Дело № 2-150/2024
УИД 22RS0023-01-2024-000224-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2024 года с. Калманка
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Рудь Т.О.,
при секретаре Ульрих А.Н.,
с участием процессуального истца помощника прокурора Калманского района Алтайского края Ленц Е.А., представителя ответчика администрации Калманского района Алтайского края Оплачко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калманского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новоромановская средняя общеобразовательная школа», администрации Калманского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Калманского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новоромановская средняя общеобразовательная школа» (далее-МБОУ «Новоромановская СОШ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенной прокуратурой Калманского района Алтайского края проверки исполнения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования и принятию надлежащим мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних на территории образовательных учреждений установлены нарушения. В соответствии с актом обследования и категорирования от 11 мая 2022 года, а также разработанным паспортом безопасности образовательной организации, МБОУ «Новоромановская СОШ», отнесена к четвертой категории опасности. В соответствии с уставом образовательное учреждение имеет филиалы в п. Алтай и с. Панфилово, расположенные по адресам: ул. Советская, 38 п. Алтай, ул. Пензенская, 11 с. Панфилово. В соответствии с установленной категорией опасности объекты категорирования должны быть оснащены системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Однако, результатами проверки установлено, что н требования образовательной организацией не выполнены, паспорта безопасности (акты категорирования) МБОУ «Новоромановская СОШ» и филиала в п. Алтай, в связи с проведением мероприятий по их перекодированию, устанавливают срок исполнения данных мероприятий до мая 2024 года, что с учетом обязанности проведения указанных мероприятий с 2019 года, является необоснованным. Обследованием территории МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов в п. Алтай и в с. Панфилово установлено, что имеющееся по периметру образовательных учреждений ограждение имеет существенные повреждения, вплоть до их отсутствия, что препятствует выполнению мероприятий, предусмотренных подп. «и» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006. Кроме того, установлено, что учреждением ненадлежащим образом исполняются требования, установленные подп. «м» п. 24 указанных Требований, поскольку оснащение системой наружного освещения территории филиалов, расположенных в п. Алтай и с. Панфилово надлежащим образом не организовано. В связи с выявлением указанных нарушений прокурором района в адрес директора МБОУ «Новоромановская СОШ» 23 июня 2023 года внесено представление, в ответ на которое МБОУ «Новоромановская СОШ» сообщено, что меры, направленные на приведение в соответствие паспортов, организация по оснащению системами оповещения и управления, а также по оснащению системами наружного освещения и восстановлении целостности ограждений образовательных учреждений не принимались. Выявленные нарушения указывают на длительное бездействие должностных лиц МБОУ «Новоромановская СОШ», что влечет за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровья несовершеннолетних и является недопустимым. Учредителем и собственником имущества МБОУ «Новоромановская СОШ» является муниципальное образование Калманский район, от его имени функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет администрации Калманского района по образованию.
При указанных обстоятельствах прокурор просит суд признать незаконным бездействие МБОУ «Новоромановская СОШ», выразившееся в неисполнении Требований к антитеррористической защищенности объектов подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российсской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в части не оснащения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай, в с. Панфилово, расположенные по адресам: ул. Советская, 38 п. Алтай, ул. Пензенская, 11 с. Панфилово; не оснащении системой наружного освещения филиала МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай; непринятие мер к актуализации паспортов безопасности МБОУ «Новоромановская СОШ» и филиала в п. Алтай и восстановлению целостности ограждений по периметру территорий МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай и в с. Панфилово.
Возложить на МБОУ «Новоромановская СОШ» обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в порядке, установленном действующим законодательством, обеспечить системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай и в с. Панфилово, расположенные по адресам: ул. Советская, 38 п. Алтай, ул. Пензенская, 11 с. Панфилово; обеспечить системой наружного освещения филиала МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай; актуализировать паспорта безопасности в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» МБОУ «Новоромановская СОШ» и филиала в п. Алтай; восстановить целостность ограждений по периметру территорий МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай и в с. Панфилово.
В ходе рассмотрения дела прокурором требования уточнялись в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в окончательном варианте помимо требований, изложенных в первоначальном исковом заявления, истцом предъявлены требования к ответчику администрации Калманского района Алтайского края, на которого истец просит возложить обязанность по обеспечению финансирования МБОУ «Новоромановская СОШ» на выполнение вышеуказанных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора Калманского района Ленц Е.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, пояснив, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, ранее заявленные в уточненном иске требования к Комитету администрации Калманского района по образованию не поддержала.
Представитель ответчика администрации Калманского района Алтайского края по существу возражений не заявила, указав, что выполнение мероприятий, указанных в исковом заявлении требует значительных материальных затрат, в августе 2024 года принято решение районным собранием депутатов Калманского района Алтайского края № 25, согласно которому бюджет района является дефицитным, в связи с чем не имеется возможности исполнить решение суда в указанный в иске срок, просила установить срок исполнения решения до конца февраля 2025 года.
Ответчик МБОУ «Новоромановская СОШ», третьи лица-комитет администрации Калманского района по образованию, Министерство образования и науки Алтайского края в судебное заседание своих представителей не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Представителем ответчика МБОУ «Новоромановская СОШ» представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указано на то, что имеется положительное заключение на капитальный ремонт здания МБОУ «Новоромановская СОШ», в смете на который предусмотрены мероприятия указанные в иске; в адрес комитета по образованию Калманского района и администрации Калманского района направлены ходатайства о выделении средств на обозначенные цели. В филиале п. Алтай установлена система наружного освещения, к отзыву приложена фотография.
Представителем третьего лица комитета администрации Калманского района по образованию представлена письменная информация о том, что выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности требует больших финансовых затрат, в связи с чем, комитетом направлены заявки в администрацию Калманского района, Министерство образования и науки Алтайского края. Паспорта безопасности образовательных учреждений будут актуализированы до конца 2024 года. Также имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон №273-ФЗ) в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктом «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» ( далее- Федеральный закон № 35-ФЗ) к основным принципам противодействия терроризму относится приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Как следует из статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Для целей антитеррористической защищенности постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Пунктом 1 Требований, предусмотрено, что требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Согласно пункту 2 для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
В силу пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии с подпунктами «г», «д» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе обеспечением охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; заключением договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий).
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях), а также путем исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них (подпункты «г», «д» пункта 20 Требований).
Согласно подпунктом «д» пункта 21 Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
В соответствии с подпунктами «д», «и», «м» пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:- оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 5 Требований).
Предусмотренные вышеназванными пунктами Требований мероприятия направлены на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий). Данное правовое регулирование направлено на охрану здоровья детей в период их пребывания в образовательных организациях, обеспечение безопасных условий образовательной деятельности и реализацию образовательных стандартов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Уставу МБОУ «Новоромановская СОШ» Калманского района является некоммерческим образовательным учреждением и имеет филиалы, в п. Алтай и в с. Панфилово расположенных соответственно по адресам: Алтайский край, Калманский район, п. Алтай, ул. Советская, 38, Алтайский край Калманский район, с. Панфилово, ул. Пензенская, 11. Учредителем данного образовательного учреждения и собственником ее имущества является муниципальное образование Калманский район Алтайского края.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательств в сфере антитеррористической защищенности объектов образования и принятию надлежащих мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних на территории образовательных учреждений в деятельности МБОУ «Новоромановская СОШ», расположенной по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Новороманово, ул. Коммунистическая, 23А и ее филиалов в п. Алтай, с. Панфилово.
По результатам проверки установлено, что в соответствии с актом обследования и категорирования от 11.05.2022, разработанными паспортами безопасности образовательных учреждений, а также локальных нормативных актов по вопросу антитеррористической защищенности, образовательное учреждение МБОУ «Новоромановская СОШ» и ее филиалы отнесены к четвертой категории опасности.
В качестве должностных лиц ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности учреждения и ее филиалов назначены руководители филиалов, заместитель директора по АХЧ МБОУ «Новороманская СОШ», при этом назначение последнего в качестве ответственного лица противоречит п. 5 Требований, поскольку в качестве ответственного лица должен выступать непосредственно руководитель.
Помимо этого установлено, что паспорта безопасности (акты категорирования) МБОУ «Новоромановская СОШ» и филиала в п. Алтай в связи с проведением меропринятий по из перекодированию, устанавливают срок исполнения данных мероприятий до мая 2024 года, что в учетом возложенной обязанности по их проведению с 2019 года, является необоснованным.
По результатам обследования территории МБОУ «Новороманская СОШ» и ее филиалов в п. Алтай, с. Панфилово выявлено, что имеющееся по периметру образовательных учреждений ограждение имеет существенные повреждения, выражающиеся в нарушении его целостности, вплоть до его отсутствия. При нахождении ограждения в указанном состоянии не возможно выполнение мероприятий, предусмотренных подпунктом «и» пункта 24 Требований.
Кроме того, в ходе проверки установлено нарушение требований подпункта «м» пункта 24 Требований, поскольку на территории филиалов в п. Алтай и с. Панфилово не организовано оснащение системой наружного освещения территории.
Факт наличия в МБОУ «Новороманоская СОШ» и ее филиалах, расположенных в п. Алтай и с. Панфилово нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов учреждения, как и перечень выявленных прокурором недостатков, указанных в исковом заявлении, ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
С целью устранения выявленных нарушений, 23 июня 2023 года прокурором Калманского района в адрес директора МБОУ «Новоромановская СОШ» внесено представление об исполнении требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования и принятию надлежащих мер.
По результатам рассмотрения указанного представления, в адрес прокурора района направлен ответ, из которого следует, что в ходе рассмотрения представления, выявленные нарушения нашли свое подтверждение. Оснащение объектов системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), заявка на ограждение по периметру учреждения и филиалов указаны в План-графике в 2023 году; должностным лицам, ответственным за антитеррористическую защищенность объектов вынесены дисциплинарные взыскания.
Как установлено судом, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, доказательств обратного суду не представлено. При этом ссылка ответчика МБОУ «Новоромановская СОШ» на устранение нарушения в части установления системы наружного освещения в филиале п. Алтай, о чем представлена фотография, судом не принимается, поскольку какой-либо акт с участием уполномоченных лиц по принятию данных работ не представлен, об устранении данного нарушения прокурору не сообщалось, проверка не проводилась, в связи с чем установить достоверность указанных доводов ответчика не представляется возможным, а предоставленная в материалы фотография не может служить достаточным основанием для подтверждения указанного факта.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что МБОУ «Новоромановская СОШ» с учетом выявленных нарушений не обеспечено соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объектов образования, относящихся к четвертой категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации, что ущемляет их право на охрану жизни и здоровья, представляет собой угрозу антитеррористической защищенности рассматриваемого объекта, может способствовать трагическим событиям.
Выявленные нарушения свидетельствует о незаконности бездействия ответчика МБОУ «Новоромановская СОШ» по ненадлежащему исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия МБОУ «Новоромановская СОШ», выразившееся в неисполнении Требований к антитеррористической защищенности объектов подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российсской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в части не оснащения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай, в с. Панфилово, расположенные по адресам: ул. Советская, 38 п. Алтай, ул. Пензенская, 11 с. Панфилово; не оснащении системой наружного освещения филиала МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай; непринятии мер к актуализации паспортов безопасности МБОУ «Новоромановская СОШ» и филиала в п. Алтай и восстановлению целостности ограждений по периметру территорий МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай и в с. Панфилово и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Поскольку установлено отсутствие финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение Требований к антитеррористической защищенности объектов МБОУ «Новоромановская СОШ» и ее филиалов, суд, руководствуясь вышеуказанными положениями действующего законодательства, полагает необходимым возложить на Администрацию Калманского района Алтайского края обязанность по финансированию указанных мероприятий.
При этом доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете средств на выполнение мероприятий не могут быть признаны заслуживающими внимания, исходя из того, что нехватка бюджетных средств основанием, освобождающим от исполнения требований законодательства по соблюдению требований антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений, не является.
По смыслу статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе установить срок исполнения решения суда.
Учитывая, что возложенная судом на ответчиков обязанность по совершению комплекса действий требует временных затрат, применительно к правилам ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с нормами п. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует установить срок исполнения решения суда; с учетом объема работ и возможности обеспечения их финансирования, а также принимая во внимание особый статус образовательного учреждения и необходимость скорейшего обеспечения его антитеррористической защищенностью, - в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Калманского района Алтайского края, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоромановская средняя общеобразовательная школа Калманского района Алтайского края» (ИНН 2246002820), выразившееся в неисполнении Требований к антитеррористической защищенности объектов подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в части: не оснащения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай, в с. Панфилово, расположенные по адресам: ул. Советская, 38 п. Алтай, ул. Пензенская, 11 с. Панфилово; не оснащении системой наружного освещения филиала МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай; непринятия мер к актуализации паспортов безопасности МБОУ «Новоромановская СОШ» и филиала в п. Алтай и восстановлению целостности ограждений по периметру территорий МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай и в с. Панфилово.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоромановская средняя общеобразовательная школа Калманского района Алтайского края» (ИНН 2246002820) обязанность в порядке, установленном действующим законодательством, выполнить следующие мероприятия для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования:
- обеспечить системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай, в с. Панфилово, расположенных по адресам: ул. Советская, 38 п. Алтай, ул. Пензенская, 11 с. Панфилово;
-обеспечить системами наружного освещения филиала МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай;
-актуализировать паспорта безопасности в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
-восстановить целостность ограждений по периметру территории МБОУ «Новоромановская СОШ», филиалов МБОУ «Новоромановская СОШ» в п. Алтай, в с. Панфилово, расположенных по адресам: ул. Советская, 38 п. Алтай, ул. Пензенская, 11 с. Панфилово.
Возложить на администрацию Калманского района Алтайского края ИНН 2246000251) обязанность по обеспечению финансирования МБОУ «Новоромановская СОШ» на выполнение перечисленных выше мероприятий.
Установить срок исполнения решения суда- в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 20 августа 2024 года.
Судья Т.О. Рудь