Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-12114/2023 от 21.09.2023

Судья: Чиркова Е.А.              № 33а-12114/2023

УИД: 63RS0044-01-2023-003698-51

№ 2а-3477/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей    Пудовкиной Е.С., Ромадановой И.А.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 3 августа 2023 г.,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гуляндин А.С. обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска управления по надзору за самоходными машина государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Самарской области (далее – Государственная инспекция гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска), министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - министерство), в котором, с учетом уточнения требований, просил суд признать отказ Государственной инспекции гостехнадзора г. Самары и г.Новокуйбышевска в прекращении государственной регистрации снегоболотохода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель № , государственный регистрационный знак , незаконным; прекратить государственную регистрацию на транспортное средство с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 29 ноября 2022 г. при посещении личного кабинета налогоплательщика обнаружил исчисленный на его имя транспортный налог за 2021 год в отношении снегоболотохода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак . Вместе с тем, на основании договора купли-продажи № от 22 июля 2016 г., акта приема-передачи снегоболотоход выбыл из его собственности. Ранее он обращался в суд с требованиями о снятии снегоболотохода с регистрационного учета, решением суда заявленные требования были удовлетворены, однако определением вышестоящей инстанции решение районного суда было отменено. В основу апелляционного определения судебной коллегией положено обстоятельство не соблюдения им заявительного (досудебного) порядка, в связи с чем он снова обратился в Государственную инспекцию гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска с заявлением о снятии транспортного средства с государственного учета, на что получил отказ, что послужило основанием для обращения с административным иском в суд.

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 3 августа 2023 г. административный иск Гуляндина А.С. удовлетворен. Ответ Государственной инспекции гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска от 08 июня 2023 г. № об отказе в приеме документов Гуляндина А.С. на снятие с регистрационного учета самоходной техники признан незаконным; на Государственную инспекцию гостехнадзора г.Самары и г. Новокуйбышевска возложена обязанность снять с регистрационного учета снегоболотоход <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель №, государственный регистрационный знак на имя Гуляндина А.С., в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу (л.д. 92-100).

В апелляционной жалобе министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области просило суд решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 102-105).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В заседании судебной коллегии представители министерства Мичева О.Ю. и Бадбаев Р.В. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного истца Гуляндина А.С. – Ельчанинов Д.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно карточке учета самоходной машины с 25 марта 2013 г. по настоящее время Гуляндин А.С. является собственником снегоболотохода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель № , государственный регистрационный знак (л.д. 57).

22 июля 2016 г. между Гуляндиным А.С. (продавцом) и ООО «Волга-Продукт» в лице директора Земельева И.В. (покупателем) заключен договор № купли-продажи, по условиям которого в пользу покупателя перешло право собственности на самоходную машину - снегоболотоход <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель № , государственный регистрационный знак . Стоимость снегоболотохода определена сторонами договора в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 11-12, 55).

Согласно акту приема-передачи от 22 июля 2016 г., в пользу ООО «Волга-Продукт» переданы самоходная машина в технически исправном состоянии, комплект ключей и документация на снегоболотоход в подлинниках (л.д. 13, 56).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ООО «Волга-Продукт» 7 июля 2017 г. прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения (л.д. 22-28).

Исходя из того, что покупателем не исполнена обязанность по государственной регистрации самоходной машины в десятидневный срок после заключения договора, Гуляндин А.С. обратился в суд с иском о прекращении государственной регистрации снегоболотохода.

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 6 марта 2023г. административный иск Гуляндина А.С. удовлетворен, государственная регистрация снегоболотохода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель № , государственный регистрационный знак , на имя Гуляндина А.С. прекращена (л.д. 47-48).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30 мая 2023 г. вышеприведенное решение районного суда отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении административного иска Гуляндина А.С. отказано, ввиду не соблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования спора (л.д. 49-51).

8 июня 2023 г. представителем Гуляндина А.С. - Филатовой М.И. в Государственную инспекцию гостехнадзора Самарской области сдано заявление о снятии снегоболотохода с регистрационного учета, с приложением доверенности, подтверждающей полномочия представителя, копии договора купли-продажи № 2 от 22 июля 2016 г. и акта приема-передачи от 22 июля 2016 г. (л.д. 19, 69-71).

В этот же день заявление было рассмотрено уполномоченным органом, в принятии пакета документов Гулядину А.С. было отказано. В обоснование отказа указано на отсутствие регистрационных документов (свидетельства о регистрации техники), паспорта техники (в случае отсутствия электронного паспорта), а также необходимость предоставления подлинников документов, либо их электронных образов (л.д. 20-21, 52-54).

15 июня 2023 г. административный истец обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области с просьбой прекратить государственную регистрацию права на самоходную машину, на что ответ до настоящего времени не поступил (л.д. 140).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем соблюдены необходимые требования по снятию транспортного средства с регистрационного учета на имя Гуляндина А.С. То обстоятельство, что поданный для оказания муниципальной услуги пакет документов является неполным, не содержит свидетельства о регистрации техники и паспорта техники, которые согласно показаниям истца у него отсутствуют, не может являться основанием к отказу в удовлетворении административного иска, поскольку, в противном случае, восстановление прав и охраняемых законом интересов Гуляндина А.С. не представляется возможным, что противоречит основным задачам правосудия. Поскольку предъявленные законом требования к административной процедуре содержат перечень необходимых документов для оказания муниципальной услуги, которые у административного истца отсутствуют, обращение с административным иском в суд в данном случае является единственным способом защиты прав и интересов Гуляндина А.С. при таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.

Так, в силу статьи 28 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение вопросов осуществления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственной регистрации самоходных машин и других видов техники и прицепов (полуприцепов) к ним производится органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (далее - Правила).

Согласно пункту 49 Правил владельцы обязаны снять технику с государственного учета в случае прекращения права собственности на технику либо прекращения владения техникой на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 50 Правил снятие с государственного учета техники осуществляется органом гостехнадзора на основании документов, указанных в абзацах третьем - пятом и седьмом пункта 6 настоящих Правил, а также при предъявлении свидетельства о государственной регистрации техники и государственного регистрационного знака.

Как следует из содержания пункта 6 Правил, государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.

Для государственной регистрации техники представляются следующие документы: заявление по форме согласно приложению № или (абзац 3); документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил (абзац 4); документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем (абзац 5); паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом «действующий» в автоматизированной системе «Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники) (абзац 7).

Пунктом 51 Правил установлено, что снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях №1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники (выписки из электронного паспорта техники, представляемой по инициативе заявителя), государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем.

Приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 30 декабря 2022 г. № утвержден административный регламент министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области по предоставлению государственной услуги «Государственная регистрация тракторов, самоходных машин и прицепов к ним» (далее – Административный регламент).

В силу пункта 3.7.1. Административного регламента владельцы обязаны снять технику с государственного учета в случае прекращения права собственности на технику либо прекращения владения техникой на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 2.6.1.4. Административного регламента для снятия с учета техники необходимо представление следующих документов: заявления по форме, установленной приложениями 1, 2, 3, 4 к настоящему Административному регламенту; паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; документа, подтверждающего полномочия представителя собственника (владельца) техники, в случае, если документы подаются представителем; регистрационного документа (свидетельства о регистрации техники); паспорта техники (в случае отсутствия электронного паспорта); государственного регистрационного знака (при наличии); документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники (в случае ее отчуждения, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем).

Пунктом 2.7.1. Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе, непредставление всех необходимых документов, перечисленных в подразделе 2.6.1 настоящего Административного регламент.

В силу пункта 3.2.3 Административного регламента инженер-инспектор при выполнении рассматриваемой административной процедуры, в том числе, проверяет соответствие перечня представленных заявителем документов перечню документов, установленных подразделом 2.6.1 настоящего Административного регламента.

Как следует из материалов дела в карточке учета самоходной машины с 25 марта 2013 г. по настоящее время Гуляндин А.С. является собственником снегоболотохода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель № , государственный регистрационный знак (л.д. 57).

22 июля 2016 г. между Гуляндиным А.С. (продавцом) и ООО «Волга-Продукт» в лице директора Земельева И.В. (покупателем) заключен договор № купли-продажи, по условиям которого в пользу покупателя перешло право собственности на самоходную машину - снегоболотоход <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер , двигатель № , государственный регистрационный знак . Стоимость снегоболотохода определена сторонами договора в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 11-12, 55).

Согласно акту приема-передачи от 22 июля 2016 г., в пользу ООО «Волга-Продукт» переданы самоходная машина в технически исправном состоянии, комплект ключей и документация на снегоболотоход в подлинниках (л.д. 13, 56).

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что ООО «Волга-Продукт» 7 июля 2017г. прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения (л.д. 22-28).

8 июня 2023 г. представителем Гуляндина А.С. - Филатовой М.И. в Государственную инспекцию гостехнадзора Самарской области сдано заявление о снятии снегоболотохода с регистрационного учета, с приложением доверенности в подтверждение полномочий представителя, копии договора купли-продажи № от 22 июля 2016 г., копии акта приема-передачи от 22 июля 2016 г. (л.д. 19, 69-71).

В этот же день заявление рассмотрено уполномоченным органом, в принятии пакета документов Гулядину А.С. было отказано. В обоснование отказа указано на отсутствие регистрационных документов (свидетельства о регистрации техники), паспорта техники (в случае отсутствия электронного паспорта), а также необходимость предоставления подлинников документов, либо их электронных образов (л.д. 20-21, 52-54).

Административный истец не оспаривает тот факт, что часть документов, необходимых для предоставления государственной услуги – снятие с учета техники, им представлена не была.

Таким образом, материалами дела установлено, что административный ответчик при получении заявления Гуляндина А.С. в лице представителя Филатовой М.И. о снятии снегоболотохода с регистрационного учета, действовал в рамках вышеуказанного Административного регламента и норм действующего законодательства.

Доказательств нарушения оспариваемым отказом в принятии документов прав административного истца материалы дела не содержат, поскольку, как было установлено ранее, обязанность по снятию техники с регистрационного учета в случае ее отчуждения лежит на собственнике (продавце) техники, а не на покупателе.

Позиция административного истца, что указанный выше Административный регламент не подлежит применению в настоящем случае, ввиду того, что отчуждение имущества было произведено 22 июля 2016 г., в то время как Административный регламент действует с 30 декабря 2022 г., является несостоятельной.

В период отчуждения административным истцом указанного имущества действовало постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 № «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Из содержания пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № следует, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после снятия с учета транспортных средств.

В свою очередь, как следует из приведенного пункта, физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 № регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом «действующий», оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Таким образом, законодательство, действующее на момент отчуждения Гуляндиным А.С. снегоболотохода, также устанавливало обязанность собственника техники, в случае ее отчуждения, снять ее с регистрационного учета, с предоставлением к соответствующему заявлению документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

При этом, следует отметить, что согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. № вышеприведенное разъяснение применимо к любому зарегистрированному праву собственности.

Таким образом, в случае если зарегистрированное право нарушает права административного истца, последний не лишен права обратиться в суд с заявлением о признании права отсутствующим, что в рассматриваемой ситуации, вопреки позиции суда первой инстанции, будет являться надлежащим способом защиты права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения административных требований, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 3 августа 2023г. отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административного искового заявления Гуляндина А.С. к Государственной инспекции гостехнадзора г. Самары и г.Новокуйбышевска, министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о признании отказа в прекращении государственной регистрации транспортного средства незаконным, обязании устранить нарушения, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 31 октября 2023 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-12114/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Гуляндин А.С.
Ответчики
Государственная инспеция гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска Самарской области
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Другие
ООО Волга - Продукт
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.09.2023Передача дела судье
17.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее