Дело № 2-592/2023
УИД-59RS0010-01-2023-000810-44
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Барда 21 декабря 2023 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего Корнякова В.И.,
при секретаре судебного заседания Мустакимовой Л.Н.,
с участием представителя истца Пупкова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой О.И. к Акционерному обществу «ДОМ.РФ», Акционерному обществу «Датабанк», третьи лица Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, о признании незаконным решения об отклонении заявления на выплату средств государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № 157-ФЗ от 03.07.2019, с целью погашения обязательств по кредитному договору, возложении обязанности перечислить средства государственной поддержки на погашение кредитных обязательств и возложении обязанности снять обременение в виде ипотеки в силу закона с земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Иванова О.И. (далее – истец) обратилась в суд с вышеназванным иском к Акционерному обществу «ДОМ.РФ», Акционерному обществу «Датабанк», в котором просит признать незаконным решение Акционерного общества «ДОМ.РФ» об отклонении ее заявления, зарегистрированного в ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» за №, на выплату средств государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № 157-ФЗ от 03.07.2019, с целью погашения ее обязательств перед Акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору, обеспеченному ипотекой от ДД.ММ.ГГГГ №, и возложить на Акционерное общество «ДОМ.РФ» обязанность перечислить средства государственной поддержки в размере 450 000 рублей на погашение ее кредитных обязательств перед Акционерным обществом «Датабанк» по кредитному договору, обеспеченному ипотекой от ДД.ММ.ГГГГ №, возложить на Акционерное общество «Датабанк» обязанность снять обременение в виде ипотеки в силу закона с объекта недвижимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1612 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что истец, являясь матерью троих несовершеннолетних детей Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ от 03.07.2019 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния» имеет право на получение меры государственной поддержки для погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцом приобретен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Договором купли-продажи предусмотрено, что расчеты по договору будут производиться за счет собственных средств покупателя и за счет кредитных средств. В этих целях истец заключил с АО «Датабанк» кредитный договор, обеспеченный ипотекой, от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму кредита 450 000 рублей на срок 6 месяцев по ставке 14 % годовых.
Пользуясь правом на получение меры государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом № 157-ФЗ от 03.07.2019, с целью погашения обязательств по кредитному договору, истцом ДД.ММ.ГГГГ в АО «ДОМ.РФ» через АО «Датабанк» было подано заявление на выплату средств государственной поддержки и направление этих средств на погашение задолженности по кредитному договору.
По состоянию на дату подачи настоящего искового заявления средства государственной поддержки в размере 450 000 рублей, право на использование которых для покрытия кредита, направленного на оплату приобретенного земельного участка, истцу гарантировано государством, не поступили.
В связи с тем, что обязательства истца по кредитному договору не были погашены за счет средств государственной поддержки в срок, установленный постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170, ДД.ММ.ГГГГ истцом в АО «Датабанк» направлен запрос о причинах непогашения ее обязательств по кредитному договору за счет мер государственной поддержки, на который от АО «Датабанк» получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что ее заявление на выплату средств государственной поддержки с иными требуемыми документами было направлено в АО «ДОМ.РФ» ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), но ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете в ЕИСЖС размещена информация о принятии АО «ДОМ.РФ» решения об отклонении ее заявления: в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (притворных) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств. Выплата средств государственной поддержки по заявлениям указанных организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств».
При этом, по сообщению АО «Датабанк», от АО «ДОМ.РФ» какая-либо информация о ее несоответствии установленным условиям для получения средств поддержки, о неполноте представленных ею с заявлением документов и/или наличия в указанных документах недостоверных сведений и/или оспаривании совершенной ею сделки по приобретению земельного участка в адрес АО «Датабанк» не поступала, ее заявление и (или) направленные с ним документы в АО «Датабанк», в том числе для их доработки с указанием информации, подлежащей корректировке, от АО «ДОМ.РФ» не возвращались.
АО «Датабанк» в своем ответе также указало, что поскольку обязательства по кредитному договору за счет средств государственной поддержки не погашены, их необходимо исполнять в соответствии с условиями Кредитного договора, в том числе платить проценты, и до исполнения всех кредитных обязательств ипотека земельного участка сохранится в пользу АО «Датабанк».
Между тем, совершенная истцом сделка купли-продажи земельного участка отвечает всем условиям, необходимым для получения мер государственной поддержки, предусмотренным Законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170.
Земельный участок приобретен истцом как физическим лицом у физического лица, расчеты между ними произведены в полном объеме, целью приобретения земельного участка являлось улучшение жилищных условий семьи — строительства в дальнейшем жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок используется членами семьи по назначению, все требуемые законом документы для получения меры государственной поддержки истцом представлены.
Обстоятельства, свидетельствующие о притворности приобретения истцом земельного участка или о недостоверности сведений в представленных документах, а также о несоблюдении условий, предусмотренных пунктами 5 и 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 07.09.2019 № 1170, отсутствуют. Истцом право на получение мер государственной поддержки, в том числе соответствие требованиям пункта 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 07.09.2019 № 1170, не оспорено. Со стороны АО «ДОМ.РФ» и АО «Датабанк» доказательств наличия причин для отклонения ее заявления не представлено. Какие-либо документы или сведения по сделке от истца АО «ДОМ.РФ» и АО «Датабанк» дополнительно не истребовались.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени настоящего судебного разбирательства была извещена надлежащим образом.
Представитель истца Пупков В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что АО «ДОМ.РФ» в отношении Ивановой О.И. принято немотивированное решение об отказе в перечислении средств государственной поддержки.
Представитель ответчика АО «ДОМ.РФ» в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения, из которых следует, что за период реализации программы с ДД.ММ.ГГГГ оператор программы - АО «ДОМ.РФ» - неоднократно сталкивалось с выявлением признаков совершения сомнительных (мнимых) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств по ипотечным кредитам (займам), задолженность по которым предполагается к погашению исключительно за счет средств государственной поддержки. При этом приобретение объектов недвижимости в рамках совершения таких сделок фактически не способствовало улучшению жилищных условий многодетных семей, поскольку указанная недвижимость впоследствии использовалась (в том числе для реализации) третьими лицами / неустановленным кругом лиц. Следует отметить, что заключение кредитных сделок, направленных на нецелевое использование средств государственной поддержки, а именно предоставление кредитов (займов) исключительно для целей возникновения у граждан права на участие в программе без фактического улучшения жилищных условий, не соответствует целям реализации программы и создает существенные риски нецелевого использования бюджетных средств.
Помимо этого, предоставление кредитов (займов) исключительно под выплаты в рамках программы - с условием о том, что обязательства по кредитному договору (договору займа) будут полностью исполнены в кратчайшие сроки после получения кредита (займа) за счет средств государственной поддержки, является недобросовестной практикой, которая вводит граждан в заблуждение, а также свидетельствует о непроведении кредитором (заимодавцем) либо проведении им недостаточно качественного анализа реальной платежеспособности указанных граждан, их имущественного и финансового положения, что в дальнейшем может повлечь за собой нагнетание социальной напряженности в связи с невозможностью обслуживания накопленной кредитной нагрузки. В ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные признаки совершения фиктивных (мнимых) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств по ипотечным кредитам (займам) были выявлены в отношении 28 организаций, в том числе АО «Датабанк», по результатам проведения выборочной проверки заявлений на выплату средств государственной поддержки и прилагаемых к ним подтверждающих документов. В частности по заявлениям АО «Датабанк» на выплату средств государственной поддержки зафиксированы обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении указанной организацией кредитов (займов) гражданам исключительно для целей возникновения у последних права на участие в программе без фактического улучшения жилищных условий семей, а именно: наличие случаев передачи права собственности на один и тот же объект недвижимости в рамках проведения различных сделок, предполагающих погашение задолженности по кредиту за счет средств государственной поддержки; признаки фальсификации предоставленных документов; наличие негативной информации по взиманию комиссии с граждан за выдачу
кредита (поступившие на рассмотрение АО «ДОМ.РФ» обращения граждан,
в которых содержится информация про взимание комиссии, направлены в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации письмом от 30.05.2023 № 7183-АН для проведения проверки); завышение стоимости реализуемых объектов недвижимости. Таким образом, дальнейшее осуществление выплат в рамках реализации программы по заявлениям ряда организаций, в том числе АО «Датабанк», связано с крайне высоким риском нецелевого расходования средств государственной поддержки ввиду их получения по мнимым (притворным) основаниям. В целях минимизации указанного риска и пресечения противоправных действий АО «ДОМ.РФ» направлены в адреса компетентных ведомств письма с просьбой проведения проверки деятельности соответствующих организаций, осуществление выплат по заявлениям организаций приостановлено. Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения заявление № было направлено на доработку кредитору по причине приостановления рассмотрения заявлений АО «Датабанк» и осуществления выплат по таким заявлениям в связи с высоким риском нецелевого использования средств государственной поддержки, обусловленным наличием признаков фиктивности (мнимости) кредитных сделок по предоставлению ипотечных жилищных кредитов. Заявление №, в том числе входящие в состав заявления документы по обращению Ивановой О.И. за государственной поддержкой, прилагаются к настоящему письму. Изменение порядка рассмотрения заявлений на выплату средств государственной поддержки организаций, в отношении которых выявлены признаки сомнительности (притворности), возможно после получения подтверждения компетентных органов о соответствии осуществляемой такими организациями деятельности требованиям закона.
Представитель ответчика АО «Датабанк» в судебное заседание не явилась, представила письменные пояснения, согласно которым просит исковые требования, заявленные Истцом к АО «ДОМ.РФ», удовлетворить в полном объеме; в удовлетворении исковых требований Истца к АО «Датабанк» отказать в полном объеме. В ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился в АО «Датабанк» с целью получения кредита на приобретение в собственность: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1612 кв.м.. кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, за цену 460 000.00 рублей.
После проведения Банком стандартных процедур проверки представленных Истцом документов, с учетом требований действующего законодательства РФ, было принято решение об одобрении заявки Истца на предоставлении кредита. ДД.ММ.ГГГГ между Истцом и АО «Датабанк» был заключен Кредитный договор № под 14 % годовых, на срок 6 месяцев, на покупку вышеуказанных объектов недвижимости, за цену 460 000.00 рублей. Одним из способов обеспечения исполнение обязательств по кредитному договору является ипотека в силу закона приобретаемого истцом недвижимого имущества.
В соответствии с п. 17 кредитного договора кредит предоставляется путем зачисления суммы кредита на счет истца — заемщика, открытый в Банке. Кредит был предоставлен истцу по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 450 000 рублей, путем безналичного перечисления денежных средств на счет истца.
ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор купли-продажи. В ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости был внесен ДД.ММ.ГГГГ: Земельный участок - №. Записи о регистрации ипотеки в силу закона в пользу АО «Датабанк» в отношении Предмета ипотеки были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ: Земельный участок - №8. Договор купли-продажи сторонами исполнен.
Выплата средств государственной поддержки осуществляется на основании соответствующих заявлений кредиторов, содержащих сведения об обращении граждан за получением средств государственной поддержки, размере задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) заемщика с указанием ее состава, а также информации и документов, подтверждающих соответствие представленной заемщиком заявки на получение средств государственной поддержки. Заявление кредитора (заимодавца) на выплату средств государственной поддержки оформляется по типовой форме. определенной АО «ДОМ.РФ» (п. 5 Порядка взаимодействия). Требования к формам предоставляемых документов публикуются на официальном сайте АО «ДОМРФ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Обращение заемщика должно содержать согласие данное АО «ДОМ.РФ» и ООО «ДОМ.РФ» Центр сопровождения», действующему по поручению АО «ДОМ.РФ», на обработку персональных данных заемщика и его детей, а также согласие на получение сведений необходимых для рассмотрения обращения заемщика: сведений о государственной регистрации рождения из Единого государственного реестра записи актов гражданского состояния, сведений о государственной регистрации обеспечения исполнения обязательств заемщика по
кредитному договору из Единого государственного реестра недвижимости. Обращение заемщика для целей получения средств поддержки должно содержать ссылки на нормативно - правовые источники оснований возникновения у гражданина права на получение средств государственной поддержки (п. 10 Порядка взаимодействия).
Направление Банком заявления о выплате средств государственной поддержки в адрес АО «ДОМ.РФ» осуществляется по каждому ипотечному жилищному кредиту.
При подаче заявления истец, банк соглашаются с условиями Соглашения о сотрудничестве и Порядка взаимодействия, утвержденных АО «ДОМ.РФ».
Банк обязан направлять в адрес АО «ДОМ.РФ» по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки полный комплект подтверждающих документов для целей осуществления АО «ДОМ.РФ» проверки соответствия обращения заемщика и представленных документов требованиям федерального закона. Положения о реализации мер государственной поддержки, Порядка взаимодействия, а также настоящего Соглашения (п.п. 3.2.4., 3.2.5., 3.3.1 Соглашения о сотрудничестве).
Обмен информацией между кредиторами и АО «ДОМ.РФ» осуществляется с использованием Единой информационной системы жилищного строительства (далее по тексту ЕИСЖС) в порядке и на условиях, которые определяются Ответчиком 1. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет» (п. 20 Положения о реализации мер государственной поддержки).
При поступлении заявления Кредитора (заимодавца) на выплату средств государственной поддержки в АО «ДОМ.РФ» каждому поступившему заявлению присваивается уникальный идентификационным номер заявки на выплату средств государственной поддержки в системе ЕИСЖС (п. 13 Порядка взаимодействия).
Согласно, разработанному АО «ДОМ.РФ» руководству пользователя «Единая информационная система жилищного строительства. Личный кабинет кредитора. Модуль «Меры государственной поддержки семей»» заявление проходит несколько последовательно изменяющихся статусов. После изменения статуса заявления на «Подписано и отправлено» считается, что заявление передано в АО «ДОМ.РФ», Заявление доступно дли проверки сотрудникам АО «ДОМ.РФ», не доступно для сотрудников Кредитора.
АО «ДОМ.РФ» осуществляет проверку:
полноты представленного комплекта документов по каждому заявлению на выплату средств государственной поддержки;
полноты сведений по ипотечному жилищному кредиту (займу), содержащихся в заявлении;
соответствия ипотечного жилищного кредита (займа), гражданского и семейного положения заявителя и его детей, обеспечения по ипотечному жилищному кредиту (займу) установленным требованиям.
АО «ДОМ.РФ» не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в Положении о реализации мер государственной поддержки, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа) (п. 10 Положения о реализации мер государственной поддержки).
По результатам анализа АО «ДОМ.РФ» формирует заключение о результатах проведенной проверки и информирует кредитора (заимодавца), представившего соответствующее заявление на выплату средств государственной поддержки. В случае, если в результате проведения проверки АО «ДОМ.РФ» было установлено соответствие заявления кредитора (заимодавца) всем требованиям федерального закона и постановления без исключения, АО «ДОМ.РФ» осуществляет выплату средств государственной поддержки по платежным реквизитам кредитора (заимодавца), указанным в заявлении, в срок не позднее 5 рабочих дней с даты выполнения мероприятий в соответствии с п. 17 Порядка взаимодействия (п. 5 Положения о реализации мер государственной поддержки, п.п. 16-18 Порядка взаимодействия).
В соответствии с п.п. 25, 26 Порядка взаимодействия кредиторов и АО «Дом РФ, предусмотрено, что в целях контроля за целевым использованием предусмотренных программой государственной поддержки денежных средств в любой момент после осуществления выплаты средств кредитору (заимодавцу) при выявлении признаков несоответствия обращения заявителя либо заявления кредитора (заимодавца) требованиям, предусмотренным действующим законодательством, вправе потребовать, а кредитор (заимодавец) либо заявитель обязаны в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения такого требования предоставить в АО «ДОМ.РФ» документы и информацию, подтверждающие соответствие заявления кредитора (заимодавца) установленным требованиям, а также предоставить уполномоченным представителям АО «ДОМ.РФ» возможность ознакомления с такими документами (их оригиналами).
В случае неисполнения кредитором (заимодавцем) либо заявителем вышеуказанных требований АО «ДОМ.РФ» вправе потребовать возврата ранее выплаченных кредитору (заимодавцу) средств государственной поддержки по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу), в отношении которого выявлены несоответствия. Кредитор (заимодавец) обязан перечислить истребованную АО «ДОМ.РФ» сумму средств государственной поддержки на счет АО «ДОМ.РФ», указанный в требовании, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения такого требования»
В целях распоряжения средствами государственной поддержки ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился к Банку с заявлением о погашении ипотечного жилищного кредита в размере 450 000.00 (Четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, также были предоставлены все необходимые для рассмотрения заявления документы, предусмотренные п. 5 Положения о реализации мер государственной поддержки, а именно: заявление о погашении ипотечного жилищного кредита; согласие на обработку персональных данных Истца и его сына; документы, удостоверяющие личность и гражданство заемщика; документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; документы, подтверждающие материнство (отцовство) заемщика в отношении детей; документы, подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита; документы, подтверждающие приобретение заемщиком жилого помещения; страховые номера индивидуального лицевого счета.
Также с заявлением в адрес Банка были приложены дополнительные документы, подтверждающие расчеты с продавцом.
ДД.ММ.ГГГГ Банк представил в АО «ДОМ.РФ» в электронной форме с использованием ЕИСЖС заявление Истца и необходимые документы.
Заявление зарегистрировано в ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» ДД.ММ.ГГГГ за №.
ДД.ММ.ГГГГ в 16:10:37 в личном кабинете Банка в ЕИСЖС статус рассмотрения заявления Истца изменился на «на доработке».
В п. 4 Положения о реализации мер государственной поддержки указаны основания для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа), а именно: представление заявителем не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения в документах, предусмотренные п. 5 Положения.
Как было указано ранее, АО «ДОМ.РФ», полученные от заемщика документы и содержащиеся в них сведения, должен проверять на предмет соблюдения условий, предусмотренных п. 7 Положения о реализации мер государственной поддержки. Постановление Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170 наделило АО «ДОМ.РФ» правом устанавливать только Порядок взаимодействия кредиторов (заимодавцев) и АО «ДОМ.РФ». а также требования к формам документов (оригиналы/копии, в случае необходимости способ заверения). Фактически АО «ДОМ.РФ» устанавливаются дополнительные требования для заявителя (заемщика), не предусмотренные Порядком взаимодействия, а в случае их неисполнения следует отказ в удовлетворении его заявления.
Кроме того, действующее законодательство РФ не содержит законных оснований для произвольного приостановления АО «ДОМ.РФ» рассмотрения заявления.
Причина отклонения АО «ДОМ.РФ» выплаты по заявлению Истца № от ДД.ММ.ГГГГ не связана с недобросовестными действиями со стороны Истца, или с некомплектностью документов, представленных для выплаты, или с их недействительностью, или с несоответствием Истца требованиям Закона № 157-ФЗ.
Частью 5.2. Закона № 157-ФЗ установлен перечень лиц, которые могут являться кредитором (заимодавцем) по кредитному договору (договору займа) в целях предоставления мер поддержки. Одним из таких лиц являются кредитные организации в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Кредитная организация осуществляет деятельность на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Банк имеет лицензию на осуществления банковской деятельности, которая не отозвана, деятельность не приостановлена ни ЦБ России, ни правоохранительными органами. Банку не известно о фактах проведения в отношении него проверок, в области реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Нет ни каких предписаний или ограничений. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Банка не проводилось никаких проверок, за исключением плановой проверки Банка России. В любом случае, проверка деятельности Банка не может является основанием для ущемления прав Истца - получателя средств государственной поддержки по принципу вида кредитора по ипотечному кредиту и для отказа в выплате Истцу. Своими действиями АО «ДОМ.РФ» ставит под сомнение основополагающий принцип равенства участников регулируемых им отношений, и тем самым выходит за рамки своей компетенции предоставленные ему в ходе реализации мер государственной поддержки.
Считаем, что Истец отвечает всем условиям для получения мер государственной поддержки, предусмотренных Законом № 157-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170, поэтому его заявление было одобрено Ответчиком 1 и включено в реестр на оплату.
Считаем, что требования заявленные Истцом в отношении АО «Датабанк» не подлежат удовлетворению, так как АО «Датабанк» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Взаимодействие между АО «ДОМ.РФ» и АО «Датабанк» в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам осуществляется на основании Соглашение о сотрудничестве в форме договора присоединения.
В соответствии с условиями Соглашения о сотрудничестве кредитор производит прием от лиц, обращающихся за получением мер государственной поддержки, имеющих ипотечные кредитные обязательства перед Банком, заявлений на выплату средств государственной поддержки, комплект необходимых документов, после чего направляет их посредством электронного взаимодействия в АО «ДОМ.РФ». По результатам рассмотрения заявления АО «ДОМ.РФ» и получения соответствующей информации от Ответчика 1 Банк уведомляет заемщиков о результате и в случае поступления от АО «ДОМ.РФ» средств государственной поддержки осуществляет погашение задолженности заемщиков по ипотечному жилищному кредиту.
В принятии решений по заявлениям о предоставлении мер государственной поддержки Банк участия не принимает. Права Истца Банком каким-либо образом нарушены не были, поскольку Банк произвел прием заявления и необходимого пакета документов у Истца на получение меры поддержки в виде погашения предоставленного Банком кредита на приобретение объектов недвижимости и осуществил их дальнейшее направление в установленном порядке в АО «ДОМ.РФ».
Основания отказа, указанного АО «ДОМ.РФ» по заявлению Истца в личном кабинете ЕИСЖС, не предусмотрены действующим законодательством.
Требования, заявленные к ненадлежащему ответчику, не подлежат удовлетворению.
Представитель третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения, из которых следует, что исходя из норм Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ, Правил № 1170 и Положения № 1170, в полномочия Минфина России входит контроль соответствия запрошенного возмещения затрат АО «ДОМ.РФ» на предоставление гражданам-заемщикам мер государственной поддержки фактически предоставленным мерам такой поддержки. Данный контроль осуществляется в части размера денежных сумм, а также наличия в заявлении о получении субсидии и документах, подтверждающих затраты, сведений подлежащих указанию (наименование кредитора (заимодавца), реквизиты кредитного договора (договора займа), его валюта, дата рождения третьего или последующего ребенка, родившегося в период с 01.01.2019 по 31.12.2023, размер задолженности заемщика, наименования и реквизиты документов, подтверждающих произведенные затраты). Вопросы обоснованности отказа АО «ДОМ.РФ» гражданам-заемщикам в предоставлении мер государственной поддержки не входят в предмет контроля Минфина России и являются самостоятельной ответственностью Общества. В случае получения АО «ДОМ.РФ» в составе субсидии денежных средств в целях предоставления истице Ивановой О.И. мер государственной поддержки обязанность Общества возвратить неиспользованные средства в федеральный бюджет следует из нормативных положений Правил № 1170.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся, надлежащим образом извещенных участников судебного заседания.
Выслушав истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 1 Федеральный закон от 03.07.2019 N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (пункт 1).
Право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу) (пункт 2).
Меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом), (пункт 4).
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до 1 июля 2024 года заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является, среди прочих: приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения; полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пункте 1 настоящей части; полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона N 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170 утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
На основании п. 4 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170 (ред. от 29.09.2022), направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании заявления заемщика о погашении кредита (займа). К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения. Представление заявителем (заявителями) не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа).
В силу п. 5 указанного Положения, к заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы: - документ, удостоверяющий личность и гражданство заемщика; - документы, удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; - документы, подтверждающие материнство заемщика в отношении детей; - документы, подтверждающие приобретение заемщиком жилого помещения или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 8 Положения, в случае представления заявления о погашении кредита (займа) кредитором вместе с его обращением представляются в общество также документы, подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа) и размер задолженности по такому ипотечному жилищному кредиту (займу), и информация о реквизитах счета для направления средств на погашение кредита (займа1) в соответствии с настоящим Положением не позднее 7 рабочих дней со дня получения от заявителя (заявителей) заявления о погашении кредита (займа1) и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
Согласно абзацам 3 и 4 п. 10 Положения, общество не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа), если указанными документами, а в случаях, предусмотренных пунктами 7(2) и 8 настоящего Положения, - также документами, направленными в общество кредитором, подтверждается соблюдение заемщиком условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.
В случае неподтверждения соблюдения таких условий общество принимает решение об отказе в направлении средств на погашение кредита (займа).
В соответствии с п. 20 Положения обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети "Интернет".
В судебном заседании установлено, что Иванова О.И. является матерью троих несовершеннолетних детей Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д. 23-25).
ДД.ММ.ГГГГ между Ивановой О.И. (покупатель) и И., действующей по доверенности от имени и в интересах А., (продавец) заключен договор купли-продажи земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1612 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Цена договора составляет 460 000 рублей. Из п. 2.1 договора следует, что имущество приобретается покупателем за счет собственных средств и кредитных средств, предоставляемых АО «Датабанк» по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Из п. 2.4 договора следует, что имущество в обеспечение обязательств, принятых по вышеуказанному кредитному договору, считается находящимся в залоге у кредитора в силу закона с момента государственной регистрации права собственности покупателя на имущество и ипотеки в силу закона. Деньги в сумме 10 000 рублей получены И. при подписании договора (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Датабанк» и Ивановой О.И. заключен кредитный договор №, согласно которому Ивановой О.И. предоставлен кредит в сумме 450 000 рублей, на срок 6 месяцев, по процентной ставке 14 % годовых. Из п. 12 договора следует, что целью использования заемщиком кредита является приобретение в собственность Ивановой О.И. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, за 460 000 рублей (л.д. №).
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Датабанк» осуществило перевод на расчетный счет А., перечислены денежные средства в сумме 450 000 рублей. Назначение платежа: покупка земельного участка по адресу: <адрес> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Из выписки из единого государственного реестра недвижимости следует, что по адресу: <адрес>, находится земельный участок с кадастровым №, площадью 1612+/- кв.м., предоставленный для индивидуального жилищного строительства, расположенный на землях населенных пунктов, правообладателем указана Иванова О.И., запись от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в АО «ДОМ.РФ через кредитную организации АО «Датабанк» с заявлением о погашении задолженности по ипотечному кредиту средствами государственной поддержки семей, в соответствии с правом по получению государственной поддержки семей, имеющих детей, и целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), определенной Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и "Положением о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 г. № 1170, для погашения задолженности в размере 450 000 рублей (л.д. №).
К заявлению были приложены так же согласие на обработку персональных данных истца и ее дочери С. (л.д. №).
Банк ДД.ММ.ГГГГ направил заявление Ивановой О.И. в АО «ДОМ.РФ», заявление было зарегистрировано в ЕИСЖС №. В тот же день банк получил от АО «ДОМ.РФ» в личном кабинете сообщение о статусе рассмотрения заявления Истца «на доработке».
Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете банка в ЕИСЖС статус был заявления изменен на «Отклонено» в связи с выявлением в отношении ряда организаций признаков совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки для погашения задолженности по ипотечным жилищным кредитам (займам), посредством проведения сомнительных (притворных) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств, в том числе на основании сведений, предоставленных органом внутренних дел, выплатам средств государственной поддержки по заявлениям указанных организаций приостановлена до получения компетентной правовой оценки указанной деятельности со стороны соответствующих ведомств.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом и кредитной организацией были в АО «ДОМ.РФ» представлены документы, указанные в пунктах 4, 5, 7 Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), данных о содержащих недостоверные сведения в таких документах, не имеется.
Toт факт, что АО «ДОМ.РФ» ДД.ММ.ГГГГ принял решение об одобрении заявки истца, свидетельствует о том, что оснований для отказа в предоставлении мер государственной поддержки, предусмотренных указанным Положением, не имелось.
Дальнейшее изменение ответчиком АО «ДОМ.РФ» статуса заявления с одобренного на отмененный, по мнению суда, является незаконным, поскольку доказательств наличия предусмотренных законом обстоятельств, послуживших основанием для отказа в удовлетворении заявления о погашении обязательств по ипотечному жилищному займу в отношении Ивановой О.И., суду не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы представителя ответчика АО «ДОМ.РФ» о том, что в деятельности АО «Датабанк» выявлены признаки мнимых (притворных) сделок по приобретению недвижимости, не обоснованны, поскольку доказательств о признании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ивановой О.И. и И., действующей по доверенности от имени и в интересах А., кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ивановой О.И. и АО «Датабанк», недействительной (ничтожной) сделкой по основаниям, предусмотренным ст.ст. 166, 170 ГК РФ, ответчиком не предоставлено. Напротив, на момент заключения договора купли-продажи земельного участка, сторонами сделки были совершены необходимые действия, направленные на создание соответствующих правовых последствий, связанных с переходом права собственности, договор исполнен сторонами в полном объеме, правовые последствия, предусмотренные названным договором, наступили. Заемные денежные средства по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ поступили на счет продавца А.
Доводы о проводимой проверке в момент рассмотрения заявки Ивановой О.И. в отношении ряда организаций, в том числе АО «Датабанк» не подтверждены. Правовое решение в отношении АО «Датабанк», сведений об отзыве или приостановлении лицензии на осуществление банковской деятельности, суду не представлено. Данных о том, что проверка касается кредитного договора, заключенного АО «Датабанк» с Ивановой О.И., не имеется.
Кроме того, по мнению суда, проверка деятельности кредитной организации не может влиять на право истца на реализацию мер государственной поддержки.
Что касается требований истца к АО «Датабанк», то суд считает их необоснованными.
Так, в соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора. Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 814 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В силу п.п. 1 п. I ст. 352 ГК РФ залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства.
Пунктом 1 ст. 407 ГК РФ определено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ, надлежащее исполнение прекращает обязательство.
При заключении кредитного договора сторонами были определены: предмет договора, порядок предоставления кредита, порядок пользования кредитом и его возврата, обязанности и права сторон, основания и порядок расторжения договора, и прочие условия, учтивая, что договор сторонами не расторгнут, истцом обязательства не исполнены в полном объеме, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований о прекращении начисления процентов за пользование кредитом и сторнировании процентов за пользование кредитом, об обязании погасить регистрационные записи об ипотеке (снять ипотеку).
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой О.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Акционерного общества «ДОМ.РФ» об отказе в удовлетворении заявления № от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой О.И. на выплату средств государственной поддержки семей, имеющих детей, по ипотечному кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Ивановой О.И. и АО «Датабанк».
Обязать АО «ДОМ.РФ» направить денежные средства государственной поддержки семей, имеющих детей, в размере 450 000 рублей на погашение задолженности Ивановой О.И. перед АО «Датабанк» по ипотечному кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья В.И. Корняков