Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-207/2022 ~ М-242/2022 от 13.12.2022

Дело № 2-207/2022 УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Усть-Нера 28 декабря 2022 года

Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Неустроевой A.M., единолично,

при помощнике Ковлековой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) Драгомирецкого П.И. в защиту интересов Хянникяйнен Л.А. к администрации муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании недействительной сделки приватизации и применении последствий недействительности сделки

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оймяконского района РС (Я) Драгомирецкий П.И. обратился в суд с иском в защиту интересов Хянникяйнен Л.А. к администрации МО «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании недействительной сделки приватизации и применении последствий недействительности сделки.

В судебном заседании старший помощник прокурора Оймяконского района РС (Я) Синельникова Ю.П. исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Хянникяйнен Л.А., представители третьих лиц: администрации МО «Поселок Усть-Нера» Оймяконского района РС (Я), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС (Я) в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.

Представитель ответчика по доверенности Куприяшенко О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия, представила письменный отзыв о согласии с исковыми требованиями.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Оймяконского районного суда РС (Я) (nera.jak@sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

Суд считает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав прокурора Синельникову Ю.П., исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ между Хянникяйнен Л.А. и администрацией МО «Оймяконский улус (район)» РС (Я) был заключен договор социального найма , согласно которому Хянникяйнен Л.А. было передано жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Хянникяйнен Л.А. и администрацией МО «Оймяконский улус (район)» РС (Я) заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан, по условиям которого в собственность Хянникяйнен Л.А. и ее несовершеннолетних детей ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. передано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Государственная регистрация общей долевой собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В соответствии со ст. 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В ст. 6 Закона закреплено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В ст. 7 приведенного Закона указано, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 1 ЖК РФ, содержащая основные начала жилищного законодательства, предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года (далее - Положение).

В соответствии с п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.

Комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

В силу п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктами 47 - 49 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

По смыслу приведенных правовых норм предметом договора передачи жилого помещения в собственность граждан должно быть жилое помещение, занимаемое гражданином по договору социального найма. Отнесение объекта к жилым помещениям предполагает соответствие его установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, что делает помещение пригодным для постоянного проживания граждан. Вопрос о признании жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания относится к полномочиям межведомственной комиссии, создаваемой (в зависимости от принадлежности жилого дома) органами государственной власти либо органами местного самоуправления.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, созданной на основании распоряжения главы МО «Оймяконский улус (район)» РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) , было проведено обследование жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. В акте указано, что дом каменный, 2-х этажный. Стены из мелких бетонных камней – сквозные трещины и выпадение камней в перемычках, выпучивание отдельных участков стен. Перегородки – глубокие трещины в местах сопряжения со смежными конструкциями. Перекрытия по железобетонным прогонам – следы течи, плесень, трещины в месте опирания на наружные стены. Общий износ дома составляет более 65 %, в связи с чем дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. ).

В заключении межведомственной комиссии, составленном ДД.ММ.ГГГГ по результатам осмотра, отражено, что дом является аварийным и непригоден для дальнейшего проживания (л.д. ).

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ (пункты 1 - 2) недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Анализ исследованных доказательств показывает, что жилой дом, в котором расположено жилое помещение, предоставленное Хянникяйнен Л.А. по договору социального найма, был в установленном законом порядке признан аварийным. На момент заключения договора передачи жилого помещения в собственность Хянникяйнен Л.А. и ее несовершеннолетним детям, спорное помещение находилось в аварийном доме, являлось непригодным для проживания, не отвечало требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и не могло являться предметом договора приватизации.

При данных обстоятельствах исковые требования о признании недействительной сделки приватизации и применении последствий недействительности сделки подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) Драгомирецкого П.И. в защиту интересов Хянникяйнен Л.А. (паспорт ) к администрации муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН ) о признании недействительной сделки приватизации и применении последствий недействительности сделки – удовлетворить.

Признать договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилого помещения в собственность граждан на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> – недействительной сделкой.

Применить последствия недействительности сделки путем исключения из ЕГРН записи о праве общей долевой собственности зарегистрированного по 1/4 доли в праве за Хянникяйнен Л.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья А.М. Неустроева

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинник находится в Оймяконском районном суде Республики Саха (Якутия)

в материалах гражданского дела

2-207/2022 ~ М-242/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Оймяконского района
Хянникяйнен Людмила Александровна
Ответчики
Администрация МО "Оймяконский улус (район)"
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
Администрация МО "Поселок Усть-Нера"
Суд
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Неустроева Анна Михайловна
Дело на странице суда
nera--jak.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2022Подготовка дела (собеседование)
28.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023Дело оформлено
01.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее