Дело №
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Шеди А.В.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой Х.М.,
с участием истца Тоховой А.Д., представителя администрации Назрановского муниципального района Гадаборшева М.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тоховой Азы Д. к администрации с.<адрес> о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
установил:
Тохова А.Д. обратилась в суд свышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по <адрес> «А», с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия. В обоснование заявленного иска указала, что в её владении находится дом, расположенный по адресу: <адрес>, Назрановский муниципальный район, с.<адрес> «А». Данный земельный участок принадлежал её мужу, они проживали в нем с 1992 года. Документов на дом у нее нет, но есть квитанции, подтверждающие оплату налогов на этот дом. После смерти мужа дом перешел в её владение.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия.
В судебном заседании истец Тохова А.Д. поддержала исковые требования с учетом уточнений, просила их удовлетворить.
Представитель администрации Назрановского муниципального района Гадаборшева М.Н. не возражал против удовлетворения иска.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Так, пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ), при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 постановления N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
С учётом вышеизложенного приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь, которое не подменяет собой иные предусмотренные в пункте 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения права собственности.
Обращаясь в суд с иском о признании в силу приобретательной давности права собственности на спорный земельный участок, истец ссылалась на то, что с 1992 года по настоящее время открыто, добросовестно и непрерывно владеет вышеуказанным земельным участком, который был передан ей первоначальным собственником – её супругом Тоховым Х.Т., умершим ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии I-РГ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из свидетельства о браке серии СЯ № следует, что Тохов Х.Т. приходится супругом истцу Тоховой А.Д.
Согласно представленным квитанциям, истец Тохова А.Д. оплачивала налоги и услуги по содержанию домовладения, находящемся на спорном земельном участке.
Притязаний других лиц на данное имущество не имеется.
Кроме того, суд также учитывает, что органы местного самоуправления более 15 лет, в том числе и при рассмотрении судом настоящего дела, интереса к испрашиваемому истцом имуществу не проявляли, правопритязаний в отношении его не заявляли, обязанностей собственника этого имущества не исполняли.
Допрошенные в ходе судебного заседания свидетели Дудургов М.А. и Мержоев Р.Д. подтвердили вышеуказанные обстоятельства, дополнительно пояснив, что истец с 1992 г. владеет земельным участком по <адрес> «А», с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия.
Суд признаёт достоверность этих показаний, оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется. Не противоречат показания указанных свидетелей и другим собранным по делу доказательствам.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец добросовестно, открыто, не скрывая факта нахождения указанного недвижимого имущества, непрерывно более 15 лет владеет им, неся бремя его содержания, в связи с чем полагает требования истца о признании за ней права собственности на земельный участок обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
исковое заявление Тоховой Азы Д. к администрации с.<адрес> о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать за Тоховой Азой Д. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Назрановский муниципальный район, с.<адрес> «A».
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности, и внесения записи о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества в Единый Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна:
Судья А.В. Шеди
*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ