Дело N 2-290/2023
37RS0016-01-2023-000310-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года <адрес>
Пучежский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Федичевой И.Ю.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> (истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверкой по исполнению законодательства, регулирующего вопросы обеспечения органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, расположенных на территории Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района, установлено, что противопожарные водоемы, расположенные на <адрес> в <адрес>, в д. <данные изъяты> сельского поселения, которые используются с целью забора воды для пожаротущения, не имеют подъезда с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Кроме того, к указанным водоисточникам отсутствуют указатели со светоотражающей поверхностью либо световые указатели, подключенные к сети электроснабжения и включенные в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, а также направления движения к ним. Указанные нарушения не препятствуют обеспечению своевременного и в необходимых объемах забора воды для целей пожаротушения и, как следствие, создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, а также уничтожения принадлежащего им имущества, в случае возникновения пожара. Ввиду чего, прокурор <адрес>, обращаясь в защиту неопределенного круга лиц, просит суд обязать администрацию Пестяковекого сельского поседения Пестяковского муниципального района <адрес> устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести источники противопожарного водоснабжения, расположенные по адресам: <адрес>, <данные изъяты> в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности, а именно: - обустроить подъезд к источникам противопожарного водоснабжения площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, а также оборудовать указатели со светоотражающей поверхностью либо световые указатели, подключенные к сети электроснабжения и включенные в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, а также направления движения к ним.
Определением Пучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части требований о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности в отношении источника противопожарного водоснабжения в д. <адрес> прекращено ввиду отказа истца от части исковых требований.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО2 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что завяленный прокуратурой срок для устранений выявленных нарушений достаточен для исполнения решения суда.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района <адрес>, не явился, о дне, месте, времени проведения судебного заседания извещен в порядке ст. 113 ГПК РФ, об уважительности неявки не уведомил, об отложении дела не просил. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В письменном отзыве на иск указал, что заявленные исковые требования признает частично - в части отсутствия площадки (пирса) с твердым покрытием размером не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года у естественного водоема (река) в <адрес> и водоема (пруда) <данные изъяты>. С другими требованиями не согласны, т.к. список противопожарных водоисточников, расположенных на территории Пестяковского сельского поселения, утверждается соответствующим распоряжением администрации, в котором водоем (пруд) в <адрес> не значится. В указанном населенном пункте проживает 11 человек, ввиду чего в силу действующего законодательства наличие противопожарного водоснабжения не является обязательным. В <данные изъяты> <данные изъяты> к водоисточникам в <данные изъяты> и в <адрес> установлены информационные таблички. Кроме того, не согласны с требованиями об установлении срока устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в бюджет Администрации Пестяковского сельского поселения на <данные изъяты> г. денежные средства, направленные на исполнение решения суда, не заложены. Выделение указанных средств возможно только в <данные изъяты>, что с учетом необходимости проведения контрактной процедуры приведет к нарушению сроков исполнения решения суда.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел данное дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в числе прочего относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Исходя из части 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся: национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Статьей 62 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Согласно ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ территории населенных пунктов должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся, в том числе, водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», пунктом 10.10 которого предусмотрено, что к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.
В силу п. 48 Правил противопожарного режима направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В ходе проведенной отделением надзорной деятельности и профилактической работы Пучежского, Юрьевецкого, Пестяковского и <адрес>ов)управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> проверки установлены нарушения названных требований законодательства, а именно пожарные водоемы в <адрес>) и в <данные изъяты> не соответствуют требованиям пожарной безопасности: отсутствует предусмотренная законодательством площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарного автомобиля и забора воды в любое время года у искусственного водоема (пруда). У водоисточников отсутствуют указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, а также направления движения к нему.
Согласно представленных в материалах дела распоряжений администрации Пестяковского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ежегодно осуществляется проверка состояния противопожарных водоисточников, расположенных на территории Пестяковского сельского поселения, в том числе и в д. Шалаево и <адрес>.
В ходе рассмотрения дела ответчиком факт отсутствия у пожарных водоемов в <адрес>) и в <данные изъяты> твердых площадок (пирсов) с твердым покрытием, отвечающих вышеприведенным критериям, не оспаривался.
Представленные ответчиком фотографии информационных табличек, содержащих данные о наличии пожарного водоема, не могут служить доказательством исполнения ответчиком требований п. 48 Правил противопожарного режима, поскольку имеющиеся информационные таблички не содержат данных о расстоянии до месторасположения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района <адрес> не исполнены требования законодательства об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, что влечет за собой нарушение прав граждан на обеспечение безопасности их жизни и здоровья, а также сохранности имущества. В связи с чем, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлен срок исполнения мероприятий для Администрации Пестяковского сельского поселения - до ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из объема мероприятий, которые необходимо провести ответчику, с учетом необходимости скорейшего устранения нарушения норм пожарной безопасности, влекущих нарушение прав граждан на обеспечение безопасности их жизни и здоровья, а также сохранности имущества, указанный в исковом заявлении срок исполнения решения суда является обоснованным.
Вопреки доводам ответчика, доказательств невозможности исполнения решения суда в заявленный прокурором срок в материалах дела в нарушении ст. 56 ГПК РФ им не представлено. При наличии объективных причин, исключающих исполнение решения суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с требованием о предоставлении ему отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора <адрес> (<данные изъяты>) к администрации Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района <адрес> <данные изъяты>) удовлетворить.
Обязать администрацию Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- обустроить подъезд к источникам противопожарного водоснабжения в <адрес> и д. <адрес> площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года;
-оборудовать указатели со светоотражающей поверхностью либо световые указатели, подключенные к сети электроснабжения и включенные в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния месторасположения источников противопожарного водоснабжения в <адрес> и д. <адрес>, а также с указанием направления движения к ним.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись И.Ю. Федичева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.