Решение
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года г. Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Балашова В.А.,
при секретаре Горбатовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1450/2020 года по иску Соколова И.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице Филиала Отдела социальной защиты населения по г. Новомосковску, Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
Соколов И.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице Филиала Отдела социальной защиты населения по г. Новомосковску, Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании за ним права на получение мер социальной поддержки, в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и обязании назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату.
Свои требования мотивирует тем, что является ветераном труда и как лицо имеющее статус «Ветеран труда» в силу статей 3,7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» приобрел право на меры социальной поддержки. Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда он обращался 22.06.2020 года, ему было отказано, в связи с тем, что он не достиг возраста, дающего ему право на назначение пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Просит суд, признать за ним право на меры социальной поддержки, установленные статьями 3 и 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ему с 22 июня 2020 года ежемесячную денежную выплату.
Истец Соколов И.И. в судебное заседание, не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Подъяпольская С.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом. Представила суду возражения на исковое заявление, указывает, что истец основывает свои требования на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не представил документы, подтверждающие достижение возраста, дающего право на назначении пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О страховых пенсиях». Просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ ТО «УСЗН» и отказать Соколову И.И. в удовлетворении исковых требований о признании права на получение мер социальной поддержки.
Ответчик Министерство труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил, представителя не направил.
На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии со статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
По делу установлено, что Соколов И.И. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением «Ветеран труда» Серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как ветеран труда Соколов И.И имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Соколов И.И. 22 июня 2020 года обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, но в удовлетворении данного заявления ему было отказано, что подтверждается ответом ГУ ТО «УСЗН Тульской области».
Данный отказ в части назначения Соколову И.И. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд считает неправомерным исходя из следующего.
Исходя из буквального толкования содержания статьи 7 Закона, возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 7 Закона законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда и не ставит в зависимость от каких - либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого - либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Соколов И.И. обратился с письменным заявлением к ответчику о назначении данной выплаты 22 июня 2020 года, следовательно, указанная выплата должна быть ему назначена с этой даты.
Поскольку Закон Тульской области № 493 - ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе дающего право на назначение страховой пенсии по старости (статья 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, суд приходит к выводу о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области, принятыми в пределах их компетенции.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд считает, что истец имеет право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493 – ЗТО, с 22 июня 2020 года.
При таких обстоятельствах исковые требования Соколов И.И. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 7 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» № 493-░░░ ░░ 28.12.2004 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 7 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» № 493-░░░ ░░ 28.12.2004 ░░░░, ░ 22 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░