УИД: 11RS0018-01-2023-000391-40
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от 6 июля 2023 года по делу № 2-290/2023
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С., с участием представителя заявителя Валуйских А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по заявлению администрации сельского поселения «Кебанъёль» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
установил:
Администрация сельского поселения «Кебанъёль» обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «Кебанъёль» на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружения канализации, протяженностью 1877 м., кадастровый №, адрес (местоположение): <адрес>. В обоснование заявленного требования указано, что на основании заявления администрации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми приняло на учет как бесхозяйный объект недвижимости. В течение года с момента постановки объектов на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил.
Заявитель в судебном заседании участвовал, пояснил, что сооружение канализации представляет собой трубы большого диаметра, которые закопаны в земле. По трубам стекают жидкие отходы, отходы жизнедеятельности. С целью соблюдения экологического законодательства, принимая во внимание, что в поселке имеются многоквартирные дома с центральной канализацией, стоки которых уходят именно в спорный объект, следует признать на него право собственности, чтобы администрация поселения могла производить капитальный и иной ремонт.
Представитель заинтересованного лица администрация МР «Усть-Куломский» в судебном заседании участия не принимал. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили о рассмотрении заявления без участия представителя. В отзыве указали, что недвижимое имущество «сооружения канализации, протяжённостью 1877 м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Республики Коми не состоит.
Представитель заинтересованного лица - Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указано, что согласно автоматизированной системы «Учет и управление объектами государственной собственности Республики Коми» объект недвижимого имущества – сооружение канализации, протяженностью 1877 м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Республики Коми не учитывается. Указали, что оставляют рассмотрение заявления на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Территориального Управления Федерального Агентства по управлению имуществом в Республике Коми в судебном заседание участие не принимал. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве указали, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте недвижимого имущества – сооружение канализации, протяженностью 1877 м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества отсутствуют. Права на недвижимое имущество Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению имуществом в Республике Коми не заявляет и оставляет принятие решения на усмотрение суда.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения заявителя, считает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с частью 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 3 применительно к п. п. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 29.05.2023, с изм. от 30.05.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
С 01 января 2017 года учет бесхозяйных недвижимых вещей проводится в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №КУВИ№ от ДД.ММ.ГГГГ – сооружение канализации, протяженностью 1877 м., кадастровый №, адрес (местоположение): <адрес>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Сыктывкарское отделение Северного филиала ППК «Роскадастр» не располагает сведениями на сооружение канализации, расположенное по адресу: <адрес> (ответ ППК «Роскадастр» №№ от ДД.ММ.ГГГГ).
По информации Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № объект недвижимого имущества – сооружение канализации, протяженностью 1877 м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Республики Коми не учитывается.
В муниципальной собственности Усть-Куломского района Республики Коми, в реестрах федерального имущества в Республике Коми вышеуказанный объект недвижимости не значится (сообщение администрации муниципального района «Усть-Куломский» № от ДД.ММ.ГГГГ, отзыв №-№ от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Частью 3 указанной нормы предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
По истечении трех месяцев со дня постановки на учет линейного объекта администрация сельского поселения «Кебанъёль» в соответствии со статьей 225 ГК РФ обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на недвижимый объект.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что рассматриваемый объект недвижимости, относится к линейным объектам, не имеет собственника, был поставлен на учет и зарегистрирован как бесхозяйный объект недвижимого имущества в установленном порядке. По истечении трех месяцев со дня его постановки на учет своих прав на данный объект никто не заявил, владелец недвижимости суду не известен, таких сведений не представлено, в ходе рассмотрения дела не добыто.
Цель обращения в суд с данным заявлением, необходимость соблюдения экологического законодательства, проведение ремонта в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом, заявленное требование администрации сельского поселения «Кебанъёль» отвечает признаку обоснованности и достаточности для его удовлетворения в полном объеме. Спор о праве не установлен.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и 293 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление администрации сельского поселения «Кебанъёль» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования сельского поселения «Кебанъёль» (ИНН 1113006615, ОГРН 1061113000926) в отношении объекта недвижимого имущества – сооружения канализации, протяженностью 1877 м., кадастровый №, адрес (местоположение): <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 6 июля 2023 года.