г/д 2-1056/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Верхняя Салда 24 ноября 2014 года
Верхнесалдинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего Комогоровой Т.И.
при секретаре судебного заседания Кислицыной А.С.
с участием прокурора И.
истца Ш.
представителя Управления социальной политики по Верхнесалдинскому району О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Ш. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики по Верхнесалдинскому району о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Ш. о возложении на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанности построить (приобрести) жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной постановлением главы Верхнесалдинского городского округа № .... от ДД.ММ.ГГГГ, равной 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, для Ш.., распределить жилое помещение Ш.; обязать ГКУ «Фонд жилищного строительства»» подготовить договор найма специализированного жилого помещения в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Ш. жилого помещения и направить данный договор в Управление социальной политики Свердловской области по Верхнесалдинскому району; обязать Управление социальной политики по Верхнесалдинскому району обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Ш., которой распределено жилое помещение сроком на 5 лет, в течение 5 рабочих дней со дня подписания Ш. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указал, что над несовершеннолетней Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением главы муниципального образования <..> № .... от ДД.ММ.ГГГГ была установлена опека, опекуном назначена Ш., поскольку юридически отца у ребенка нет, мать ребенка Ш. решением <..> суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Постановлением главы <..> округа № .... от ДД.ММ.ГГГГ Ш., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для дальнейшего предоставления жилого помещения во внеочередном порядке. Ш. с ДД.ММ.ГГГГ включена в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
В последствии в соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верхнесалдинский городской прокурор, действуя в интересах Ш., уточнил заявленные требования, просит возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанности построить (приобрести) жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной решением Думы городского округа <..> № .... от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), равной 16 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, для Ш., распределить жилое помещение Ш.; обязать ГКУ «Фонд жилищного строительства»» подготовить договор найма специализированного жилого помещения в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Ш. жилого помещения и направить данный договор в Управление социальной политики Свердловской области по Верхнесалдинскому району; обязать Управление социальной политики по Верхнесалдинскому району обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Ш., которой распределено жилое помещение сроком на 5 лет, в течение 5 рабочих дней со дня подписания Ш. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства. В обоснование заявленных требований указал, что Ш. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с лишением матери Ш. родительских прав. Юридически отца нет. До достижения совершеннолетия Ш. находилась под опекой Ш., закрепленного жилого помещения не имеет. Зарегистрирована по месту жительства опекуна в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного фонда и в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в городском округе <адрес>. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, суду также пояснил, что порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства», уполномоченное для заключения договоров найма специализированных жилых помещений. Подготовленный договор найма специализированного жилого помещения направляется в Управление социальной политики для подписания его ребенком-сиротой, которому распределено жилое помещение. Подписанный экземпляр договора найма специализированного жилого помещения в течение 5 рабочих дней от даты подписания возвращаются Управлением социальной политики в государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства». Ш., оставшаяся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда, в связи с чем у нее возникло право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Ш. заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, суду также пояснила, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку решением <..> суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Ш. лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельство о рождении внесены со слов матери. С ДД.ММ.ГГГГ была установлена опека, опекуном назначена бабушка Ш.. Зарегистрирована и проживает в квартире опекуна, закрепленного жилого помещения не имеет. С ДД.ММ.ГГГГ стояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации <..> округа. С ДД.ММ.ГГГГ включена в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда на территории городского округа <..>, поскольку фактически там проживает. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Представитель Управления социальной политики по Верхнесалдинскому району не признает заявленные требования. Суду пояснила, что Ш. на основании приказа начальника Управления социальной политики по <адрес> № .... от ДД.ММ.ГГГГ включена в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда, числится под № .... Порядок реализации права лиц из числа детей-сирот на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого фонда в Свердловской области регламентирован Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП, от 24.04.2013 № 527-ПП. Управление социальной политики по Верхнесалдинскому району участвует в процедуре обеспечения жильем сирот. При поступлении адресного перечня жилых помещений для распределения детям-сиротам, жилое помещение государственного специализированного жилищного фонда будет предоставлено Ш. по договору найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора будут возвращены в Фонд жилищного строительства.
Представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела судебной повесткой, направленной почтой, о чем в материалах дела имеется уведомление (л.д.40), а также путем направления извещения на электронную почту (л.д.59).
Представитель государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился по неизвестной причине, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела судебной повесткой, направленной почтой, о чем в материалах дела имеется уведомление (л.д.39), а также путем направления извещения на электронную почту (л.д.58).
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ст. 98 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым регламентирован порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, введена в Жилищный кодекс Российской Федерации ст. 109.1.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что с 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме по достижению возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Порядок реализации права лиц из числа детей-сирот на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого фонда в Свердловской области регламентирован Постановлениями Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 491-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ № 527-ПП.
Именно указанными Постановлениями определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем такой категории лиц.
Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 установлен Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Согласно ст.ст. 2, 14, 19 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», на территории Свердловской области ведется учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляются списки граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления жилых помещений учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики <адрес>. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется Министерством социальной политики Свердловской области.
Как следует из материалов дела, Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Ш. на основании решения <..> суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д.14); данные об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.11). Постановлением главы муниципального образования «<адрес>» № .... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) с учетом согласия на установление опеки матери ребенка, отца у которого юридически нет, над несовершеннолетней Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, опекуном назначена бабушка Ш.. Пунктом 3 указанного постановления за несовершеннолетним ребенком на время нахождения под опекой закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>
Постановлением главы <..> округа № .... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) пункт 3 постановления главы муниципального образования «<адрес>» № .... от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.
Из справки МУП ЖКХ «<..> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), копии паспортных данных (л.д.9) следует, что Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В квартире также зарегистрированы наниматель жилого помещения Ш., супруга Ш., внучка Ш., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Решением <..> суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17) в иске <..> прокурора в интересах несовершеннолетних Ш., Ш. к Ш., Ш. о признании договора передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность недействительным отказано. На основании указанного решения суда орган опеки и попечительства дал согласие на исключение из числа участников приватизации жилого помещения несовершеннолетних Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.18).
Постановлением главы <..> округа № .... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для дальнейшего предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.
По сведениям федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения в отношении Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В информационной базе данных филиала СОГУП «Областной Центр недвижимости» «Верхнесалдинское БТИ и РН» сведения о недвижимом имуществе, принадлежащем Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также отсутствуют (л.д.23).
Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Верхнесалдинскому району в пределах предоставленных ему полномочий приказом № .... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21) приняло на учет несовершеннолетнюю Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющую статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, не являющуюся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и собственником жилого помещения, для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В судебном заседании установлено, что данный приказ в установленном законом порядке никем не оспорен, следовательно, Ш. имеет право на предоставление ей жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП.
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п. п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В силу п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (пункт 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (пункт 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в Управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами (пункт 9).
Исходя из смысла вышеприведенных постановлений Правительства Свердловской области, функции данных органов государственной власти Свердловской области неразделимо связаны как между собой, так и с функциями других участвующих в предоставлении жилых помещений органов, являются составной частью единой процедуры предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, на территории которого планируется приобретение (строительство, реконструкция) жилых помещений для детей-сирот.
Согласно <..> норма предоставления общей площади жилого помещения составляет 16,5 квадратных метров общей площади в расчете на одного члена семьи; учетная норма общей площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном жилищном фонде устанавливается 16 квадратных метров.
В судебном заседании установлено, что Ш. не имеет закрепленного жилого помещения, какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности у Ш. отсутствуют. Зарегистрирована и фактически проживает в жилом помещении, сособственником которого является опекун Ш.. Ш. по месту своего проживания состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда, достигла совершеннолетия, в связи с чем обязательства по ее воспитанию со стороны Ш. прекратились. Следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда в соответствии положениями ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Свердловской области определен механизм реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, не было реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
При этом в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18 летнего возраста.
Доводы представителя ответчика о том, что жилищные права истца не нарушены, поскольку жилое помещение Ш. будет предоставлено в порядке очередности, а предоставление жилого помещения в ином порядке нарушит права лиц, состоящих на учете, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
Несмотря на то, что с 01.01.2013 установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, необходимо учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Так, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Ш. ДД.ММ.ГГГГ достигла совершеннолетия, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено.
Ш. не может быть лишена гарантированного и нереализованного права на предоставление ему жилого помещения. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет в качестве нуждающегося, от времени включения в список и должно быть реализовано без указания какого-либо срока. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Кроме того, обеспечение жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от отсутствия либо недостаточности финансирования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в соответствии с вышеприведенными нормами права, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано построить (приобрести) жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной Решением Думы городского округа <..> № .... от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. <..>), равной 16 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, для Ш., распределить жилое помещение Ш.
Также в судебном заседании установлено, что надлежащим ответчиком, в компетенции которого находятся вопросы по заключению договоров найма специализированных жилых помещений, является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Таким образом, суд приходит к выводу о возложении на Фонд обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Шкребень Т.Н. жилого помещения и направить данный договор в Управление социальной политики Свердловской области по Верхнесалдинскому району.
Учитывая, что Управление социальной политики по Верхнесалдинскому району участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, обеспечивая подписание договоров и своевременный их возврат в Фонд, данная обязанность является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам. Таким образом, на Управление социальной политики по Верхнесалдинскому району необходимо возложить обязанность по обеспечению подписания договора найма специализированного жилого помещения Ш., которой распределено жилое помещение сроком на 5 лет, в течение 5 рабочих дней со дня подписания Ш. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих заявленные истцом требований и возражения против них ответчика, лежит, соответственно, на каждой из сторон. В судебном заседании были созданы необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела на основе принципа равноправия сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Ш. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики по Верхнесалдинскому району о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной Решением Думы городского округа <..>, равной 16 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, для Ш.; распределить жилое помещение Ш.;
Возложить обязанность на государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении Ш. жилого помещения и направить данный договор в Управление социальной политики Свердловской области по Верхнесалдинскому району;
Возложить обязанность на Управление социальной политики Свердловской области по Верхнесалдинскому району обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Ш., которой распределено жилое помещение сроком на 5 лет, в течение 5 рабочих дней со дня подписания Ш. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение составлено 01.12.2014.
Судья –