Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-975/2024 (33а-14657/2023;) от 11.12.2023

Судья: Лазарев Р.Н. адм.дело № 33а-975/2024 (33а-14657/2023)

(2а-4084/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.,

судей Мыльниковой Н.В., Сивохина Д.А.,

при помощнике судьи Яковлевой Е.Ю.,                 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 07 сентября 2023 г. по административному делу № 2а-4084/2023 по административному исковому заявлению Герасимой В.Л. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным отказа в выдаче Государственного жилищного сертификата, возложении обязанности,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., прояснения представителя административного ответчика Магаевой Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Герасимова В.Н. обратилась в суд с административным иском к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным отказа в выдаче Государственного жилищного сертификата, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что протоколом заседания областной комиссии по обеспечению реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области от 15.12.2022 г., утвержденным министром социально-демографической и семейной политики Самарской области, принято решение отказать Герасимовой В.Н. в выдаче ГЖС (государственного жилищного сертификата) в силу того, что Герасимова В.Н. не имеет права на получение сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье при выезде из районов Крайнего Севера.

Административный истец полагает, что решение министра социально-демографической и семейной политики Самарской области незаконно и нарушает право административного истца на получение установленной законом социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.

Административный истец указывает, что постановлением Главы администрации г. Чапаевска от 05.02.1999 г. Герасимова В.Н. включена в список граждан, прибывших из районов Крайнего Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно справке ГУ – УПФР в г.о. Чапаевск Самарской области от 06.03.2019 г. стаж работы Герасимовой В.Н. в районах Крайнего Севера составляет 22 года 4 месяца, стаж работы мужа ФИО11 в районах Крайнего Севера составляет 28 лет 5 месяцев 5 дней.

Согласно справке Администрации г.о. Чапаевск Самарской области от 15.10.2014 г. Герасимова В.Н. состоит в списках получателей ГЖС (граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) по г.о. Чапаевск с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Герасимовой В.Н. была выплачена компенсация за принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, освобождаемое при выезде из Магаданской области – двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Ранее Чапаевским городским судом Самарской области рассматривался аналогичный спор между теми же сторонами.

Так, протоколом областной комиссии Минсоцдемографии Самарской области от 30.05.2019 г. было отказано Герасимовой В.Н. в выдаче ГЖС по тому же основанию – в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье.

Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 09.09.2020 г. и апелляционным определением Самарского областного суда от 01.12.2020 г. в удовлетворении административного искового заявления Герасимовой В.Н. к администрации г.о. Чапаевск, Министерству социально- демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения отказано.

Во исполнение указанных судебных актов, постановлением администрации г.о. Чапаевск от 25.01.2021 г. Герасимова В.Н. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2021 г. решение Чапаевского городского суда Самарской области от 09.09.2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 01.12.2020 г. отменены. Административное дело направлено на новое рассмотрение в Чапаевский городской суд Самарской области в ином составе суда.

Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 28.05.2021 г. постановлено: «Административное исковое заявление Герасимовой В.Н. к администрации г.о. Чапаевск, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично. Признать незаконным решение от 30.05.2019 г. комиссии Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по обеспечению реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, об отказе Герасимовой В.Н. в выдаче Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Герасимовой В.Н., в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о выдаче Герасимовой В.Н. Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В удовлетворении административного иска Герасимовой В.Н. к Администрации городского округа Чапаевск отказать…».

Апелляционным определением Самарского областного суда от 24.08.2021 г. решение Чапаевского городского суда Самарской области от 28.05.2021 г. оставлено без изменения. Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 г. постановлено: «Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 28 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области – без удовлетворения…».

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец Герасимова В.Н. просила суд признать незаконным решение от 15.12.2022 г. комиссии Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по обеспечению реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, об отказе Герасимовой В.Н. в выдаче Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу, выдать Герасимовой В.Н. Государственный жилищный сертификат для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 07 сентября 2023 г. административное исковое заявление Герасимовой В.Н. удовлетворено (л.д. 132-138).

В апелляционной жалобе Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просит суд решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 140-145).

    В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности Магаева Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом первой инстанции установлено, что решением Чапаевского городского суда Самарской области от 09.09.2020 г. по административному делу и апелляционным определением Самарского областного суда от 01.12.2020 г. в удовлетворении административного искового заявления Герасимовой В.Н. к администрации г.о. Чапаевск, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения отказано.

Таким образом, во исполнение указанных судебных актов, постановлением администрации г.о. Чапаевск от 25.01.2021 г. Герасимова В.Н. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2021 г. решение Чапаевского городского суда Самарской области от 09.09.2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 01.12.2020 г. отменены. Административное дело направлено на новое рассмотрение в Чапаевский городской суд Самарской области в ином составе суда.

Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 28.05.2021 г. по административному делу постановлено: «Административное исковое заявление Герасимовой В.Н. к администрации г.о.Чапаевск, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично. Признать незаконным решение от 30.05.2019 г. комиссии Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по обеспечению реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, об отказе Герасимовой В.Н. в выдаче Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Герасимовой В.Н., в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о выдаче Герасимовой В.Н. Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В удовлетворении административного иска Герасимовой В.Н. к Администрации городского округа Чапаевск отказать…».

Апелляционным определением Самарского областного суда от 24.08.2021 г. решение Чапаевского городского суда Самарской области от 28.05.2021 г. оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 г. постановлено: «Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 28 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области – без удовлетворения…».

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 16.05.2022 г. по административному делу , оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 16.08.2022 г., по административному исковому заявлению Администрации г.о. Чапаевска к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, с участием заинтересованного лица Герасимовой В.Н. о признании незаконным и отмене предписания, возложении обязанности, постановлено: «Административное исковое Администрации г.о. Чапаевск - удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить предписание -исх от 15.12.2021 года, выданное Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области в адрес администрации г.о. Чапаевск. В удовлетворении остальных требований - отказать…».

Из решения Чапаевского городского суда Самарской области от 28.05.2021 г., с учетом апелляционного определения Самарского областного суда от 24.08.2021 г. и кассационного определения судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2022 г. следует, что на основании постановления Главы администрации г. Чапаевска от ДД.ММ.ГГГГ Герасимова В.Н. с составом семьи три человека - она, муж и сын, включены в Список граждан, прибывших из района Крайнего Севера.

Согласно информации администрации г.о. Чапаевск от 05 сентября 2001 года, в г. Чапаевск сформирован список нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и проработавших не менее пятнадцати лет.

Герасимова В.Н. состоит в Списке с 05 февраля 1999 года, очередность на 2001 год № 1.

По сведениям администрации г.о. Чапаевск от 27 июня 2014 года, Герасимова В.Н. состоит в списках получателей ГЖС (граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) по г.о. Чапаевск с 05 февраля 1999 года, очередность на 2014 год в Списке граждан-получателей ГЖС по г.о. Чапаевск - № 1.

Согласно договору найма жилой площади от 05 сентября 2014 года, ФИО10 предоставила ФИО11 и Герасимовой В.Н. для временного проживания - до решения жилищного вопроса, то есть получения (приобретения) жилья или получения субсидии на строительство (приобретение) жилья, жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес>.

На основании решения областной комиссии по обеспечению реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, Протокол от 30 мая 2019 года, Герасимовой В.Н. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье.

Из материалов дела также следует, что Герасимова В.Н. и ее супруг – ФИО11 были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, с 10 февраля 1987 года по 29 ноября 1991 год; с 06 декабря 1991 года до 20 декабря 1995 года по адресу: <адрес>. Сняты с регистрационного учета по месту жительства 20 декабря 1995 года в связи с выездом в г. Чапаевск Самарской области.

В соответствии с Постановлением администрации района от 22.09.1995 года №190 «Об утверждении Положения о выплате компенсации гражданам за освобождаемое жилье при выезде из Магаданской области», на основании постановления администрации Среднеканского района от 22 декабря 1995 года Герасимовой В.Н. выплачена компенсация за освобождаемое жилье по адресу: <адрес>, за отработанные 22 года 4 месяца в размере <данные изъяты> рублей.

На основании договора купли-продажи квартиры, в связи с получением компенсации за освобождаемое жилье при выезде из Магаданской области от 27 декабря 1995 года Герасимова В.Н. продала принадлежавшую ей по договору передачи квартир в собственность № 98 от 29 декабря 1993 года квартиру по адресу: <адрес>, имеющую инвентаризационную стоимость <данные изъяты> рублей, администрации района.

Согласно записям в Журнале учёта лиц, получивших компенсацию за освобождаемое жилье на основании Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 04 ноября 1993 года №114 за 1994-1996 годы, администрации Среднеканского района Магаданской области в Списке значится Герасимова В.Н.

Согласно справке от 18 июня 2018 года Минэкономразвития Магаданской области, с 01 января 1998 года по настоящее время Герасимовой В.Н., ФИО18 не предоставлялась жилищная субсидия на приобретение жилья, выделяемая за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из Магаданской области в рамках реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». На учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Магаданской области Герасимова В.Н., ФИО11 не состоят.

На основании решения областной комиссии по обеспечению реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, Протокол от 30 мая 2019 г., Герасимовой В.Н. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье.

С учетом вышеизложенного, суды исходили из того, что реализация административным истцом права на получение денежной компенсации за переданное по договору купли-продажи жилье в районах Крайнего Севера, не являясь по своей правовой природе жилищной субсидией по смыслу положений Федерального закона № 125-ФЗ, не может лишать ее права на получение государственного жилищного сертификата. Сущность приведенного правового регулирования заключается в предоставлении гарантии возмездного приобретения (выкупа) освобождаемых жилых помещений, расположенных в районах крайнего Севера, в связи с ограниченной обороноспособностью таких помещений, приведеные нормы относятся к категории государственных гарантий, вытекающих из трудовых отношений, компенсация Герасимовой В.Н. была выплачена за отработанные 22 года 4 месяца в размере <данные изъяты> рублей. До принятия в отношении административного истца решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата она не была исключена из списка лиц, имеющих право на его получение, а также из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Данное решение принято только 25.01.2021 года за № 72, а значит, оснований для отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата на стадии распределения государственных жилищных сертификатов от 30.05.2019 года, сформированных в соответствии с ранее утвержденными списками незаконно и необоснованно. Каких-либо иных предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче административному истцу ГЖС на стадии распределения государственных жилищных сертификатов, сформированных в соответствии с ранее утверждённым списком, у административного ответчика – Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не имелось.

Из материалов дела следует, что протоколом заседания областной комиссии по обеспечению реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области от 15.12.2022 г., утвержденным министром социально-демографической и семейной политики Самарской области, принято решение отказать Герасимовой В.Н. в выдаче ГЖС (государственного жилищного сертификата) в силу того, что Герасимова В.Н. не имеет права на получение сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье при выезде из районов Крайнего Севера.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что фактически административный ответчик отказал административному истцу в выдаче ГЖС (государственного жилищного сертификата) по тем же основаниям по ранее рассмотренным обстоятельствам решением Чапаевского городского суда Самарской области от 28.05.2021 г., вступившим в законную силу 24.08.2021 г., а именно по основанию, что Герасимова В.Н. не имеет права на получение сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье при выезде из районов Крайнего Севера. Указанное недопустимо, поскольку действия административного ответчика прямо нарушает ч. 2 ст. 64 КАС РФ.

Вместе с тем, указал, что учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства получения административным истцом протокола заседания областной комиссии по обеспечению реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области от 15.12.2022 г., утвержденного министром социально-демографической и семейной политики Самарской области, а значит процессуальный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они последовательны, мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Статьей 10 Жилищного кодекса РФ определено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 04.11.1993 № 1141 "О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей" гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выплачивается стоимость освобождаемого жилья, принадлежащего им на праве собственности. Выплата производится организацией, в собственность которой передается это жилье.

Условия получения указанной компенсации за жилье, передаваемое в государственный и муниципальный жилые фонды, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Согласно абзацу 7 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ граждане, указанные в части первой статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Согласно ст.3 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ, жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена Федеральная целевая программа " Жилище " на 2015 - 2020 годы", и её подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", целью которой является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задачами подпрограммы являются: предоставление социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участниками подпрограммы являются: граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеющих право на получение социальных выплат) либо в сфере ведения которых находятся закрытые военные городки или поселки учреждений с особыми условиями хозяйствования.

До 01 января 2003 года отношения, связанные с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулировались Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.

Как следует из содержания пункта 19 указанного выше Положения, органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 21 Положения (от 10.12.202 №879) приведен исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения (пункт 24).

Утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Законом установлено право граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилищных субсидий, и не получавших субсидий на эти цели.

Так, суд исходя из представленных доказательств обоснованно установил, что правовым основанием для получения административным истцом денежной компенсации являлось постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1141 «О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей».

Данным постановлением Правительства Российской Федерации были предусмотрены как государственные гарантии предоставления жилой площади для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так и компенсации, в частности за сдаваемое жилье (статьи 18 и 19).

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом верно установлено, что фактически административный ответчик отказал административному истцу в выдаче ГЖС (государственного жилищного сертификата) по тем же основаниям по ранее рассмотренным обстоятельствам решением Чапаевского городского суда Самарской области от 28.05.2021 г., вступившим в законную силу 24.08.2021 г., а именно по основанию, что Герасимова В.Н. не имеет права на получение сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье при выезде из районов Крайнего Севера.

В связи с этим судебная коллегия в силу части 2 статьи 64 КАС РФ не может принять во внимание доводы жалобы, которые сводятся к несогласию с обстоятельствами, установленным судебным актом, имеющим для разрешения настоящего дела преюдициальное значение.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм действующего права.

Таким образом, совокупность, установленных судом первой инстанции обстоятельств, указывает на то, что действия Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы административного истца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ. Выводы суда мотивированы и соответствуют материалам дела. Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 07 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-975/2024 (33а-14657/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Герасимова В.Н.
Ответчики
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Герасимов А.П.
Администрация г.о. Чапаевска
Макаров С.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
11.12.2023Передача дела судье
16.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее