Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-262/2023 ~ М-146/2023 от 24.04.2023

Дело № 2-262/2023

УИД 44RS0023-01-2023-000174-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2023 г. г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,

при секретаре Андрияновой Ю.Б.,

с участием помощника прокурора Макарьевского района Костромской области Зудиной М.Л.,

представителя ответчика - администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Черцовой С.Б.,

представителя третьего лица ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области Митрофанова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области и муниципальному унитарному предприятию городского поселения город Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» об обязании в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности и привести в исправное, пригодное для забора воды состояние пожарные гидранты,

установил:

Прокурор Макарьевского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах прав, свобод и законных интересов гражданина, обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой Макарьевского района Костромской области проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что на территории городского поселения город Макарьев Костромской области имеются пожарные гидранты, которые с мая 2021 года находятся в неисправном состоянии, препятствующем их использованию для тушения пожаров, а именно, пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Гаево, д. 26, не исправен, возможность забора воды отсутствует, поскольку колонкой не откручивается гидрант, кроме того, отсутствует указатель направления движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами расстояния до его местоположения; пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Площадная, д. 92, не исправен, возможность забора воды отсутствует, поскольку пожарный гидрант затоплен, отсутствует подъезд для пожарной техники к пожарному гидранту; пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 6, не исправлен, возможность забора воды отсутствует, поскольку не отворачивается штанга гидранта, сдвинута плита, отсутствует подъезд для пожарной техники к пожарному гидранту, пожарный гидрант завален; кроме того, отсутствует указатель направления движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами расстояния до его местоположения; пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 155, не исправен, возможность забора воды отсутствует, поскольку проворачивается шток, нет крышки гидранта; пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Лесная, д. 20, не исправен, возможность забора воды отсутствует, поскольку проворачивается шток, нет крышки колодца.

Неисправность пожарных гидрантов препятствует своевременной локализации и тушению пожаров, что создает предпосылки для причинения вреда жизни и здоровью, а также имущественного вреда гражданам и организациям, то есть нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

За указанные нарушения требований пожарной безопасности виновные должностные лица неоднократно привлекались к административной ответственности, в адрес администрации Макарьевского муниципального района Костромской области неоднократно вносились представления контрольно-надзорных органов, в том числе ДД.ММ.ГГГГ представление внесено прокуратурой Макарьевского района Костромской области.

Вместе с тем, нарушения пожарной безопасности до настоящего времени не устранены.

Прокурор Макарьевского района Костромской области просит суд обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области и МУП «Макарьевское КХ» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности и привести в исправное, пригодное для забора воды состояние пожарные гидранты, а именно, пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Гаево, д. 26: обеспечить возможность забора воды, установить указатель направления движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Площадная, д. 92: обеспечить возможность забора воды, обеспечить подъезд для пожарной техники к пожарному гидранту; пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 6: обеспечить возможность забора воды, обеспечить подъезд для пожарной техники к пожарному гидранту, установить указатель направления движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами расстояния до его местоположения; пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 155: обеспечить возможность забора воды, установить крышку гидранта; пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Лесная, д. 20: обеспечить возможность забора воды, установить крышку колодца.

В остальной части требований прокуратура Макарьевского района Костромской области от исковых требований отказалась.

В судебном заседании помощник прокурора Макарьевского района Костромской области Зудина М.Л. исковые требования уточнила, просила возложить на администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу создать условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения путем организации устранения нарушений требований пожарной безопасности и приведения в исправное, пригодное для забора воды пожарного гидранта, расположенного по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 155, в целях обеспечения возможности забора воды, установления указателя направления движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами расстояния до его местоположения и по адресу: г. Макарьев, ул. Лесная, д. 20, в целях обеспечения возможности забора воды. Возложить на МУП городского поселения город Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности и привести в исправное, пригодное для забора воды состояние пожарные гидранты, расположенные по адресу: г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д 155 – обеспечить возможность забора воды, установить указатель направления движения к пожарному гидранту с четко нанесенными цифрами расстояния до его местоположения и г. Макарьев, ул. Лесная, д. 20 – обеспечить возможность забора воды.

Представитель ответчика - администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Черцова С.Б., действующая по доверенности, в судебном заседании указала, что не признают уточненные исковые требования прокурора, поскольку не считают себя надлежащими ответчиками по делу, вместе с тем полагала, что срок, который просит прокурор устранить нарушения в течение 1 месяца, недостаточен для исполнения решения суда.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика администрации Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО4, действующая по доверенности, указала, что администрация не считает себя надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку вся водопроводная сеть, к которой относятся и противопожарные гидранты, на территории городского поселения постановлением администрации передано в хозяйственное ведение в МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» и в соответствии со ст. 294 ГК РФ только данное предприятие несет бремя содержания принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества.

Представитель ответчика - МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство», конкурсный управляющий ФИО5 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направили.

Представитель третьего лица - начальник территориального отделения пожарной деятельности и профилактической работы Макарьевского и Кадыйского районов Митрофанов А.И. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержал, указав, что они законны и обоснованны, подлежат удовлетворению.

Привлеченный по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований представитель «4-й отряд противопожарной службы Костромской области» ФИО7 в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направил. Ранее в судебном заседании указал, что пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии, что затрудняет работу пожарных при тушении пожара, а имеющиеся дополнительные водоемы не позволяют в отсутствие пожарных гидрантов быстро тушить пожар. Искусственные водоемы - это дополнительные, а не основные источники пожаротушения, поэтому требования прокурора законны и обоснованны.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

На основании абз. 8, 9, 13 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).

Согласно п. 3.9 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, пожарный гидрант - устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.

В силу п.п. 3.1, 3.2 ГОСТ Р 53961-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний, утвержденного приказом Росстандарта от 25.11.2010 № 522-ст, подземный пожарный гидрант – устройство для отбора воды из водопроводной сети с помощью пожарной колонки, которая предназначена для открытия (закрытия) гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей во время пожаротушения.

На основании п. 5.3.3 ГОСТ Р 53961-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний, утвержденного приказом Росстандарта от 25.11.2010 № 522-ст, конструкцией гидранта должно быть обеспечено его открытие и закрытие во всем рабочем диапазоне давления.

В соответствии с п. 3.7 ГОСТ Р 53961-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний, утвержденного приказом Росстандарта от 25.11.2010 № 522-ст, рабочее давление – давление, при котором обеспечивается работоспособность гидранта.

Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 53961-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний, утвержденного приказом Росстандарта от 25.11.2010 № 522-ст, число оборотов штанги (штока) до полного открытия гидранта должно составлять от 12 до 15 включений.

В силу п.п. 3.3-3.6 ГОСТ Р 53961-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний, утвержденного приказом Росстандарта от 25.11.2010 № 522-ст, штанга гидранта - стержень, проходящий через гидрант и соединяющий орган управления запорным устройством (центральный ключ для открытия клапана гидранта) с клапаном гидранта. Шток гидранта - стержень, помещенный в кожух, находящийся с наружной стороны гидранта и предназначенный для открытия (закрытия) запорного устройства задвижки гидранта с помощью специального ключа для открытия (закрытия) задвижки гидранта.

На основании п.48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации.

Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В соответствии с п. 71 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к пожарным гидрантам.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Согласно п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, органами местного самоуправления для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В судебном заседании установлено, что на территории городского поселения город Макарьев Костромской области имеются пожарные гидранты, которые с мая 2021 года находятся в неисправном состоянии, препятствующем их использованию для тушения пожаров, а именно, пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 155, не исправен, возможность забора воды отсутствует, поскольку проворачивается шток, нет крышки гидранта; пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Лесная, д. 20, не исправен, возможность забора воды отсутствует, поскольку проворачивается шток, нет крышки колодца.

Нарушения пожарной безопасности до настоящего времени не устранены, несмотря на то, что за указанные нарушения требований пожарной безопасности виновные должностные лица администрации Макарьевского муниципального района Костромской области привлекались к административной ответственности постановлениями о назначении административного наказания главного государственного инспектора Макарьевского и Кадыйского районов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 - 15, 16 - 17). Также в адрес администрации Макарьевского муниципального района Костромской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении указанных нарушений (л.д. 22 - 23).

При разрешении спора, что не оспаривалось ответчиками, установлен факт нарушения требований противопожарной безопасности, что создаете угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Поскольку право хозяйственного ведения относится к вещным правам, то соответственно право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, 15 и 18 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Водопроводные сети города Макарьева Костромской области являются собственностью городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, обратного суду ответчиком не представлено.

На основании п.п. 1.3, 4.1, 4.27, 6.2.11 Устава МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» учредителем (собственником имущества) предприятия является муниципальное образование городское поселение город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области. Имущество предприятия является муниципальной собственностью городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие несет бремя содержания принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества. Учредитель предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение надлежащего состояния, в том числе, источников наружного противопожарного водоснабжения возлагается на соответствующие администрации в случае, если данные источники наружного противопожарного водоснабжения находятся в муниципальной собственности.

Согласно ст. 23.1 Устава муниципального образования Макарьевский муниципальный район Костромской области, принятого решением Собрания депутатов Макарьевского муниципального района № 300 от 07.07.2009, администрация Макарьевского муниципального района Костромской области исполняет полномочия администрации городского поселения г.Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, в том числе, организует и обеспечивает решение вопросов местного значения городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области.

Таким образом, обязанность по обеспечению содержания пожарных гидрантов в исправном, пригодном для забора воды состоянии лежит на администрации Макарьевского муниципального района Костромской области, а возложение обязанности на МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» будут являться формальными, поскольку учитывая, что МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство находится в стадии банкротства, поэтому возложение на унитарное предприятие обязанности по ремонту гидрантов, будут заведомо неисполнимы, что ставит под угрозу жителей г. Макарьева.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности и привести в исправное, пригодное для забора воды состояние пожарные гидранты, а именно:

- пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 155: обеспечить возможность забора воды, установить крышку гидранта;

- пожарный гидрант, расположенный по адресу: 157460, Костромская область, г. Макарьев, ул. Лесная, д. 20: обеспечить возможность забора воды, установить крышку колодца.

В удовлетворении требований к МУП городского поселения город Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Ю.П. Чистякова

В окончательной форме решение принято 21.08.2023

2-262/2023 ~ М-146/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Макарьевского района
Ответчики
Кротов А.Н. (член союза арбитражных управляющих Авангард)
МУП городского поселения город Макарьев "Макарьевское коммунальное хозяйство"
Администрация Макарьевского муниципального района
Другие
ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области
ОГБУ Пожарно-спасательная служба Костромской области
Суд
Макарьевский районный суд Костромской области
Судья
Чистякова Юлия Павловна
Дело на странице суда
makarievsky--kst.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2023Передача материалов судье
27.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Подготовка дела (собеседование)
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2023Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее