РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2020 года г.Алексин Тульской области
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Жувагина А.Г.,
при секретаре Григорьевой А.В.,
с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Кадникова А.Е.,
представителя ответчиков МБОУ «СОШ №3» МО г.Алексин, Управления образования администрации МО г.Алексин по доверенностям Даутова Г.Р.,
рассмотрев в помещении Алексинского городского суда Тульской области в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-880/2020 по иску Алексинского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ №3» МО г.Алексин, Управлению образования администрации МО г.Алексин, администрации МО город Алексин об обязании произвести финансирование для выполнения мероприятий, обязании оборудовать объект (здание) системой автоматической противопожарной защиты,
у с т а н о в и л:
Алексинский межрайонный прокурор Тульской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ №3» МО г.Алексин Тульской области об обязании произвести финансирование для выполнения мероприятий, об обязании оборудовать объект (здание) системой автоматической противопожарной защиты. В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам проведена проверка исполнения требований законодательства о противопожарной безопасности в МБОУ «СОШ №3» МО г.Алексин Тульской области. Проведенной проверкой выявлены нарушения требований указанного законодательства Российской Федерации, в частности в здании МБОУ «СОШ №3» система автоматической противопожарной защиты не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о противопожарной безопасности - в каждом из защищаемых помещениях здания установлено по 2 пожарных извещателя, что является нарушением СП 5.13130.2009 п.14.3, ГОСТ 31565-2012, п.6 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», так как согласно указанным положениям закона в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов.
Ранее межрайонной прокуратурой в отношении МБОУ «СОШ № 3» проведена аналогичная проверка по результатам которой в адрес директора МБОУ «СОШ № 3» 28.05.2020 года внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным, однако требование о приведении установленной, автоматической пожарной сигнализации в соответствие действующим техническим требованиям СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ Р 53315-2009 п. 5 до настоящего времени не исполнено.
Кроме того, 28.05.2020 года межрайонной прокуратурой в отношении директора МБОУ «СОШ №3» МО г.Алексин Тульской области возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в том числе за несоответствие установленной автоматической пожарной сигнализации действующим техническим требованиям СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ Р 53315-2009 п. 5.
Постановлением начальника ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам Управления МЧС России по Тульской области от 19.06.2020 должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Просили с учетом уточнения обязать администрацию МО г.Алексин Тульской области, в срок до 30.09.2021, произвести финансирование МБОУ «СОШ №3» за счет средств бюджета МО г.Алексин для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий. Обязать МБОУ «СОШ №3» до 31.12.2021 оборудовать объект (здание) МБОУ «СОШ №3» системой автоматической противопожарной защиты в соответствие с действующими техническим требованиям СП 5.13130.2009, ГОСТ Р 53315-2009.
Определением суда от 14.10.2020 к участию по данному делу в качестве соответчиков привлечены: Управление образования администрации МО г.Алексин, администрация МО г.Алексин.
В судебном заседании:
Помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Кадников А.Е. поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнения и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ №3» МО г.Алексин Тульской области, Управления образования администрации МО г.Алексин по доверенности Даутов Г.Р. не возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что при наличии финансирования в МБОУ «СОШ №3» будет установлена система автоматической противопожарной защиты. Работы проводятся, проведена экспертиза, после утверждения проекта будет составлена смета. Полагает, что в течении трех месяцев будет установлена новая система автоматической противопожарной защиты.
Представитель ответчика администрации МО город Алексин не явился в адресованном суду заявлении представитель Киселева И.А. просила дело рассмотреть в их отсутствие, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.ст.1, 24, 28 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, и в частности за исполнением законов руководителями образовательных учреждений при осуществлении ими обязанностей по созданию необходимых условий для учебы, труда и отдыха созданию условий для охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии с п.15 ч.З ст.28 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч.7 ст.28 федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На территории Российской Федерации общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности, (ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
В соответствии ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности, информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности, производство пожарно-технической продукции, выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, учет пожаров и их последствий, установление особого противопожарного режима, организация и осуществление профилактику пожаров.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 323-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
В соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22 июля 2008 № 323-ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработан свод правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», который утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 375.
Согласно п.14.3 СП 5.13130.2009 для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее:
трех "Пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов;
четырех пожарных извещателей при включении их в два шлейфа однопороговых приборов по два извещателя в каждый шлейф;
двух пожарных извещателей, удовлетворяющих требованию 13.3.3 ("а", "б", "в"), включенных по логической схеме "И" при условии своевременной замены неисправного извещателя;
двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ", если извещателями обеспечивается повышенная достоверность сигнала о пожаре.
Судом установлено, что межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам проведена проверка исполнения требований законодательства о противопожарной безопасности в МБОУ «СОШ № 3» муниципального образования г. Алексин Тульской области.
В ходе проверки выявлены нарушения требований указанного законодательства Российской Федерации, в частности в здании МБОУ «СОШ № 3» система автоматической противопожарной защиты не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о противопожарной безопасности - в каждом из защищаемых помещениях здания установлено по 2 пожарных извещателя, что является нарушением СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ 31565-2012, п.6 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», так как согласно указанным положениям закона в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов).
Ранее межрайонной прокуратурой в отношении МБОУ «СОШ № 3» проведена аналогичная проверка по результатам которой в адрес директора МБОУ «СОШ № 3» 28.05.2020 года внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным, однако требование о приведении установленной, автоматической пожарной сигнализации в соответствие действующим техническим требованиям СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ Р 53315-2009 п. 5 до настоящего времени не исполнено.
Кроме того, 28.05.2020 года межрайонной прокуратурой в отношении директора МБОУ «СОШ №3» МО г.Алексин Тульской области возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в том числе за несоответствие установленной автоматической пожарной сигнализации действующим техническим требованиям СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ Р 53315-2009 п.5.
Постановлением начальника ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам Управления МЧС России по Тульской области от 19.06.2020 должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО1 пояснила, что в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22 июля 2008 № 323-ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработан свод правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», который утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 375. Согласно п. 14.3 СП 5.13130.2009 для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее: трех "Пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов; четырех пожарных извещателей при включении их в два шлейфа однопороговых приборов по два извещателя в каждый шлейф; двух пожарных извещателей, удовлетворяющих требованию 13.3.3 ("а", "б", "в"), включенных по логической схеме "И" при условии своевременной замены неисправного извещателя; двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ", если извещателями обеспечивается повышенная достоверность сигнала о пожаре. При проведении проверки выявлены нарушения требований указанного законодательства Российской Федерации, в частности в здании МБОУ «СОШ № 3» система автоматической противопожарной защиты не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о противопожарной безопасности - в каждом из защищаемых помещениях здания установлено по 2 пожарных извещателя, что является нарушением СП 5.13130.2009 п. 14.3, ГОСТ 31565-2012, п. 6 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», так как согласно указанным положениям закона в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в трй независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов).
Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются с объяснениями стороны истца, а так же подтверждаются письменными доказательствами. Сведения о заинтересованности указанного свидетеля в исходе дела, в материалах дела отсутствуют. До дачи пояснений свидетель был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В связи с изложенным, показания вышеуказанного свидетеля суд признает допустимым и достоверным доказательством по делу.
Согласно Положению об Управлении по образованию администрации МО город Алексин, утвержденному решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 24.12.2014 №7(7).28 (далее Положение), Управление образования администрации МО город Алексин является отраслевым (функциональным) органом администрации МО город Алексин, входит в ее структуру и обеспечивает осуществление полномочий администрации МО город Алексин в сфере образования (п.1). 2.Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Тульской области, Уставом муниципального образования город Алексин, муниципальными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением (п.2). Управление обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для учета операций по исполнению расходов за счет бюджета, и иные счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки со своим наименованием на русском языке, может от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде, несет соответствующие обязанности, осуществляет от своего имени имущественные и неимущественные права (п.3).
Согласно п.п.15, 19 Положения, к основным полномочиям Управления относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами). Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
К функциям Управления относится, в том числе, осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств (п.71).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что эксплуатация здания МБОУ «COШ №3» МО г.Алексин Тульской области в условиях, допускающих возможность осуществления деятельности с нарушениями требований законодательства о противопожарной безопасности Российской Федерации, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся.
С учетом приведенных норм права, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Управление образования администрации МО г.Алексин обязана произвести финансирование МБОУ «СОШ №3» для выполнения мероприятий по оборудованию объекта (здания) МБОУ «СОШ №3» системой автоматической противопожарной защиты в соответствии с действующими техническими требованиями СП 5.13130.2009, ГОСТ Р 53315-2009, а МБОУ «СОШ №3» - оборудовать объект (здание) МБОУ «СОШ №3» системой автоматической противопожарной защиты в соответствии с действующими техническими требованиями СП 5.13130.2009, ГОСТ Р 53315-2009.
Оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, об обязании произвести финансирование для выполнения мероприятий, об обязании оборудовать объект (здание) системой автоматической противопожарной защиты, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 30.09.2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░ №3» ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░ «░░░ №3» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 5.13130.2009, ░░░░ ░ 53315-2009.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░ №3» ░ ░░░░ ░░ 31.12.2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░ «░░░ №3» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 5.13130.2009, ░░░░ ░ 53315-2009.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16.11.2020 ░░░░.
░░░░░