах ФИО к Сахалинской таможне о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск,

у с т а н о в и л:

30 ноября 2023 года Сахалинский транспортный прокурор, действуя в интересах ФИО, обратился в суд с иском к ответчику Сахалинской таможне о взыскании денежной компенсации за неиспользованные 199 дней отпуска в размере 19 439 рублей 67 копеек. В обоснование указано, что на основании обращения ФИО прокуратурой проведена проверка соблюдения Сахалинской таможней трудовых прав, в ходе которой установлено, что ФИО состояла на государственной гражданской службе в разных должностях в Сахалинской таможне с 24 мая 2006 года по 20 июня 2023 года. Приказом от 14 июня 2023 года уволена с гражданской службы. В пункте 2 данного приказа указано о выплате денежной компенсации неиспользованной части отпуска в количестве 199 календарных дней. Между тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что расчет денежной компенсации при увольнении ФИО за неиспользованный отпуск выполнен без учета выплат материального стимулирования, что привело к задолженности, поскольку материальное стимулирование гражданских служащих Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Учитывая общую сумму выплаченного материального стимулирования, при увольнении ФИО подлежала выплате компенсация за неиспользованный отпуск в размере 119 618 рублей 82 копейки, тогда как фактически ей выплачена компенсация за 199 дней неиспользованного отпуска в размере 100 179 рублей 15 копеек. Поскольку задолженность выявлена в ходе прокурорской проверки, ФИО не знала о незаконности расчета, самостоятельно проверить законность начисления отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не могла. В связи с чем, Сахалинский транспортный прокурор просит суд взыскать с Сахалинской таможни в пользу ФИО компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 19 439 рублей 67 копеек.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях, заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд.

Материальный истец ФИО в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке, направленная судебная корреспонденция возвращена по истечении срока хранения ввиду неявки адресата по извещению.

В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что материальный истец в установленном порядке была извещена о месте и времени рассмотрения дела с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ». Об уважительных причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.

Руководствуясь ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит возможным, приступить к рассмотрению дела в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ») гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно ч.1, 2, 5 и 10 ст.50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Приказом ФТС России от 30 октября 2006 года № 1058 утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации (далее – Порядок).

В соответствии с указанным Порядком, премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подпунктом «е» пункта 9 Порядка установлено, что гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений, в том числе, за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций).

Анализируя изложенное, дополнительные выплаты в виде единовременных поощрений за безупречную и эффективную службу составляют денежное содержание гражданского служащего.

Из материалов дела следует, что ФИО в период с 24 мая 2006 года 20 июня 2023 года состояла в трудовых отношениях с Сахалинской таможней на государственной гражданской службе в разных должностях.

В период трудовой деятельности Сахалинской таможней в период 2021 – 2022 годы изданы приказы о выплате единовременных поощрений государственным гражданским служащим таможни за достижение показателей результативности и эффективности, в частности ФИО:

- от 22 июля 2021 года размере 82 257 рублей 59 копеек,

- от 09 сентября 2021 года в размере 60 177 рублей,

- от 15 декабря 2021 года в размере 86 486 рублей 58 копеек,

- от 26 апреля 2022 года в размере 65 030 рублей,

- от 24 июня 2022 года в размере 80 000 рублей,

- от 27 сентября 2022 года в размере 80 000 рублей,

- от 14 декабря 2022 года в размере 73 276 рублей.

Приказом Сахалинской таможни от 14 июня 2023 года служебный контракт с ФИО расторгнут, освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы 20 июня 2023 года.

В пункте 2 данного приказа указано о выплате ФИО, числе прочего, денежной компенсации неиспользованной части отпуска в количестве 199 календарных дней.

В ходе проведенной в 2022 году Сахалинской транспортной прокуратурой проверки установлено, что денежная компенсация ФИО за неиспользованный отпуск выплачена без учета вышеназванных выплат материального стимулирования, что не отвечает требованиям действующего законодательства.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (действующими в период возникновения спорных отношений, далее – Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.

Согласно абз.1 п.6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В свою очередь, в пункте 2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 ст.50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» о составе денежного содержания гражданского служащего.

Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в пункте 2 Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истицы в целях исчисления компенсаций при увольнении.

Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст.51 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», частью 2 которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В соответствии с ч.3 ст.51 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.51 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем, в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

На основе анализа указанных нормативных положений, следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 ч.3 ст.51 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истице в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсаций за неиспользованный отпуск.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.3 ч.3 ст.51 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

С учетом письма Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года , где на основе положений статей 50 и 51 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» сделан вывод о том, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года , следует, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года , дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением .

С учетом изложенного, заявленные требования являются законными и обоснованными, вследствие чего, с Сахалинской таможни в пользу ФИО подлежат взысканию денежные средства в размере 19 439 рублей 67 копеек согласно представленному прокурором расчету, который ответчиком не оспорен, корнтррасчет не представлен.

Разрешая доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение с заявленными требованиями, суд приходит к следующему.

Согласно ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате зарплаты и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков, они могут быть восстановлены судом.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Трудового Кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (в т.ч. болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Из материалов дела следует, что последним днем работы ФИО являлось 20 июня 2023 года, при этом в силу ст.140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя производится в день увольнения, следовательно, годичный срок обращения в суд истекает 20 июня 2024 года, в то время как с иском по настоящему гражданскому делу истец обратился в суд 23 ноября 2023 года, то есть в установленный законом срок.

В этой связи, заявление ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд является несостоятельным.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Сахалинского транспортного прокурора в интересах ФИО к Сахалинской таможне о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск – удовлетворить.

Взыскать с Сахалинской таможни () в пользу ФИО () компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 19 439 рублей 67 копеек.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья                                                   Э.В. Ли

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                                                   Э.В. Ли

2-1721/2024 (2-9014/2023;) ~ М-7449/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Березенко Наталья Владимировна
Сахалинский транспортный прокурор
Ответчики
Сахалинская таможня
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Ли Эльвира Васильевна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky--sah.sudrf.ru
30.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.03.2024Предварительное судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее