Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2803/2023 от 01.02.2023

судья: Энгель А.А. гр. дело № 33-2803/2023

(гр. дело № 2-3608/2021) 63RS0031-01-2021-005154-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2023г. г.о.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Головиной Е.А.,

судей: Серикова В.А., Мокшаревой О.Г.,

при секретаре Нугайбековой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лекомцева С.В. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 09.11.2021, которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Взыскать с Лекомцева С.В. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с марта 2019 года по август 2020 года в размере 65 996,63 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 180,00 руб., а всего взыскать 68 176,63 (шестьдесят восемь тысяч сто семьдесят шесть рублей 63 копейки) рублей.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Головиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к Лекомцеву С.В. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.

Требования мотивированы тем, что истец осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области. Утвержденный предельный тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 годы для населения в сумме – 598,16 руб./кв.м. (с учетом НДС). Норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных домов и индивидуальных домов и составляет 0,091 м.куб. в год. Ответчик является собственником объекта недвижимости, площадью 851 кв.м., расположенного по <адрес> Сумма ежемесячной платы ответчика за услугу по обращению с ТКО составляет 3860,18 руб., исходя из расчета: 851 кв.м. х 0,091 куб.м./год /12 месяцев х 598,16 руб./куб.м. С 01.01.2019 года Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. В адрес ответчика выставлялись платежные документы на оплату услуг, однако ответчик обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО не исполнял в период с марта 2019 года по август 2020 года, ввиду чего образовалась задолженность в размере 65 996,63 руб. Судебный приказ о взыскании с Лекомцева С.В. задолженности вынесен и по возражениям должника, отменен. Задолженность ответчиком до настоящего времени не погашена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчика задолженность за услуги по обращению с ТКО в сумме 65 996,63 руб., а также 2 180 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

Судом первой инстанции постановлено вышеизложенное решение.

Не согласившись с принятым судебным актом, Лекомцев С.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.

Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно: ч.1 ст. 157.1 ЖК РФ и Постановления Губернатора Самарской области от 29.12.2018 №256 и от 11.12.2019 №219, на которые ссылался ответчик. Полагает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в части взыскания с ответчика за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с марта 2019 по 30.06.2019. Считает, что при расчете, судом неверно взята площадь дома 851 кв.м. Оспаривает заключенность договора на оказание услуг по обращению с ТКО, поскольку отсутствуют доказательства того, что ответчик приступил к исполнению предложенного договора, на условиях, указанных в оферте. Считает, что не установлены обстоятельства фактического предоставления истцом ответчику услуги по обращению с ТКО. Полагает, что судом допущены нарушения процессуальных норм, поскольку отказано в принятии встречного иска.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Ответчик Лекомцев С.В. подал апелляционную жалобу, после принятия апелляционной жалобы судебной коллегией и назначения рассмотрения дела в судебном заседании 30.03.2023г. направил в адрес суда апелляционной инстанции 29.03.2023г. ходатайство об участии в судебном заседании путем использования ВКС, ввиду чего судебное заседание было отложено и слушание дело назначено на 20.04.2023г., организовано ВКС с Центральным районным судом г. Тольятти Самарской области, 19.04.2023г. поступило ходатайство об отложении, в котором Лекомцев С.В. просил отложить ввиду его болезни, каких-либо подтверждающих документов дополнительно не представлено, заседание судебной коллегии отложено на 25.05.2023г., организовано ВКС, 25.05.2023г. от Лекомцева С.В. поступило ходатайство об отложении, в котором он указывает на то, что явиться не может ввиду нахождения в командировке за пределами Самарской области, дополнительные документы не представлены в подтверждение.

Изложенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика, заявляющего ходатайства об отложении на кануне или в день судебного заседания об отложении без предоставления соответствующих доказательств уважительной неявки в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, с которым организовывалось каждый раз ВКС.

Процессуальное поведение ответчика, надлежащим образом извещаемого судом о времени и месте судебных заседаний, неоднократно заявлявшего ходатайства об отложении судебных заседаний и не представившего письменных доказательств уважительной неявки, свидетельствует о его злоупотреблении процессуальными правами, что не может явиться основанием для бесконечных отложений слушаний дела с извещениями сторон почтой и организацией ВКС, поскольку отложения нарушают права другой стороны на своевременное рассмотрение дела.

Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания своего имущества.

В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии со ст. 442 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского Кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

На основании ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.3, 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч.11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354.

В соответствии с пп. «а» п. 148(23) и пп. «в» п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), а потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из материалов дела следует, что Лекомцев С.В. является единоличным собственником жилого дома по <адрес>, площадью 851 кв.м, с 29.03.2019 года (т.1, л.д.16-18).

С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.

Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора, и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 г.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", все собственники ТКО (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

В соответствии с абз. 2 п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):

,

где:

Si - общая площадь i-го жилого помещения;

- норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. (п.9 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 года № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 года № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года № 1023, утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов составляет 0,091 м3 в год. Расчет стоимости оказываемых Региональным оператором услуг производится по формуле: Единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) х предельный тариф (598,16 руб./м3) / 12 (количество месяцев в году).

Согласно вышеприведенной формуле расчета, сумма ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО для ответчика составляет 3860,18 руб.

По мнению судебной коллегии, данный расчет отвечает требованиям ч.1 ст.157 ЖК РФ, согласно которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По изложенным выше мотивам, доводы апелляционной жалобы, касаемые не применения судом ч.1 ст. 157.1 ЖК РФ и Постановления Губернатора Самарской области от 29.12.2018 №256 и от 11.12.2019 №219, основаны на неверном толковании ответчиком норм материального права, содержат его субъективное мнение о правильности разрешения спора.

Установлено, что в спорный период Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, т.е. фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес Лекомцева С.В. выставлены квитанции - платежные документы, однако ответчик возложенные обязанности по своевременной оплате оказанных услуг не исполнены.

В связи с ненадлежащим исполнением Лекомцевым С.В. обязательств по оплате оказанных услуг, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуги по обращения с ТКО за период с 01.01.2019 года по август 2020 года в размере 65996,63 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема).

Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228.

Согласно п. 11, п.12, п.15 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), Реестр представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО, который ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде и включает в себя, в частности, раздел с данными о нахождении мест (площадок) накопления ТКО.

Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит Схему, которая отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16 Правил N 1039).

Информации о месте размещения контейнерных площадок находится в открытом доступе в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации г.о.Тольятти.

Судебная коллегия принимает во внимание общедоступность контейнеров для накопления ТКО, обязанность накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, и приходит к выводу, что потребитель не лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО посредством использования любой, в том числе ближайшей к месту жительства, контейнерной площадки общего пользования, включенной в территориальную схему Самарской области, утвержденную приказом Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области».

Фактов неисполнения истцом обязательств по транспортировке ТКО не установлено. Допустимых и неопровержимых доказательств, подтверждающих, что ответчик не пользовался услугами ООО «ЭкоСтройРесурс» по обращению с твердыми коммунальными отходами, суду не представлено.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, что ответчик приступил к исполнению предложенного договора, на условиях, указанных в оферте, судебная коллегия находит несостоятельными, руководствуясь п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, п. 1 ст. 426 ГК РФ, поскольку заключение договора на вывоз ТКО является обязанностью потребителя, односторонний отказ от исполнения договора при установленных выше обстоятельствах законом не предусмотрен.

Вопреки доводов апелляционной жалобы, судом первой инстанции верно произведен расчет задолженности, исходя из общей площади жилого дома 851 кв.м, что отвечает требованиям Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года № 1023, абз. 2 п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Отказ суда в принятии встречного искового заявления не свидетельствует о нарушении норм процессуального права, поскольку не препятствует ответчику обратиться в суд с самостоятельным иском за защитой нарушенных прав в гражданско-правовом порядке.

Вопреки доводов апелляционной жалобы, резолютивная часть решения суда отвечает требованиям ч.5 ст.198 ГПК РФ в редакции, действовавшей на момент постановления решения судом.

По сути, доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на неправильное толкование норм гражданского законодательства и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела. Ввиду чего, согласно ст.330 ГПК РФ, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 09.11.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Лекомцева С.В. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33-2803/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО ЭкоСтройРесурс
Ответчики
Лекомцев С.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.02.2023[Гр.] Передача дела судье
30.03.2023[Гр.] Судебное заседание
20.04.2023[Гр.] Судебное заседание
25.05.2023[Гр.] Судебное заседание
05.06.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее