Дело № 2-5628/2023
29RS0023-01-2023-004972-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года г. Северодвинск
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,
при секретаре Сирацкой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить страховую пенсию по старости,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование иска указал, что 03 апреля 2023 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако последний необоснованно не учел в льготный стаж по Списку № 1 периоды его работы с 06.09.2000 по 21.09.2009, 01.01.2010 по 02.08.2010 и решением от 10.07.2023 отказал в назначении страховой пенсии по старости. С данным отказом истец не согласен, поскольку его работа в должности электромонтера в АО «ЦС «Звездочка» дает право на досрочное назначение пенсии по Списку № 1.
На основании изложенного истец просит признать решение ответчика в части отказа в назначении пенсии незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж по Списку № 1 спорные периоды работы, назначить страховую пенсию по старости с 03 апреля 2023 года.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО6 заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО7 с иском не согласилась, указав, что оснований для включения спорных периодов в специальный стаж по Списку №1 не имеется, так как выполняемые истцом работы являются вспомогательными и не связаны непосредственно с радиоактивными веществами (отходами), учтены ответчиком по Списку № 2.
Третье лицо АО «Центр судоремонта «Звездочка» в суд своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление, в котором требования истца поддержало.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав объяснения сторон, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 03 апреля 2023 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости.
Решением от 10.07.2023 № 67066/23 ответчик отказал в назначении пенсии, указав на отсутствие требуемого специального стажа работы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Данным решением определено, что страховой стаж истца на дату обращения (с учетом данных о стаже на 31.12.2021) составляет 23 года 8 месяцев 7 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 21 год 6 месяцев 3 дня, стаж по Списку № 1 отсутствует, стаж по Списку № 2 - 10 лет 3 месяца 17 дней.
В оспариваемом решении указано, что периоды работы с 06.09.2000 по 21.09.2009, 01.01.2010 по 02.08.2010 могут быть включены в стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, но не по Списку № 1.
С 1 января 2015 года порядок и условия назначения пенсий регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
Часть 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает уменьшение возраста, установленного для назначения пенсии, на 5 лет лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ с особыми условиями труда.
Ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, для назначения истцу пенсии по достижению возраста 47 лет необходимо наличие страхового стажа не менее 20 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и не менее 8 лет стажа с вредными условиями труда (Список № 1), а также с 01.01.2023 величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) не ниже 25,8.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 в пп. «а» п. 1 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Позицией 12201000–1754б раздела XXII указанного Списка предусмотрено право на назначение досрочной пенсии рабочим, руководителям и специалистам, постоянно занятым на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.
Таким образом, для определения права на включение в стаж на соответствующих видах работ периодов трудовой деятельности необходимо подтвердить постоянную занятость на работах с радиоактивными веществами определенной степени активности в течение полного рабочего дня.
В соответствии с п. 7 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 года № 29, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
В соответствии с п. 5 этого же Разъяснения право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как следует из Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 – 32 Федерального закона № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным п.п. 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона №400-ФЗ).
Таким образом, характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами.
В трудовой книжке ФИО2 ТК-VI ..... имеются записи: Машиностроительное предприятие «Звездочка» г. Северодвинск:
10.07.2000 переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2 разряда в цех 34 (приказ ..... от 06.07.2000);
01.03.2001 присвоен 3 разряд электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха 34 (акт ..... от 25.02.2001);
01.02.2002 присвоен 4 разряд электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха 34 (акт ..... от 30.01.2002);
03.08.2010 уволен по инициативе работника п. 3 ст. 77 ТК РФ (распоряжение ..... от 27.08.2010).
Истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 11.05.2000.
Таким образом, оспариваемые истцом периоды работы с 2000 по 2010 годы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, проверка в отношении пенсионных прав истца проводилась по материалам наблюдательного дела предприятия и актам документальных проверок; на рабочее место истца специалисты пенсионного органа для проверки первичных документы об учете рабочего времени истца не выходили.
Между тем стороной истца, а также работодателем истца в материалы дела представлена совокупность письменных документов, указывающих на то, что за весь период работы в АО «ЦС «Звездочка» истец осуществлял свои трудовые функции в <данные изъяты>
Ежегодно приказами работодателя утверждались перечни лиц категории А, работающих с РВ и ИИИ, в которые входил и истец, указанный как постоянно работающий.
Согласно карте аттестации ..... оценка условий труда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса дана 3.1 (вредный). В перечне гарантий и компенсаций за вредные условия труда, перечисленных в картах, для дозиметристов всех разрядов дозиметрической лаборатории имеется льгота на досрочное назначение пенсии по позиции 12201000-1754б Списка ......
В соответствии с результатами аттестации и специальной оценки условий труда истец проходил медицинские осмотры, ему предоставлялся дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, производилась доплата за особые условия труда, а также начислялись дополнительные страховые взносы как лицу, занятому во вредных условиях труда, что следует из письменных пояснений представителя третьего лица.
Из справки о характере выполняемых ФИО2 работ с радиоактивными веществами следует, что ФИО2 с 10.07.2000 по 03.08.2010, работая по профессии электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, был постоянно (100% рабочего времени) занят на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ (далее – РВ), являющимися источниками ионизирующего излучения (далее – ИИИ).
В перечень работ, <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В материалы дела за спорный период представлены табель-заявки, в которых имеются отметки о направлении истца для работы на вышеуказанных объектах с количеством времени, отработанном на объекте, накопительные карточки ф.8.507.500, ф.9.504.520 (с 2007 года) учета отработанных дней во вредных условиях, индивидуальные накопительные карточки.
В табель-заявках наряду с истцом указаны и другие работники, в том числе, ФИО8, которому вступившим в законную силу решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 29.07.2020 назначена пенсия по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2001 № 400-ФЗ с 10.07.2017 (дело № 2-2241/2020).
Кроме того, на предприятии в отношении работников ведутся годовые накопительные карточки, в которых также содержится информация о том, что истец с 2000 года работал во вредных условиях труда.
Отклоняя изложенный в отзыве на исковое заявление довод стороны ответчика о том, что при переводе единиц измерения, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении, в единицы измерения миллиКюри, активность радиоактивных веществ на рабочих местах в объектах составит менее необходимых для назначения пенсии по Списку № 1, суд исходит из того обстоятельства, что указанные расчеты проведены лицом, не имеющим специальных познаний в области радиационной безопасности.
Более того, некорректность проведенных стороной ответчика контррасчетов степени активности радиоактивных веществ на рабочем месте истца подтверждается отзывом и справкой АО «ЦС «Звездочка», санитарно-эпидемиологическими заключениями, подготовленными Межрегиональным управлением ФМБА России.
Работодатель истца АО «ЦС «Звездочка» за период с 2000 по 2010 годы подтверждает работу истца по Списку № 1, что следует из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2022 № 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует иметь ввиду, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Таким образом, работодатель ФИО2, предоставляя сведения о льготной работе истца по Списку № 1, исполнял возложенную на него действующим законодательством обязанность.
При этом, несмотря на акт проверки пенсионного органа, признавшего такие сведения противоречащими обстоятельствам дела, фактическим условиям работы истца, работодатель с данным актом не согласился, сведения персонифицированного учета не откорректировал, в судебном порядке действия третьего лица ответчиком не оспаривались.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при определении специального стажа истца для целей установления его права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в стаж работы истца подлежат включению периоды его работы в АО «ЦС «Звездочка» с 06.09.2000 по 21.09.2009, 01.01.2010 по 02.08.2010.
Наличие у истца необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера ответчиком не оспаривается, на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ, превышал необходимые 8 лет, следовательно, решение ответчика в части отказа истцу в назначении страховой пенсии нельзя признать законным.
В соответствии со ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Следовательно, имея на день обращения в пенсионный орган необходимый специальный стаж по Списку № 1 более требуемых 8 лет при имеющемся страховом стаже более 20 лет, стаже работы в районах Крайнего Севера более 15 лет, возраст 47 лет (дата рождения 30 марта 1976 года), истец имел право на назначение пенсии с даты обращения – 03 апреля 2023 года.
По этим основаниям суд удовлетворяет требования истца о возложении на ответчика обязанности включить спорные периоды в специальный стаж по Списку № 1 и назначить истцу страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с 03 апреля 2023 года.
Частью 1 ст. 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить страховую пенсию по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 10.07.2023 ..... в части отказа в назначении пенсии и включении в стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2001 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 06.09.2000 по 21.09.2009, 01.01.2010 по 02.08.2010.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанность включить ФИО2, СНИЛС <данные изъяты>, в стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2001 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 06.09.2000 по 21.09.2009, 01.01.2010 по 02.08.2010.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанность назначить ФИО2, СНИЛС <данные изъяты>, страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2001 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 апреля 2023 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ОГРН 1022900514515, в пользу ФИО2, СНИЛС <данные изъяты>, расходы на уплату государственной пошлины размере 300 (Триста) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А Шарпалова
Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2023 года.