копия
№ 2-763/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Ялуторовский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи – ФИО15
при секретаре – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-763/2022 по иску ФИО2 к ФИО1 о признании права собственности на нежилое здание,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО1 о признании права собственности на нежилое здание (гараж), площадью №.м., расположенный по адресу: <адрес>, в <адрес>
Заявленные требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрёл в собственность нежилое здание: гараж, площадью № кв.м., расположенный в <адрес>») в <адрес>, на основании договора купли-продажи гаража, заключённого между истцом и ФИО1 в простой письменной форме, который является одновременно документом, подтверждающим приемку-передачу имущества. Стоимость гаража составляет № руб. расчёт по указанному договору был произведён истцом в полном объёме, денежные средства получены ответчиком, после чего гараж был передан в собственность истца. Ранее гараж принадлежал ФИО4, умершему супругу ответчика. Гараж был построен ФИО4 за счёт собственных средств на основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков членов гаражно-строительных кооперативов», но документы на него не были оформлены, так как на территории Российской Федерации отсутствовал Закон, позволяющий гражданам, которым были распределены участки под строительство гаражей, оформить земельный участок и гараж в собственность в упрощенном порядке. Истец обращался к ответчику с просьбой зарегистрировать на своё имя право собственности в упрощенном порядке и передать в его собственность, путём регистрации в Росреестре сделки купли-продажи, но ответчик не отреагировала на его просьбу. В настоящее время истец не может подать документы на государственную регистрацию права собственности в Федеральную службу государственной регистрации, поскольку ответчик, продав гараж без документов, вступило в наследство, но не оформила его, что является для него обстоятельством, препятствующим ему зарегистрировать право собственности на гараж в установленном порядке. Иных лиц, имеющих правопритязания на гараж, не имеется, находится во владении истца, который владеет им, открыто и добросовестно, полностью несет бремя содержания имущества.
Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Суд признает неявку не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Третье лицо ФИО5 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился в полном объёме. Пояснил о том, что истец два года назад по соседству с его гаражом купил гараж, у ФИО13, пользуется им постоянно. В связи с работой в <адрес> работникам в ДД.ММ.ГГГГ году выделяли земельные участки для строительства гаражей, в том числе ФИО13, гаражи они строили полностью за свой счёт. После смерти ФИО13, его супруга продала гараж истцу, в котором он сделал ремонт.
Третье лицо ФИО10 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился в полном объёме. Пояснил о том, что истец два года назад по соседству с его гаражом купил гараж, у ФИО13, пользуется им постоянно. ФИО13 в связи с работой в ФИО16 выделили земельный участок для строительства гаража, он построил гараж, пользовался им до своей смерти. После его смерти его супруга продала гараж истцу, в котором сделал ремент.
Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили отзыв, в котором просят принять решение по делу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, рассмотреть дело в их отсутствие. Суд признает неявку не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Третьи лица ФИО9, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Суд признает неявку не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, находит иск ФИО2 подлежащим удовлетворению в полном объёме.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Согласно договору купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 купил недвижимое имущество-гараж у ФИО1 за № руб. (л.д.14).
Из актовой записи о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 и ФИО6 заключили брак, супруге присвоена фамилия ФИО13(л.д.132).
Согласно актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.132).
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов выбора и предоставлении земельных участков для строительства, строительстве объектов и вводе их в эксплуатацию» вновь организованному гаражно-строительному кооперативу № акционерного общества закрытого типа «Бетон» для строительства гаражных боксов размером 3,5х6 м. каждый в количестве 62 штуки по пер. Шоссейному, площадью 0,2 га.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков членов гаражно-строительных кооперативов» утвержден список членов гаражно-строительного кооператива № <адрес>, акционерного общества закрытого типа ФИО17 (л.д.15).
В указанном списке, поименованном как «Список членов гаражно-строительного кооператива № «<адрес>, ФИО18»», под № значится ФИО4, проживающий <адрес>, <адрес> (л.д.16-17, 147-148).
Вместе с тем, как установлено судом на отведенном ФИО4 месте фактически возвел капитальный гараж. Однако право собственности на него не зарегистрировал, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах от ДД.ММ.ГГГГ.
В архивном фонде архивного отдела <адрес> сведения о предоставлении ФИО4 земельного участка для строительства гаражного бокса, о передаче земельного участка в собственность, о разрешении на строительство гаража, разрешении на ввод в эксплуатацию гаража, отсутствуют, договоры аренды земельных участков в архивный отдел не поступали (л.д.146).
По информации Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в администрации отсутствуют сведения о предоставлении ФИО4 земельного участка для строительства гаражного бокса, в собственность или на праве аренды земельный участок ФИО7 не передавался. Разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию гаража отсутствуют поскольку согласно действующему на № законодательству, выдача таких документов не предусматривалась (л.д. 135).
В реестрах муниципальной собственности, федерального имущества, государственного имущества <адрес> земельный участок и гаражный бокс по адресу <адрес>») в <адрес>, не значатся (л.д.134,135,151), в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на земельный участок и гаражный бокс также отсутствуют (л.д.149-150).
Согласно техническому плану здания, подготовленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: <адрес>») в <адрес>, имеет площадь № кв.м, не нарушает правила землепользования и застройки <адрес>. Наличие здания гаража является безопасным для жизни и здоровья, как самого застройщика, так и пользователей смежных объектов капитального строительства (л.д. 94).
В соответствии с п. 1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Из разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
В силу требований ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи (ч. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Положениями ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Аналогичное разъяснение содержится и в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
На основании п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что нежилое здание (гараж) выстроен истцом на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.
Вместе с тем, как следует из п. 4 ст. 218 ГК РФ, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Принимая во внимание исследованные доказательства по делу и руководствуясь приведенными правовыми нормами, учитывая, что гаражный бокс расположен в пределах предоставленного кооперативу земельного участка, при этом истец был включен в «список лиц, нуждающихся в отводе земельных участков под гаражи и сараи», утвержденный постановлением администрации <адрес> № от 18.11.1993г. «Об утверждении списков членов гаражно-строительных кооперативов», с момента возведения гаражного бокса и до настоящего времени право истца на него никем не оспорено, каких-либо действий со стороны ответчика по его истребованию из владения истца не предпринималось, суд полагает требования истца ФИО2 подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода такого права и (или) сделки с объектом недвижимости (ч.2).
В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (ч. 3).
В этой связи, решение суда является основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск ФИО2 к ФИО1 о признании права собственности на нежилое здание – удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> (паспорт № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес>, право собственности на нежилое помещение (гаражный бокс), общей площадью № кв.м., расположенное по адресу: <адрес>») в <адрес>.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>