86RS0001-01-2020-002559-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,
при секретаре Шенбергер Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2108/2020 по исковому заявлению Дячука Романа Михайловича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоения данного звания, взыскании судебных расходов.
установил:
Дячук Роман Михайлович обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоения данного звания, взыскании судебных расходов.
Свои требования истец мотивирует тем, что имеет требуемый трудовой стаж, награжден Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации, знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года», имеет удостоверение о награждении серебряной медалью «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР». Истец обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда». 13.03.2020 года письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Истец считает отказ в признании Благодарности Министерства энергетики Российской Федерации ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» незаконным и просит суд обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда», взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оказание юридических услуг в размере 87 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Истец, ответчик, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле указанных лиц.
Суд, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец Дячук Роман Михайлович награжден Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации на основании приказа министра энергетики Российской Федерации № 230-П от 05.08.2003 года за образцовой выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в топливно-энергетическом комплексе, что подтверждено представленной в материалы дела копией Благодарности; серебряной медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР на основании Постановления № 110-н от 19.11.1990 года; знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года».
13.03.2020 года письмом №15-исх-3808 Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что в разделе Перечня наград, которым установлены ведомственные знаки отличия в труде, являющиеся основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», отсутствуют Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, знак «Победитель социалистического соревнования 1980 года». Серебряная медаль ГК ВДНХ СССР не относится ни к ведомственным знакам отличия в труде, ни к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации. Подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается ответчиком.
Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято по данному вопросу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» «за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
В пункте 9 постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2000 года №777 «Об утверждении Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации», действовавшем в период награждения истца, указано, что министр в установленном порядке присваивает работникам отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе работникам центрального аппарата Министерства, почетные звания, награждает почетными грамотами и иными ведомственными знаками отличия.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14.07.2008 года №11 «О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации» (Приложение 1 к приказу Министерства энергетики РФ от 14.07.2008 года №11) утвержден перечень ведомственных наград Министерства энергетики Российской Федерации, в числе которых указана и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации.
Данный Приказ издан во исполнение пункта 5.2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 года № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации», которым Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
В пункте 5 названного выше Приказа №11 Министерства энергетики Российской Федерации, указано, что приказы о награждении работников, осуществлявших деятельность в топливно-энергетическом комплексе и нефтехимической промышленности, изданные до вступления в силу настоящего Приказа, считаются действительными.
Таким образом, Министерство энергетики Российской Федерации применило в отношении истца меры поощрения и наградило ведомственным знаком отличия в труде.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Положения о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования» 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 года, награждение знаком «Победитель социалистического соревнования» от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.
Таким образом, нагрудный знак «Победитель социалистического соревнования 1980 года» является ведомственным знаком отличия в труде.
Вместе с тем, на основании Постановления Совмина СССР от 15.01.1959 № 85 «О Выставке достижений народного хозяйства СССР» в целях улучшения пропаганды достижений промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, науки и культуры, быстрейшего внедрения в промышленное и сельскохозяйственное производство и строительство передового опыта предприятий, строек, колхозов, совхозов, ремонтно-технических станций, передовиков и новаторов производства, а также достижений научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций открыта Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ) в г. Москве в 1959 году и утверждено Положение о ней, согласно которому она организована как единая, постоянно действующая всесоюзная выставка достижений промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, науки, техники и культуры и является центральным учреждением СССР (п. 1 Положения), главной задачей которой является активная пропаганда новейших достижений науки, техники, культуры и передового опыта и обучение работников всех отраслей народного хозяйства передовым методам производства (п. 2 Положения).
Согласно п. 10 Положения руководство ВДНХ СССР осуществляется Главным комитетом, который создает необходимые органы для рассмотрения и подготовки предложений по вопросам работы Выставки, подготовки и проведения межотраслевых тематических выставок и смотров и которому предоставлено право утверждать условия и порядок награждения участников Выставки дипломами, медалями и премиями за особые достижения в деле освоения новой техники и внедрения ее в промышленность, сельское хозяйство, строительство и на транспорте, за успехи в области науки и культуры, а также утверждать образцы этих медалей и дипломов (п. 9 Постановления).
Представленное истцом удостоверение о награждении серебряной медалью ВДНХ СССР не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что ВДНХ СССР является учреждением СССР, не относящимся к органам государственной власти, в связи с чем указанная медаль не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
К исковому заявлению истцом приложена копия трудовой книжки от 12.01.1972 года, справка ГУ-УПФР в г.Нягани ХМАО-Югры (межрайонное) подтверждающие его трудовой (страховой) стаж.
В силу положений статьи 2.1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как было указано выше, Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, знак «Победитель социалистического соревнования 1980 года» являются ведомственными знаками отличия в труде. Истец имеет необходимый трудовой стаж, то есть полностью соответствует критериям и относится к категориям граждан, указанным в статье 2.1 вышепоименованного Порядка присвоения званий «Ветеран труда».
Ссылка и обоснование своего решения ответчика отсутствием знака отличия в труде, которым награжден истец в перечень наград для присвоения званий «Ветеран труда» и отсутствие награды истца в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 года №103-п основан на неправильном толковании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», так как в полномочия субъекта Российской Федерации входит только определение порядка, условий присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки Ветеранам труда и Ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Кроме того, ответчиком в нарушение положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» не принято во внимание, что истец 26.02.1981 года награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1980 года», 05.08.2003 года был награжден Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации, по состоянию на 30.06.2016 года имеет страховой стаж более 25 лет в календарном исчислении, что подтверждается записями трудовой книжки, поэтому по состоянию на 30.06.2016 года у истца возникло право на присвоение звания «Ветеран труда».
Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению Дячука Романа Михайловича, суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия о труде.
В пункте 1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда», что указывает на обоснованность предъявления требований к ответчику.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому подлежит взысканию с ответчика в пользу Дячука Романа Михайловича сумма государственной пошлины, уплаченной им при обращении в суд, в размере 500 рублей.
В соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец просит взыскать с ответчика расходы за оказание юридической помощи в размере 87 000 рублей, приложив договор № 18 на оказание юридических услуг от 25.03.2020 года, расписку в получении денежных средств в размере 32 000 рублей, договор № 19 на оказание юридических услуг от 25.03.2020 года, расписку в получении денежных средств в размере 55 000 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 12 -14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны (статьи 94, 100 ГПК РФ, статьи 106, 112 КАС РФ, статья 106, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При этом следует отметить, что подлежит оценке не цена работы (услуг), формируемая представителем, а именно стоимость работ (услуг) по представлению интересов в конкретном деле. Соответственно, критерием оценки становится объем и сложность выполненных работ (услуг) по подготовке процессуальных документов, представлению доказательств, участию в судебных заседаниях с учетом предмета и оснований спора.
Разумность пределов расходов подразумевает, что этот объем работ (услуг) с учетом сложности дела должен отвечать требованиям необходимости и достаточности.
Принимая во внимание положения статьи 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретные обстоятельства дела, объем права, получившего защиту, категорию дела, не участия представителя истца в судебных заседаниях, суд полагает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 3 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Дячука Романа Михайловича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоения данного звания, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отказе в присвоении Дячуку Роману Михайловичу звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Дячуку Роману Михайловичу звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Дячука Романа Михайловича 3 600 рублей в счет возмещения судебных расходов.
В остальной части исковых требований, судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд – Югры.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Г.А.Клименко