Дело № 5-456/20
УИД 59RS0035-01-2020-001073-16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Город Соликамск 18 июня 2020 года.
Судья Соликамского городского суда Пермского края Крымских Т.В., при секретаре Басалаевой А.В., с участием главного специалиста-эксперта Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю ФИО5 рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленный в отношении юридического лица ООО «Вайлдберриз», расположенного по адресу 142715, Московская область, Ленинский район, д. Мильково, вл. 1 (ИНН/КПП 7721546864/500301001, ОГРН 1067746062449, зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Московской области 17.01.2006 года), к административной ответственности не привлекавшегося,
установил:
<дата> в отношении юридического лица ООО «Вайлдберриз» главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю ФИО4 составлен протокол № об административном правонарушении.
Протоколом установлено, что при осуществлении осмотра территории Соликамского городского округа в части контроля соблюдения обязательных требований Постановления главного государственного санитарного врача по Пермскому краю № 3 от 03.02.2010 года «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края», п. 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 5 от 02.03.2020 года «О дополнительных мерах по снижению риска завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), п. 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 7 от 18.03.2020 года «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», Указа Губернатора Пермского края № 23 от 29.03.2020 года «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» (в редакции от 31.03.2020 года), Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Распоряжения Правительства Российской Федерации № 762-р от 27.03.2020 года Обществом с ограниченной ответственностью «Вайлдберриз», осуществляющим розничную торговлю с элементами дистанционной торговли непродовольственными товарами (в т.ч., предметами одежды и обуви для мужчин и женщин), не отнесенными к категории непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении к Указу Губернатора Пермского края № 23 от 29.03.2020 года «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», с использованием в качестве магазина (стационарного объекта розничной торговли) – пункта выдачи интернет-заказов ООО «Вайлдберриз», размещенный во встроенных нежилых помещениях на втором этаже 4-этажного жилого многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Черняховского, 16, обнаружено следующее:
в 14.15 часов 02.04.2020 года юридическое лицо ООО «Вайлдберриз», осуществляя по указанному адресу деятельность по розничной торговле с элементами дистанционной торговли непродовольственными товарами, не отнесенными к категории непродовольственных товаров первой необходимости, допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности и введения ограничительных мероприятий (карантина) ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) невыполнение противоэпидемических мероприятий в виде исполнения ограничительных мер, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, установленных п. 1.3 Указа Губернатора Пермского края № 23 от 29.03.2020 года «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», предусматривающей приостановление с 28 марта 2020 года до 5 апреля 2020 года работы объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему Указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки, а именно: осуществлялась работа пункта выдачи интернет-заказов по адресу ул. Черняховского, 16 г. Соликамска Пермского края, входные двери открыты, объявления о том, что магазин не работает, отсутствует. На входе в помещение имеются объявления «Оплата только по безналичному расчету», «В связи с эпидемиологической ситуацией запускаем на пункт самовывоза по 1 человеку!!!», «Уважаемый клиент! Дверь закрыта, так как обслуживается клиент. Как только клиент выйдет, дверь откроется, и Вы можете заходить. Заходить на ПВЗ только по 1 человеку. Спасибо за понимание». В магазин после входа проверяющих лиц заходили посетители для получения товаров и их возврата, дожидаясь выхода посетителей на крыльце. Использование ООО «Вайлдберриз» в период введения в Пермском крае режима повышенной готовности и введения ограничительных мероприятий (карантина) ввиду угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) стационарного объекта розничной торговли (магазина) для выдачи товаров, не переходя к почтовой и курьерской доставке товаров, приобретаемых дистанционным способом, приводит к неконтролируемым контактам населения у стационарного объекта торговли, создает угрозу возникновения неконтролируемых очагов (вспышек) инфекционного заболевания.
В действиях юридического лица ООО «Вайлдберриз» усмотрено нарушение требований п. 1.3.2 Указа Губернатора Пермского края № 23 от 29.03.2020 года «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», ст. 6, 10, 11, 29, 31, 35 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Законный представитель ООО «Вайлдберриз», защитник в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя и защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Должностное лицо - главный специалист-эксперт Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО4 в судебном заседании настаивал на привлечении ООО «Вайлдберриз» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и пояснил, что ООО «Вайлдберриз» вменяется нарушение пункта 1.3 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 (с изменениями, внесенными Указом Губернатора от 31.03.2020 года № 26) «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», поскольку, юридическое лицо осуществляло деятельность в период действующего запрета.
Исследовав указанный выше протокол об административном правонарушении, заслушав должностное лицо, изучив представленные материалы дела, доказательства, судья городского суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность; виновность лица; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусмотрела что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;.. обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;.. проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания...
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность для граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц.
Таким образом, статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении № от <дата>, юридическому лицу ООО «Вайлдберриз» вменено нарушение требований к проведению мероприятий, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае, предусмотренных Указом Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае».
Согласно ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся… на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования,.. в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ч. 1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (ч. 2).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В силу п. 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 года № 5 (ред. от 13.03.2020) «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития необходимо своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Губернатора Пермского края от 29.03.2020 года № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», а именно, пунктом 1.3 временно приостановлена на территории Пермского края с 28 марта 2020 г. работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему Указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Указ Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» принят на основании пп «б» п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с введением на территории Пермского края режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что юридическому лицу ООО «Вайлдберриз» вменено нарушение требований и правил поведения, предусмотренных Указом Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае».
Кроме того, в судебном заседании должностное лицо пояснял, что ООО «Вайлдберриз» вменено нарушение Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23.
Несоблюдение ООО «Вайлдберриз» требований п. 1.3 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку нарушений каких-либо санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных диспозицией данной статьи ООО «Вайлдберриз» не допущено, ссылки в протоколе об административном правонарушении на нарушение норм санитарных правил отсутствуют.
При этом часть 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрела административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы дела, судья городского суда приходит к выводу, что в действиях ООО «Вайлдберриз» отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «Вайлдберриз» не вменено. Переквалификация действий юридического лица в данном случае невозможна.
Частями 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В связи с изложенным, судья городского суда приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9 – 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда
постановил:
в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вайлдберриз» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд.
Судья Т.В. Крымских.