Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-368/2022 ~ М-253/2022 от 02.08.2022

УИД 24RS0036-01-2022-000383-30

Дело № 2-368/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Мотыгино                          07 ноября 2022 года

Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Каптурова В.М.,

при секретаре Тесля С.Е.,

с участием прокурора Ахтамьяновой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотыгинского район к администрации п. Раздолинск о возложении обязанности совершить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском к администрации поселка <адрес> о возложении обязанности предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное применительно к условиям поселка Раздолинск жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником жилого помещения <адрес>, расположенном по <адрес> в <адрес>, который признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно экспертному заключению ООО «СФ «Пирамида» по объекту исследования технического состояния жилого дома по адресу: <адрес>, техническое состояние жилого дома соответствует категории «аварийное состояние».

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Уточнила, что они просят исполнить решение в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ФИО4 просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывая на согласие с иском при предоставлении для исполнения решения восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Третье лицо Министерство строительства Красноярского края явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено судом надлежащим образом, в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором указало, что обязанность по расселению граждан возложена на администрацию п. Раздолинск.

Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

Согласно ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу пп. 3, 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Таким образом, по общему правилу для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, в соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии по вопросам признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Основой для принятия межведомственной комиссией данного заключения послужило заключение ООО « СФ «Пирамида», выполненное по результатам обследования указанного многоквартирного жилого дома, проведенного в 2020 году, согласно которому техническое состояние надземных несущих и ограждающих строительных конструкций многоквартирного жилого дома, показала, что за период эксплуатации строительные конструкции здания получили повреждения, в значительной степени снижающие их несущую способность и надежность. Техническое состояние здания соответствует категории «аварийное состояние».

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, аварийное состояние дома, расположенного по адресу: <адрес>, наличие опасности для пребывания в нем людей подтверждается заключением эксперта, на основании которого было принято заключение межведомственной комиссии. Нахождение людей в аварийном доме опасно для их жизни и здоровья.

Доказательств иного ответчиком в судебное заседание в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ не представлено.

Согласно распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 признана малоимущей и принята на учет как нуждающаяся в жилом помещении.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что установленное состояние дома является крайним, в связи с чем, нельзя допустить, чтобы техническое состояние дома, в котором проживают люди, перешло в состояние, при котором указанные обрушения уже произойдут и причинят вред жизни и здоровью людей.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

При рассмотрении дела установлено, что в жилом помещении, в котором зарегистрированы истец ФИО1 и члены ее семьи, в настоящее время невозможно проживать, жилое помещение представляет реальную опасность для жизни и здоровья человека, является аварийным.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по решениям соответствующего органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.

Так как предметом спора является обеспечение истца жилым помещением как лица, нуждающегося в предоставлении жилья во внеочередном порядке, обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма должна быть возложена на администрацию <адрес>.

Поскольку жилое помещение истцу должно быть предоставлено не в связи улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, признанного непригодным для проживания, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий.

Согласно выписке из ЕГРН общая площадь квартиры принадлежащей истцу ФИО1 составляет 40,7 кв. м.

Таким образом, ответчику надлежит предоставить ФИО1 и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта <адрес>., общей площадью не менее 40,7 кв.м.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта <адрес>, общей площадью не менее 40,7 кв. м. в течение 8 месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 ноября 2022 года.

Судья:                                         В.М. Каптуров

2-368/2022 ~ М-253/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Мотыгинского района
Сизых Евгения Анатольевна
Ответчики
Администрация п. Раздолинск
Другие
Министерство строительства Красноярского края
Кузьмин А.В
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Каптуров Владимир Михайлович
Дело на сайте суда
motig--krk.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2022Подготовка дела (собеседование)
06.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
07.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2022Дело оформлено
09.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее