Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1918/2023 ~ М-1339/2023 от 18.07.2023

Дело № 2-1918/2023; УИД: 42RS0010-01-2023-001685-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Киселевск                     12 сентября 2023 года

Киселёвский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего - судьи Курач Е.В.,

при секретаре – Ломыгиной Л.С.,

с участием истца Волкова В.Е.,

представителя ответчика Кандаловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Волкова В.Е. к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, предоставлении социальной выплаты,

                                                   УСТАНОВИЛ:

    Истец Волков В.Е. обратился в суд с иском к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерства энергетики Российской Федерации о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, предоставлении социальной выплаты.

Требования мотивированы тем, что он, Волков В.Е., на основании договора купли-продажи жилого дома от 17.05.2010 года зарегистрированного в ЕГРН 07.06.2010 года за является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

С самого рождения и по настоящее время он проживает в жилом доме, расположенном по <адрес>. Ранее жилой дом принадлежал его родителям, с 2010 года собственником жилого дома является он.

Согласно сведениям отдела по вопросам миграции отдела ОМВД России по г.Киселевску и копии паспорта зарегистрирован он по месту своего жительства по адресу: <адрес> 13.09.2010г. и по настоящее время.

Согласно заключение № 213-2/з СФ ОАО «ВНИМИ» от 24.09.2021г. произведена оценка о влиянии горных работ на состояние жилого дома по <адрес>. Из отчета о научно-технической работе по оценке степени влияния подземных горных работ ликвидированной шахтой "Краснокаменская" на техническое состояние жилого дома, следует расчетные показатели суммарных деформаций от всех отработанных угольных пластов по данному дому превысили предельные значения, следовательно горные работы ликвидированной шахты "Краснокаменская" негативно повлияли на техническое состояние строения. Вследствие указанного негативного влияния на жилой дом по адресу: <адрес> данный жилой дом является непригодны для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных paбот.

Между тем, согласно письменному ответу Управления городского развития Киселевского городского округа от 08.06.2023 г. ему отказано предоставлении социальной выплаты, в связи с тем, что согласно сведениям из ЕГРН у него в собственности имелось жилое помещение (1/2 доля в праве) по адресу: <адрес> общей площадью 4,2 кв.м. Право собственности на жилое помещение прекращено 01.12.2022г..

Иных объектов жилой недвижимости, в которых он мог бы проживать, на праве собственности или на ином праве, он не имеет.

Согласно заключение № 213-2/з СФ ОАО «ВНИМИ» от 24.09.2021г. дом, расположенный по адресу <адрес> также являлся непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО шахта «Краснокаменская».

Так как в доме по <адрес> он не имел регистрации и не. проживал, соответственно не мог претендовать на право предоставлены социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья. На основании его заявления от 18.04.2022г. предоставленного им в УГР КГО социальную выплату за указанный жилой дом предоставили его семье из двух человек, а именно: его дочери-В.О.В. и его внуку-В.Я.А..

Так, В. О.В. и В. Я.А. согласно договору от 22.08.2022г. «О предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, заключаемого управлением городского развития Киселевского городского округа шахтерского города или поселка» была произведена социальная выплата на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Передав УГР КГО по договору жилое помещение, расположенное по <адрес> он не ухудшил свои жилищные условия т.к. указанный своему техническому состоянию являлся непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО шахта «Краснокаменская».

Тем самым отказывая ему в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям проживания в результате ведения горных работ ответчик лишает его права на жилище, гарантированное Конституцией РФ т.к. жилой дом <адрес> является единственным и постоянным его местом жительства и он действительно нуждаемся в переселении.

предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по форме, установленной Федеральным агентством по энергетике. Данное действе со стороны органа местного самоуправления может иметь место только после согласования с Министерством энергетики РФ списков граждан, подлежащих переселению их ветхого жилья, составленных органом местного самоуправления и, как следствие, только после выделения средств федерального бюджета на переселение конкретной семьи. В связи с этим Министерство энергетики также как и Управление городского развития Киселевского городского округа является ответчиком по делу.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, имеющимся в общем доступе, решение о ликвидации ООО Шахта «Краснокаменская» было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 11 июля 2012 года.

Право на получение социальной выплаты возникло у него после принятия решения о ликвидации шахты и может быть им реализовано после составления заключения СФ ОАО ВНИМИ № 213-2/з от 24.09.2021г.

Считает, что его требования обоснованы и он действительно нуждается в переселении, а указанные обстоятельства и их совокупность дают право на получение социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности и включение ее в список граждан, подлежащих переселению.

Просит обязать ответчика включить Волкова В.Е. в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ООО шахты «Краснокаменская». Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа заключить с Волковым В.Е. договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 33 кв.м. для одиноких граждан. Обязать Министерство энергетики РФ произвести финансирование для выплаты социальной выплаты Волкову В.Е., для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 33 кв.м. для одиноких граждан.

    Определением суда от 14 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Волкова Т.П.

    В судебном заседании истец Волков В.Е. на удовлетворении требований настаивал.

Представитель ответчика УГР КГО Кандалова А.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований возражала.

    Ответчик Министерство энергетики РФ, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв.

    Третье лицо ФГБУ ГУРШ, извещенные о слушании дела, в судебное заедание не явились.

    Третье лицо Волкова Т.П., извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в свое отсутствие.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года №840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428.

Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтёрских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с пунктом 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и в дальнейшем могут быть уточнены в следующих случаях:

- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

При этом предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.

Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации Шахты «Краснокаменская», то есть на 11 июля 2012 года и сохранение в нем регистрации по месту жительства; отсутствие иного жилья.

По данному делу вышеприведенная совокупность обстоятельств имеется.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Шахта «Краснокаменская» дата прекращения юридического лица 11.07.2012 года.

Заключением СФ АО ВНИМИ №213-2/з от 24.09.2021 года жилой дом, расположенный <адрес> признан ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Краснокаменская».

На основании договора купли-продажи жилого дома от 17.05.2010 года собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес> является Волков В.Е.

Как следует из материалов дела, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы: Волков В.Е. с 13.09.2010 года, что подтверждается копией паспорта истца (л.д.12), адресной справкой (л.д.23), информацией Управления по вопросам миграции УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области (л.д.80).

Данный жилой дом расположен в зоне подработки ликвидированной шахты «Краснокаменская».

В настоящее время истец продолжает проживать и сохраняет регистрацию по месту жительства в этом жилом доме.

Доводы истца подтверждены письменными материалами дела.

Из сообщения ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» филиал №15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа от 09.12.2021 года, усматривается, что согласно данным электронного архива объектов недвижимого имущества ДО Филиал № 15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» имеются сведения о наличии у истца права на жилой дом по <адрес> а также ? доля в праве собственности на жилой дом <адрес> (л.д.23).

Согласно выписке из ЕГРН от 30.06.2023 имеются сведения о наличии у истца права собственности на жилой дом по <адрес> а также ? доля в праве собственности на жилой дом по <адрес> (л.д.38-39).

Заключением СФ АО ВНИМИ №213-2/з от 24.09.2021 года жилой дом расположенный по адресу: <адрес> признан подработанным ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Краснокамеская».

В Список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахты «Краснокамеская», истец не включен.

Таким образом, заключением СФ АО ВНИМИ подтверждено, что дом истца является ветхим, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Краснокамеская».

По сведениям ЕГРЮЛ ООО «Шахта «Краснокаменская» прекратило свою деятельность 11.07.2012 года.

В данном случае право пользования жилым домом по адресу: <адрес> возникло у истца до признания дома непригодным для проживания, в указанном доме он на законных основаниях проживал на момент ликвидации шахты ««Краснокамеская»» и проживает по настоящее время, сохраняя регистрацию по своему месту жительства.

Истец Волков В.Е. обращался к ответчику с заявлением на получение социальной выплаты. Управление городского развития Киселевского городского округа письмом от 08.06.2023г. (л.д. 11) отказало истцу в предоставлении социальной выплаты на основании того, что у истца имелась в собственности иная недвижимость: жилой дом по <адрес> (1/2 доля в праве собственности).

Как следует из указанного выше, заключения СФ АО ВНИМИ №213-2/з от 24.09.2021, жилой дом по адресу <адрес> относится к категории ПВ (подработанные ветхие).

Кроме того, согласно договору от 22.08.2022г. «О предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, заключаемого управлением городского развития Киселевского городского округа шахтерского города или поселка» была произведена социальная выплата на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. его дочери и внуку В.О.В. и В.Я.А..

Исходя из изложенного, Волков В.Е. не был обеспечен на момент обследования СФ АО ВНИМИ иным пригодным для проживания жилым помещением кроме спорного, расположенного по <адрес>, иного жилого помещения в собственности не имеет и не приобрел право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания.

Наличие на момент составления списков граждан, подлежащих переселению у истца в собственности жилого дома по <адрес>, также признанным непригодным для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ, не свидетельствует об отсутствии нуждаемости истца в предоставлении социальной выплаты.

Таким образом, жилой дом по <адрес> относится к категории ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, в связи с чем суд считает, что факт регистрации права собственности на указанный жилой дом не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.

До настоящего времени социальные выплаты за указанный дом никому предоставлены не были, другого жилого помещения, кроме спорного дома, истец в собственности или пользовании не имеет.

Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат, при этом более позднее, по сравнению с составлением списков, обследование жилых домов на подработанной шахтой территории не может служить обстоятельством, ограничивающим право истцов на получение социальной выплаты.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истца об обязании Управления городского развития Киселевского городского округа включить ее в списки граждан подлежащих переселению и предоставлению социальной выплаты обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Социальная выплата на приобретение жилого помещения взамен сносимого ветхого жилья, расположенного по адресу <адрес> ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахты «Краснокаменская» должна быть предоставлена истцу в соответствии с п. 9,10 Правил утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428.

С учетом вышеприведенных положений закона, а также изложенных обстоятельств и исследованных доказательств, истец обоснованно нуждается в переселении, а установленные обстоятельства в их совокупности дают ей право на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истца об обязании Управления городского развития Киселевского городского округа предоставить путем заключения соответствующего договора социальную выплату обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исковые требования о возложении на Министерство энергетики РФ обязанности произвести финансирование социальной выплаты, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 33 кв.м, на семью из одного человека, по мнению суда удовлетворению не подлежат, поскольку порядок финансирования мероприятий, в том числе, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, урегулирован на законодательном уровне, приведенными в обжалуемом решении настоящем апелляционном определении нормативными актами, и судебного решения не требует.

Согласно п. 3 Правил № 428 субвенции (межбюджетные трансферты) предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, в том числе, на финансирование реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 Правил № 428.

В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ физические лица не являются участниками бюджетного процесса.

Финансирование программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков осуществляется за счет средств федерального бюджета и в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и в пределах утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Наличие у истца права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не может повлечь за собой обязание Министерства энергетики РФ выделить денежные средства из федерального бюджета напрямую, минуя установленный законом порядок.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить Волкова В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ООО шахты «Краснокаменская».

Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа заключить с Волкова В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 33 кв.м. для одиноких граждан.

Отказать Волкову В.Е. в удовлетворении требований об обязании Министерства энергетики РФ произвести финансирование для выплаты социальной выплаты, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 33 кв.м. для одиноких граждан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Киселевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 19.09.2023 года.

Судья                                                                                        Е.В. Курач

2-1918/2023 ~ М-1339/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Волков Виктор Евгеньевич
Ответчики
УГР КГО
Министерство энергетики РФ
Другие
ФГБУ "ГУРШ"
Волкова Татьна Петровна
Суд
Киселевский городской суд Кемеровской области
Судья
Курач Елена Владимировна
Дело на сайте суда
kiselevsky--kmr.sudrf.ru
18.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2023Передача материалов судье
25.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Подготовка дела (собеседование)
28.08.2023Подготовка дела (собеседование)
28.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023Дело оформлено
26.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее