Гражданское дело № 2-115/2024
09RS0009-01-2023-000848-69
Решение
Именем Российской Федерации
01 марта 2024 года а. Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд КЧР в составе: Судьи Матакаева А-Г.И.,
С участием представителя истца - помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Мырзаевой А.С.,
При секретаре Баисовой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, администрации Адыге-Хабльского муниципального района и МБОУ «СОШ с. Садовое» о взыскании денежной компенсации за питание,
У С Т А Н О В И Л :
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в Адыге-Хабльский районный суд КЧР в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Адыге-Хабльского муниципального района и МБОУ «СОШ а.Мало-Абазинск» о взыскании денежной компенсации за питание, ссылаясь на то, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об организации питания в МБОУ «СОШ а. Мало-Абазинск» по адаптированной образовательной программе в форме индивидуального обучения на дому с 01.09.2022 г по настоящее время.
Проверкой установлено, что несовершеннолетний ФИО1 обучается в <данные изъяты> классе МБОУ «СОШ а. Мало-Абазинск» по адаптированной образовательной программе в форме индивидуального обучения на дому с 01.09.2022 г по настоящее время. Проходит обучение по индивидуальному учебному плану на дому, имеет статус «ребенок-инвалид», относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждается соответствующей справкой об инвалидности серии МСЭ-2022 __№__ от ДД.ММ.ГГГГ, заключением врачебной комиссии РГБУЗ «Адыге-Хабльская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ __№__.
Постановлением Правительства КЧР от 15.02.2023 г. №29 «О внесении изменени в постановление Правительства КЧР от 04.04.2018 г №91 «О дополнительных мерах по реализации Закона КЧР от 06.12.2013 №72-РЗ «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории КЧР утвержден Порядок предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы.
Согласно учебному календарю на 2022-2023 г количество учебных дней за период с 26.09.2022 г. по 30.12.2022 г. составляет 75 дней.
Таким образом, размер денежной компенсации за двухразовое питание за период с 26.09.2022 по 30.12.2022 составляет 7638 руб.
В связи с тем, что обучающейся не было предоставлено питание с 26.09.2022 по 30.12.2022, то муниципальное образование как учредитель образовательного учреждения обязано компенсировать двухразовое питание в денежном выражении.
Просит суд: 1.Обязать администрацию Адыге-Хабльского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа а. Мало-Абазинск» для предоставления денежной компенсации взамен не предоставленного двухразового питания обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ а. Мало-Абазинск» ФИО1 за период с 26.09.2022 по 30.12.2022 в размере 7638 руб.
2. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа а. Мало-Абазинск» в течение одного месяца с момента поступления денежных средств из администрации Адыге-Хабльского муниципального района произвести перечисление на счет, открытый матерью несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО2 в размере 7638 руб.
Определением Адыге-Хабльского районного суда КЧР от 16 января 2024 г. по настоящему гражданскому делу в качестве соответчика привлечено Правительство Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Определением Адыге-Хабльского районного суда КЧР от 16 января 2024 г. по настоящему гражданскому делу в качестве соответчика привлечено Правительство Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
В судебном заседании представитель истца – помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Мырзаева А.С. уточнила исковые требования и просила суд: Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации финансирования субсидий для предоставления денежной компенсации взамен не предоставленного двухразового питания обучающейся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Средняя образовательная школа а. Мало-Абазинск» ФИО1 за период с 26.09.2022 по 30.12.2022.
Обязать администрацию Адыге-Хабльского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа а.Мало-Абазинск» для предоставления денежной компенсации взамен не предоставленного двухразового питания обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Средняя образовательная школа а. Мало-Абазинск» ФИО1 за период с 26.09.2022 по 30.12.2022 в размере 7638руб.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа а. Мало-Абазинск» в течение одного месяца с момента поступления денежных средств из администрации Адыге-Хабльского муниципального района произвести перечисление на счет, открытый родителем несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО2 в размере 7638 руб.
Несовершеннолетний ФИО1, в интересах которого Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в суд, а также законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО2, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили.
Представитель соответчика-Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил.
Представители ответчиков: администрации Адыге-Хабльского муниципального района и МБОУ «СОШ а.Мало-Абазинск», будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили.
Представитель соответчика-Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, учитывая, что участники процесса извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Адыге-Хабльского районного суда КЧР, в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в своих возражениях относительно исковых требований просит суд в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что Федеральным законом от 14.07.2022 № 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», были внесены изменения в статью 79 вышеназванного закона, которым установлено, что при обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам начального общего образования, не проживающих в государственных и муниципальных образовательных организациях, учитываются положения части 2.1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано федеральными государственными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается федеральными государственными органами, в ведении которых находятся соответствующие образовательные организации.
Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
То есть, законодатель закрепил право органов государственной власти субъектов Российской Федерации определить порядок предоставления денежной компенсации и само право предоставления данной социальной льготы.
В связи с вышеизложенным, Законом Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2022 года № 81-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево-Черкесской Республики» были определены дополнительные гарантии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, в частности право на бесплатное питание в государственных образовательных организациях Карачаево- Черкесской Республики и муниципальных образовательных организациях.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Вышеуказанный закон согласно статье 3 вступил в силу со дня его официального опубликования. Днем его официального опубликования является его публикация на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.12.2022 г. Следовательно, начало действия документа в рассматриваемых правоотношениях 20.12.2022 года.
Законом Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 № 48-РЗ «О правовых актах Карачаево-Черкесской Республики» статьей 41 предусмотрено, что официальным опубликованием законов Карачаево-Черкесской Республики, считается первая публикация полного текста в газете «День республики» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), который в соответствии с федеральным законодательством является единым официальным государственным информационноправовым ресурсом в Российской Федерации.
В заявленный период 01.09.2022 года по 30.12.2022 года право на бесплатное питание в государственных образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики и муниципальных образовательных организация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на законодательном уровне не возникло.
Выслушав доводы представителя истца- старшего помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя ФИО1 проживает вместе со своим отцом ФИО2 по адресу: <адрес>, обучается в <данные изъяты> классе МБОУ «СОШ а. Мало-Абазинск». Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии является обучающейся с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем организовано индивидуальное обучение на дому.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что несовершеннолетняя ФИО1 двухразовое питание за период с сентября по декабрь 2022 г. не получал.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в Адыге-Хабльский районный суд Адыге-Хабльского межрайонного прокурора.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации под охраной государства находятся жизнь и здоровье каждого гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст.4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.
Согласно ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Согласно п.15 ч.3 ст.28 вышеуказанного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
Согласно п.2 ч.1 ст.41 вышеуказанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.
В соответствии с ч.1 ст.37 вышеуказанного Федерального закона организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно ч.7 ст.79 вышеуказанного Федерального закона обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Из приведенных нормативных положений следует, что одной из функций Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого, включая инвалидов и детей-инвалидов, на бесплатное получение общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Исходя из разъяснений данной нормы закона, приведенных в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2016 г. № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителя) детей, обучающихся на дому», дети-инвалиды, имеющие статус с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать денежную компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Согласно указанной норме федерального законодательства на уровне субъектов РФ и муниципалитетов должны быть разработаны соответствующие нормативные акты, устанавливающие размер денежной компенсации и стоимость сухого пайка. Об этом указано в п.4 ст.37 вышеуказанного Федерального закона, согласно которому порядок и случаи обеспечения питанием обучающихся за счет ассигнований местных бюджетов определяются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в п.16 ст.2 вышеуказанного Федерального закона понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регулируется Положением о такой комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013 г.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95.
В соответствии с пунктами 5 и 6 указанных Правил условиями (критериями) признания лица инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
При этом требуется совокупность всех вышеперечисленных условий.
Согласно ч.1 ст.79 Федерального закона № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно ч.2 ст.79 Федерального закона № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3).
Таким образом, анализ вышеизложенных положений законодательства, регулирующий различные понятия, основания и порядок наделения лиц с ограниченными возможностями здоровья или лиц, признанных инвалидами, тем или иным статусом, не допускает отождествлять данные категории лиц, что предопределяет и различия в порядке предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации финансирования субсидий для предоставления денежной компенсации взамен не предоставленного двухразового питания обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ а.Мало-Абазинск» ФИО1 за период с 26.09.2022 по 30.12.2022 г.
Обязать администрацию Адыге-Хабльского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа а. Мало-Абазинск» для предоставления денежной компенсации взамен не предоставленного двухразового питания обучающейся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ а.Мало-Абазинск» ФИО1 за период с 26.09.2022 по 30.12.2022 в размере 7638 руб.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа а. Мало-Абазинск» в течение одного месяца с момента поступления денежных средств из администрации Адыге-Хабльского муниципального района произвести перечисление на счет, открытый отцом несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО2 в размере 7638 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Адыге-Хабльский районный суд
Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2024 г.
Судья Адыге-Хабльского районного суда Матакаев А-Г.И.