№2-332/2022
УИД 70RS0015-01-2019-000515-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2022 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Емельянова Е.В.,
при секретаре Семеновой А.Н.,
помощнике судьи Репине А.В.,
с участием истца Семёновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению Семёновой Т.А. к Администрации ОТВЕТ. района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа,
установил:
Семенова Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации ОТВЕТ, Томской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 33 кв.м. общей площади, за счет средств областного бюджета. В обоснование заявленных требований указала, что Семёнова (до замужества Морозова) Т.А., <данные изъяты>, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В свидетельстве о рождении в графе «отец» указан ФИО1, в графе «мать» - ФИО2., которые лишены родительских прав решением <адрес> районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № 4 она определена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время собственного жилья, пригодного для проживания, у нее нет. Постановлением администрации ОТВЕТ. от ДД.ММ.ГГГГ № № она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Староювалинского сельского поселения. В результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению жилого помещения нарушены её жилищные права, гарантированные статьей 40 Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством. На основании изложенного, руководствуясь статьей 92 ЖК РФ, статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», и статьей 3 ГПК РФ, просит суд обязать администрацию ОТВЕТ. Томской области предоставить ей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 33 квадратных метров общей площади за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании истец Семенова Т.А. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что Администрацией ОТВЕТ поселения до настоящего времени она не обеспечена жильем, она включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления Администрации ОТВЕТ от ДД.ММ.ГГГГ года. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – Глава Администрации ОТВЕТ. надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление, в котором просила исковое заявление рассмотреть без ее участия и принять решение на усмотрение суда.
Третье лицо - Администрация Томской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Представителем ФИО3 действующим на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия доверенности один год), представлен отзыв, в котором высказаны возражения против удовлетворения иска. В обоснование указано, что согласно предоставленной к исковому заявлению документации Семенова Т.А. состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ОТВЕТ. Томской области. Истец свои требования основывает на законодательстве о дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот). В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области. Согласно пункту 4.1 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года № №, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Список). Вместе с тем, истцом не приложены документы, подтверждающие отсутствие у нее в настоящее время недвижимого имущества (жилых помещений) на праве собственности. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований. Также обращает внимание суда на то, что приобретение жилых помещений для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требует значительных временных затрат. В связи с чем, в случае удовлетворения исковых требований, просил суд учесть условия, сопутствующие приобретению жилого помещения в порядке, установленном федеральным законодательством, предоставить отсрочку исполнения решения суда в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (отзыв на исковое заявление по делу № 2-332/2022).
Определив на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о рассмотрении искового заявления в отсутствие ответчика и представителя третьего лица, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), вступившего в законную силу с 01 января 2013 года, предусмотрено, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (далее – ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного Кодекса (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если не реализовано принадлежащее право указанной категории лиц на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 98.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно выписки ЕГРН от 8 декабря 2022 года Семенова Т.А. является собственником 1/3 доли жилого помещения, общей площадью 28,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Однако данное жилое помещение Постановлением Администрации <адрес> Новосибирской области № № от ДД.ММ.ГГГГ признано аварийным, непригодным для проживания.
Решением Кожевниковского районного суда Томской области по делу № № от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию ОТВЕТ. возложена обязанность включить Семёнову Т.А., <данные изъяты>, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ОТВЕТ. поселения в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Администрации ОТВЕТ. от ДД.ММ.ГГГГ № № Семёнова Т.А. включена в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории ОТВЕТ..
Согласно справке Главы ОТВЕТ. от ДД.ММ.ГГГГ и паспорту Семёновой Т.А., последняя зарегистрирована по адресу: Томская область, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, фактически проживает по адресу: Томская область, <адрес>, сведений об основании проживания и площади помещения не имеется. Очередность предоставления жилого помещения Семеновой Т.А. – четвертая в очереди.
В соответствии с решением Совета ОТВЕТ. № № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнения в Решение совета Староювалинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № №» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения установлена в размере 33,0 кв.м.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот из числа указанной категории, отнесено к государственному полномочию, осуществление которого находится в компетенции органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка, сформированного соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; принимают решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» на основании ходатайства органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних; принимают решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключают с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
Поскольку Семёнова Т.А. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, суд приходит к выводу, что она имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
В соответствии с приведенными выше нормами законодательства истец должна быть обеспечена жилым помещением в пределах территории <адрес> муниципального района Томской области, при этом обязанность по обеспечению Семеновой Т.А. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию ОТВЕТ. Томской области.
Исходя из буквального понимания требований ст. 109.1 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, предусматривающих предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Предоставление специализированных жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Жилое помещение истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение специализированно жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди.
Суд учитывает, что на момент постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, Семенова Т.А. являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что за Семеновой Т.А. какое-либо жилое помещение не закреплено, какого-либо жилого помещения, отвечающего учетным нормам жилого помещения на праве собственности, либо на условиях социального найма она не имеет, и на день разрешения спора специализированным жилым помещением по договору найма не обеспечена, в связи с чем является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159 и ст. 5 Закона Томской области № 28–ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Томской области. Статьей 6 Закона Томской области № 188-ОЗ установлено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется за счет средств областного Бюджета путем предоставления субвенций.
Учитывая, что решение указанного вопроса находится в компетенции ответчика, иск Семеновой Т.А. является законным и обоснованным, и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░ 33 ░░.░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
.
.
.
.
.
.
.
.