Судья: Бормотова И.Е. УИД № 63RS0026-01-2023-000732-09
№ 33-3719/2024
№ 2-571/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бредихина А.В.,
судей: Баданова А.Н., Евдокименко А.А.,
при помощнике Лекомцевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Сызранского районного суда Самарской области от 21 ноября 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления ФИО3 к ФИО4, администрации Сызранского района о признании недействительными торгов на земельный участок с № площадью 1307 кв.м. по адресу: <адрес>, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, исключении из ЕГРН сведений о праве собственности ФИО4 на земельный участок, об истребовании земельного участка из незаконного владения отказать»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бредихина А.В., пояснения ФИО13, действующей в качестве представителя ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО4, администрации Сызранского района, в котором с учетом последующего уточнения просила внести запись в похозяйственную книгу на основании правоустанавливающих документов о наличии у неё прав на земельный участок с кадастровым номером № предоставить выписку из похозяйственной книги на земельный участок с кадастровым номером №; признать торги на земельный участок с кадастровым номером № недействительными; признать договор купли-продажи указанного земельного участка недействительным; исключить из ЕГРН сведения о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № за ФИО4; истребовать земельный участок из незаконного владения; установить границы земельного участка с кадастровым номером №; отменить постановления администрации Сызранского района о предоставлении земельного участка с кадастровым № к продаже; о возложении обязанности на Управление Росреестра внесении записи в ЕГРН об участке как ранее учтенном.
В обоснование исковых требований указала, что согласно решению Троицкого сельского совета народных депутатов РСФСР Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ жители, работающие в колхозе, получают земельные участки по 0,50 га. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, являющийся ее супругом, был признан владельцем крестьянского хозяйства, что подтверждается записью в трудовой книжке и ему был предоставлен земельный участок 0,50 га с планом нанесения координат. Участок образовался многоконтурным и был разделен дорогой на два участка по площади 0,32 га и 0,16 га. Такое разделение коснулось участков по всей улице. После смерти супруга, при оформлении наследственных прав ее представитель по доверенности ФИО12 пояснил, что оформить весь земельный участок в собственность невозможно, в связи с чем, был образован новый участок площадью 1 307 кв.м с кадастровым номером №, границы которого разделили строение бани пополам. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию сельского поселения Троицкое Сызранского района с заявлением о внесении записи в похозяйственную книгу о наличии права на земельный участок на основании правоустанавливающих документов и предоставлении выписки из нее, на что получила отказ. В мае 2023 года ей стало известно, что земельный участок приобретен ФИО4 у администрации. Полагает, что торги проведены скрыто, процедура проведения нарушена, поскольку администрация имела сведения о ее правоустанавливающих документах на земельный участок, о строении, растущих там деревьях и кустах, помогающих ей проживать в сельской местности. На земельном участке находился <адрес> года постройки согласно записи из похозяйственной книги, так как землю они приобрели в 1990 году. На спорном земельном участке расположена баня, учтенная в похозяйственной книге, построенная бывшим владельцем этого участка.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С апелляционной жалобой на данное решение обратилась ФИО3, указывая на то, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, а также неправильно применены нормы материального права. Просит отменить постановленное решение, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО13, действующая в качестве представителя ФИО3, настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, явку своих представитеелй не обеспечили. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания была доступна к ознакомлению на официальном сайте Самарского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
В силу требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,32 га в <адрес>. На оборотной стороне свидетельства имеется схема земельного участка, на которой изображен один земельный участок при жилом доме.
Решением Троицкого сельского Совета народных депутатов Сызранского района 10-й сессии 21-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ за жителями сельского Совета закреплены земельные участки в собственность и установлены нормы приусадебных участков для граждан, что следует из архивной копии.
Постановлением администрации Троицкого округа Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного во изменение постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, решения Малого Совета от ДД.ММ.ГГГГ, решения Собрания представителей Троицкого с/Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность гражданам, проживающим на территории Троицкого округа закреплены в собственность земельные участки согласно приложению №, в котором под номером 6 указан ФИО11, <адрес>, площадь земельного участка 0,32 га.
ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Сызранского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-152/2013 за ФИО3 признано право собственности на земельный участок площадью 3 200 кв.м и жилой дом общей площадью 123 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после супруга ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 200 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация права ФИО3 на земельный участок произведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В границах земельного участка расположен жилой дом с кадастровым номером № площадью 123 кв.м, государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Из реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером № видно, что ФИО3 зарегистрировала право на земельный участок на основании решения суда ДД.ММ.ГГГГ, провела его межевание, установив границы в пределах площади 3 200 кв.м в отношении одного земельного участка, который находится при жилом доме.
Из материалов инвентаризации земель п. Передовой Троицкой сельской администрации Сызранского района по состоянию на 1999 год следует, что за ФИО11 значатся два земельных участка - № площадью 3 472 кв.м, на котором находится жилой дом, и № площадью 1 631 кв.м, на котором находится некапитальное строение, расположенный через дорогу.
При этом из списка зарегистрированных собственников землепользователей, землевладельцев следует, что на земельный участок № имеется свидетельство на землю №, площадь участка по документам составляет 0,3200 га, а на земельный участок № указан тот же номер свидетельства №, но площадь по документам – 0 га.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что ФИО11 в 1992 году предоставлен в собственность земельный участок площадью 3 200 кв.м, на котором расположен жилой дом. Второй земельный участок, расположенный от жилого дома через дорогу, также использовался ФИО11, но без правоустанавливающих документов. Истец ФИО3 после смерти супруга ФИО11 оформила наследственные права на указанный земельный участок при жилом доме, установила его границы в пределах площади 3 200 кв.м, зарегистрировала в 2013 году право собственности на него в Управлении Росреестра по Самарской области.
Вместе с тем, судом установлено, что ФИО3 предпринимала меры к оформлению второго земельного участка, заключила с ООО «Сызранский кадастровый центр» ДД.ММ.ГГГГ договор на выполнение кадастровых работ № по образованию земельного участка.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте в кадастровом квартале №, относящегося по категории к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка, площадью 1 307 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый №, площадью 1 307 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка, расположен по адресу: <адрес>, сведения о земельном участке имеют статус – актуальные, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в администрацию Сызранского района с заявлением о предоставлении государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в целях образования земельного участка».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в администрацию Сызранского района с заявлением о предоставлении ему для жилой застройки земельного участка с кадастровым номером №
Информация о возможности предоставления в собственность для индивидуальной жилой застройки указанного земельного участка с кадастровым номером № была размещена в газете «Красное Приволжье» №) от ДД.ММ.ГГГГ и в информационного-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации «http://torgi.gov.ru».
После опубликования указанной информации заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступило, что следует из информации КУМИ Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в Росреестр.
Постановлением администрации Сызранского района от 17.04.2023 № прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации сельского поселения Троицкое Сызранского района Самарской области на указанный земельный участок кадастровым номером №
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 307 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес> приобретен в собственность ФИО4 на основании договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с муниципальным районом <адрес> в лице руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, за 193 919,59 рублей.
Государственная регистрация права ФИО4 в Управлении Росреестра по Самарской области произведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в администрацию Сызранского района с заявлением о внесении изменений в местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № в части исключения объекта недвижимости, а именно некапитального строения – бани, принадлежащей ФИО3
Постановлением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № внесено изменение в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте» в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № согласно приложению - схемы земельного участка.
Границы земельного участка с кадастровым номером № согласованы на основании акта согласования местоположения границ земельного участка.
Уточнение местоположения границ принадлежащего ФИО4 земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 307 кв.м в иной конфигурации зарегистрировано в Управлении Росреестра по Самарской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая исковые требования, руководствуясь ст.ст. 167, 214, 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 39.18, 39.2, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями ст. 3.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», оценив, представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорный земельный участок ФИО11 в собственность не предоставлялся, правоустанавливающих документов на него не представлено, в администрацию с.<адрес> для заключения договора аренды земельного участка ФИО11 не обращался, процедура предоставления земельного участка с кадастровым номером № ФИО4 проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства с опубликованием в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения такой информации, при этом нахождение частично на спорном земельном участке угла некапитального строения - бани ФИО3 устранено администрацией <адрес> путем внесения изменения в постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу, об отсутствии относимых и допустимых доказательств, подтверждающих нарушение прав ФИО3, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.
Отклоняя доводы истца о том, что ее супругу ФИО11 как главе КФХ полагался земельный участок площадью 0,50 га, суд указал, что ФИО11 как жителю <адрес>, предоставлен для ведения крестьянского хозяйства земельный участок в <адрес>, который не находится в пределах сельского поселения <адрес>. Торги по данному земельному участку не проводились.
Судебная коллегия указанные выводы признает правильными, соответствующими материалам и обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями ст. 7 Земельного кодекса РСФСР (действовавшего на момент первичного выделения земельных участков) граждане РСФСР имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Для индивидуального или коллективного дачного строительства гражданам РСФСР земельные участки предоставлялись в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Передача земельных участков в собственность граждан производилась местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
Статьёй 80 Земельного кодекса РСФСР было предусмотрено, что земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2287 полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьёй 80 Земельного кодекса РСФСР, осуществлялись соответствующими местными администрациями.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. N 919) были утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу положений п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и эти права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами. Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, основанием для возникновения права на земельные участки, в соответствии с приведенными выше статьей 64 Земельного кодекса РСФСР и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 являлся соответствующий акт местной администрации, а подтверждающим это право документом - свидетельство о праве собственности на землю, выданное соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Между тем, ФИО3 не представлено доказательств возникновения основанного на акте органов государственной власти и местного самоуправления и подтвержденного соответствующими документами, выданными уполномоченным государственным органом, права в отношении спорного земельного участка.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3.3 названного Федерального закона, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
С учетом приведенных норм, в ситуации, когда земли на территории муниципального района, в отношении которых государственная собственность не разграничена, находятся в силу закона в распоряжении органа местного самоуправления, факт владения органом местного самоуправления такими землями презюмируется.
В соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п.1).
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пп10 п.2).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.18 данного Кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.
При этом приведенное в норме данной статьи указание в извещении информации о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка не свидетельствует о возможности игнорирования установленной процедуры предоставления участка в случае поступления заявления о безвозмездном пользовании, принимая во внимание общий характер нормы, регламентирующей предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства.
По смыслу пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 названного Кодекса, как определено в пункте 6 названной статьи.
В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.
Исходя из положения пункта 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основаниями для признания проведенных торгов недействительными является совокупность двух обстоятельств: нарушение норм закона при проведении торгов и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего такую сделку. При этом в соответствии недействительными могут быть признаны только состоявшиеся торги.
Из материалов дела видно, что спорный земельный участок приобретен ФИО4 на основании договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, который был единственным претендентом на приобретение земельного участка, информация о возможности предоставления спорного земельного участка для индивидуальной жилой застройки размещалась в газете «Красное Приволжье» №) от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для оформления имущественных прав на спорный земельный участок у ФИО3 не имеется, нарушений положений ст.ст. 39.11, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении торгов спорного земельного участка не установлено.
Из материалов реестрового дела видно, что кадастровые работы по определению границ земельного участка проводились непосредственно по обращению истца.
При этом следует отметить, что право ФИО3 на пользование, принадлежащей ей бани не нарушено, поскольку объект исключен из границ спорного земельного участка.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца в суде первой инстанции, были предметом исследования суда первой инстанции, в решении суда этим обстоятельствам дано подробное обоснование в соответствии с требованиями статей 55, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которое судебная коллегия находит соответствующим обстоятельствам дела. Доказательства, опровергающие выводы суда, автором жалобы не представлены. Само несогласие автора жалобы с выводами суда не свидетельствует об их незаконности и необоснованности.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского районного суда Самарской области от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев.
Председательствующий
Судьи
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 19.03.2024.