Дело № 2-374/2023
УИД 35RS0022-01-2023-000437-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тотьма 02 октября 2023 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Бердниковой Н.О.,
при секретаре: Меньшиковой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева Р.А., Васильевой Т.В. к Администрации Тотемского муниципального округа, Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным постановления о снятии с учета и восстановлении на учете,
УСТАНОВИЛ:
Васильев Р.А., Васильева Т.В. обратились в суд с иском к Администрации Тотемского муниципального округа, Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным постановления Администрации Тотемского муниципального округа № от 29.05.2023 «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда», № от 07.06.2023 «Об исключении из списка молодых семей-претендентов на участие в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей семьи ФИО9» и о возложении обязанности принять их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении в Списке молодых семей - участников в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2023 год со дня исключения, взыскании судебных расходов на оплату труда адвоката в размере 12000 рублей, на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что Васильев Р.А. и Васильева Т.В. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ. Жилья в собственности у них не имеется, в настоящее время они проживают в квартире сестры ФИО1 В марте 2021 г. они приобрели у ФИО4 по договору купли-продажи земельный участок с находящимся на нем жилым домом. Указанный жилой дом был непригоден для проживания, т.к дому более 100 лет, его капитальный ремонт не проводился, согласно техническому паспорту на 2004 год износ его основных конструктивных элементов составлял 70-75%. При оформлении сделки они знали о состоянии дома, совершали покупку недвижимости с целью приобрести земельный участок для дальнейшей постройки на нем дома, старый дом планировали демонтировать. Затем они обратились в администрацию МО «город Тотьма» по вопросу постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью в дальнейшем включения их семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. 15.06.2021 жилой дом как объект недвижимости снят ими с кадастрового учета. На основании их заявления постановлением администрации МО «город Тотьма» от 20.07.221 № они были признаны малоимущими и их семья в составе двух человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку жилья у них в собственности не имелось. 01.09.2021 они обратились в администрацию Тотемского муниципального района с заявлением о включении их семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Постановлением Администрации Тотемского муниципального района от 07.09.2021 № их семья в составе двух человек включена в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Постановлением Администрации Тотемского муниципального округа от 29.05.2023 № на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ они сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма ввиду выявления неправомерности действий должностных лиц, принявших их семью на учет в качестве нуждающихся, так как не был принят во внимание факт прекращения права пользования жилым домом. Постановлением Администрации Тотемского муниципального округа от 07.06.2023 № в связи с этим их семья исключена из Списка молодых семей-претендентов на участие в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей. Полагают, что они правомерно поставлены на учет нуждающихся, т.к не обеспечены жильем, не скрывали сведения об имевшемся в собственности доме, непригодном для проживания, им разъяснили алгоритм действий по снятию этого дома с кадастрового учета, что они и сделали. Умысла на намеренное ухудшение жилищных условий у них не было.
В судебном заседании истец Васильев Р.А. исковые требования поддержал, в ходе рассмотрения дела пояснял, что они планировали изначально получить субсидию, приобретали земельный участок. Дом, был непригоден для проживания При сносе дома они не планировали, тем самым, ухудшить преднамеренно свои жилищные условия. При обращении в Администрацию МО «Город Тотьма», сообщили что дом непригоден для проживания и им специалист пояснила, что его нужно снести, что они и сделали, предоставив все документы в Администрацию. Ему была оказана юридическая помощь в виде консультации, составления искового заявления, представительство в суде, за что им уплачено 12000 рублей.
Истец Васильева Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом
Представитель истцов адвокат Бредихина Л.А. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что о сносе дома истцом от администрации сведения не скрывались, истец делал это открыто. Считает, что никакого умысла в их действиях не было, они действовали по инструкции, которую им дала администрация города. Дом являлся не пригодным для проживания, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в нем невозможно было жить, там были нарушены строительные конструкции. Она не участвует в программе по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам.
Свидетель ФИО4 показал, что его семья состояла в <данные изъяты> по аварийному жилью, в доме по адресу: <адрес> проживал его отец, в 2004 году он умер, там больше никто не проживал. Печка и пол провалились, он окна и дверь заколотил, там больше никто не проживал, свет был отключен, за дом он не платил, только за землю. Дом был ещё аварийный, когда отец в нем проживал. Он состоял в очереди на получение жилья из-за аварийности этого дома. Он говорил истцам, когда продавал дом, что он аварийный, и продавал он земельный участок с домом, а не наоборот.
Представитель ответчика Администрации Тотемского муниципального округа не явился, направили отзыв на заявление, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя, возражают против заявленных требований. В отзыве указали, что при проверке учетного дела для подтверждения статуса молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении, было выявлено, что при расчете уровня обеспеченности общей площадью в жилых помещениях не учтена площадь 48,5 кв.м. жилого дома по адресу: <адрес>. Данный жилой дом был приобретен Васильевым Р.А. по договору купли-продажи от 02.03.2021, право собственности зарегистрировано 17.03.2021 и прекращено 15.06.2021. Жилой дом был снесен после покупки, акт обследования кадастрового инженера для снятия с кадастрового учета здания на основании договора подряда от 20.04.2021, который подтверждает отсутствие объекта недвижимости. В акте, в связи с чем произведен снос, информация отсутствует. В установленном порядке для признания жилого дома непригодным для проживания истец не обращался. Отсутствует какая-либо информация, был ли произведен капитальный ремонт или реконструкция этого дома со дня постройки. Отсутствуют доказательства того, что данный дом мог быть сохранен путем проведения капитального ремонта или реконструкции. Учитывая вышеуказанное, у администрации округа имелись основания считать снос ухудшением жилищных условий, в результате которого Васильевы получили статус нуждающихся. Кроме того администрация Тотемского муниципального округа возражает против заявленных требований о взыскании судебных расходов на оплату труда адвоката в размере 12000 рублей, так как расходы за оказание юридических услуг завышены, истцы имели возможность получить бесплатную юридическую помощь.
Представитель ответчика Департамента строительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В силу п. «6» ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся « обеспечение » » малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона Вологодской области от 29.06.2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» нуждающимися в жилом помещении признаются малоимущие граждане, являющиеся нанимателями или собственники жилых помещений, обеспеченные жилым помещением, общей площадью на 1 человека менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям в соответствии с законодательством.
Согласно п.6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (далее - Правила), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Как следует из представленных в суд документов Васильев Р.А. и Васильева Т.В. состоят в браке.
Семья проживает по адресу: <адрес> квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО5
23.06.2021 Васильев Р.А. обратился в Администрацию МО «город Тотьма» о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Администрации МО «город Тотьма» от ДД.ММ.ГГГГ № Васильев Р.А., Васильева Т.В. признаны малоимущими и приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. «2» ч.1 ст.51 ЖК РФ.
01.09.2021 Васильев Р.А. и Васильева Т.В. обратились в Администрацию Тотемского муниципального района с заявлением о включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Постановлением Администрации Тотемского муниципального района от 07.09.2021 № Васильев Р.А. и Васильева Т.В. включены в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2022 год по Тотемскому муниципальному району утвержден Департаментом строительства Вологодской области 16.12.2021, в данный Список включена семья Васильева Р.А., о чем уведомлен Васильев Р.А.
Постановлением Администрации Тотемского муниципального округа от 29.05.2023 № Васильев Р.А. и Васильева Т.В. сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, т.к выявлены в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на учет, а также неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В уведомлении о снятии с учета указано о том, что сняты с учета на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, т.к при принятии на учет выявлена неправомерность должностных лиц, т.к не был принят во внимание факт прекращения права пользования жилым домом по адресу: <адрес>, который непригодным для проживания не признавался.
На основании протокола № заседания комиссии по работе с молодыми семьями- претендентами на участие в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 06.06.2023 решено на основании п.п. «б» п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования исключить из Списка молодых семей – претендентов на участие в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» семью Васильевых в составе: Васильев Р.А., Васильева Т.В., т.к они сняты с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Постановлением Администрации Тотемского муниципального округа от 07.06.2023 № семья Васильевых в составе: Васильева Р.А., Васильева Т.В. исключены из Списка молодых семей – претендентов на участие в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Из материалов учетного дела следует, что на момент принятия на учет нуждающихся Васильев Р.А. являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственности жилых помещений не имел, до 13.10.2020 являлся собственником ? доли квартиры по адресу: <адрес>, площадью 37.2 кв.м, до ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником ? доли дома по адресу: <адрес>. Васильева Т.В. имела в собственности <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 50,5 кв.м; до ДД.ММ.ГГГГ имела в собственности <данные изъяты> долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 18.4 кв.м. Жилые помещения по договорам социального найма им не предоставлялись.
По условиям договора купли-продажи от 02.03.2021 Васильев Р.А. приобрел у ФИО4 земельный участок за 500 000 рублей и жилой дом, площадью 48.5 кв.м. за 50 000 рублей, расположенные по адресу: <адрес>.
Таким образом, с учетом установленной решением МО «город Тотьма» от 17.04.208 № учетной нормы площади жилого помещения - 14 кв.м, Васильевы без учета жилого дома по адресу: <адрес> были обеспечены жилой площадью менее учетной нормы.
Исходя из представленных суд доказательств в т.ч показаний свидетеля ФИО4 суд полагает, что данный дом был не пригоден для проживания. На момент покупки Васильевыми уже был непригоден для проживания, приобретен по стоимости значительно ниже его кадастровой стоимости, фактически ими приобретен земельный участок с находящимся на нем аварийным жилым домом, о чем им с достоверностью было известно на момент приобретения, который они изначально намеревались снести, чтобы осуществить строительство нового дома, в данный дом не вселялись.
По данным технического паспорта, дом 1900 года постройки, деревянный, по состоянию на 12.01.2004 имел износ основного строения 70%, холодная пристройка – 75%.
Из акта обследования от 19.05.2021 следует, что выявлен снос жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно сведений администрации Тотемского муниципального округа ФИО4 по адресу: <адрес> состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18.02.1987. Распоряжением от 30.07.1990 ФИО4 включен в отдельный льготный список «Граждане и члены их семей, проживающие в ветхих, не подлежащих ремонту домах в деревянном исполнении с износом свыше 65, в кирпичном – свыше 70 процентов, а также в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания».
То, что в установленном порядке жилой дом не признан непригодным для проживания, не должно лишать права Васильевых состоять на учете нуждающихся, т.к фактически они не обеспечены жилым помещением в соответствии с установленной на момент постановки на учет в качестве нуждающихся учетной нормой.
Из показаний свидетеля ФИО4 установлено, что с 2004 года в доме никто не проживал, дом не содержался, не ремонтировался, не был подключен к инженерным коммуникациям, были заколочены окна и двери, вследствие чего состояние дома со временем только ухудшилось. Не доверять показаниям свидетеля не имеется, он предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, его показания согласуются с объяснениями истца и техническими документами на дом, предоставленной информации о нахождении Баландина на учете как проживающего в ветхом, не подлежащем ремонту доме еще с 1987 года.
По смыслу ст.53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Васильев Р.А. не скрывал факта сноса дома, о чем предоставил все необходимые документы, до приобретения в марте 2021 земельного участка с домом, его семья также являлась нуждающейся в жилых помещениях, потому суд полагает что отсутствуют достоверные доказательства, свидетельствующие о намеренном ухудшении Васильевыми своих жилищных условий путем сноса непригодного для проживания жилого дома.
При таких обстоятельствах суд полагает, что истцы необоснованно сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда и подлежат восстановлению.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Во исполнение предписаний ч.2 ст.40 Конституции РФ, конкретизированных в ст. 2 ЖК РФ в целях выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Вопросы, связанные с получением мер социальной поддержки молодой семьи при приобретении жилого помещения регулируются специальным нормативным актом - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 17. 12.2010 года №.
С 01.01.2018 г. реализация мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 12.10.2017 г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В соответствии с п.7 настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Таким образом, при определении уровня обеспеченности молодой семьи жилым помещением учитываются только жилые помещения (части жилого помещения), занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности, и не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом данной молодой семьи.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, который для признания семьи участником мероприятий в государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не требует признание ее малоимущей.
Целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является предоставление возможности молодой семье приобрести отдельное жилье.
В настоящее время семья Васильевых являются нуждающимися в жилых помещениях, т.к проживают в жилом помещении принадлежащем сестре Васильевой Т.В., в собственности отдельного жилого помещения не имеют, жилые помещения по договорам социального найма им не предоставлялись.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и включения в Список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также на момент исключения из данного Списка и на настоящее время семья истцов нуждалась в жилых помещениях, по основаниям установленным ст.51 ЖК РФ, то она неправомерно исключена из Списка, вследствие чего подлежит восстановлению в данном Списке с момента исключения и подлежит принятию на учет в прежней очередности.
В виду того, что Департаментом строительства Вологодской области никаких постановлений либо действий нарушающих права истцов не принималось, то он является ненадлежащим ответчиком по делу и в иске к нему следует отказать
Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В силу ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с соглашением № об оказании юридической помощи от 19.06.2023, заключенным между Васильевым Р.А., Васильевой Т.В. и адвокатом Бредихиной Л.А., последняя обязалась оказать юридические услуги в виде правовой консультации, составления искового заявления к администрации Тотемского муниципального округа об обжаловании решения об исключении из очереди на получение жилья, представление интересов доверителей в Тотемском районном суде.
Стоимость услуг определена в размере 12000 рублей. Оплата услуг производится доверителем в день заключения договора об оказании юридической помощи.
Согласно квитанции к приходно-кассовому ордеру от 20.06.2023 адвокатом Бредихиной Д.А. принято от Васильева Р.А. 12000 рублей.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13).
Таким образом, учитывая категорию и сложность спора, учитывая степень занятости представителя истца, объем оказанных услуг по делу: консультация, составление искового заявление, участие представителя в двух судебных заседаниях, продолжительностью 35 мин. каждое, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу об обоснованности расходов на оказание юридической помощи на сумму 8000 рублей.
Вознаграждение, выплаченное истцами представителю, не превышает размера вознаграждения за оказание аналогичных услуг по гражданскому делу рекомендованного решением Совета Адвокатской палаты Вологодской области от 28.01.2020 «О порядке определения размера вознаграждения при заключении соглашений об оказании юридической помощи, оказываемой адвокатами Адвокатской палаты Вологодской области».
В материалах делах имеется квитанция по оплате Васильевым Р.А. государственной пошлины при подаче искового заявления в суд на сумму 300 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.
Доводы представителя ответчика о том, что истцы имели возможность получить бесплатную юридическую помощь не освобождает ответчика от обязанности возместить понесённые истцом расходы по оплату услуг представителя. Истцы воспользовались платными юридическими услугами, что является их правом. Адвокат Бредихина Л.А. не является участником государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Васильева Р.А. <данные изъяты>), Васильевой Т.В. (<данные изъяты>) – удовлетворить частично.
Признать незаконными постановление Администрации Тотемского муниципального района от 29.05.2023 № «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда» и от 07.06.2023 № «Об исключении из Списка молодых семей - претендентов на участие в мероприятиях по обеспечению жильем семей семьи Васильевых».
Обязать Администрацию Тотемского муниципального района восстановить Васильевых Р.А. и Васильеву Т.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и в Списке молодых семей - участников в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» со дня их исключения.
Взыскать с администрации Тотемского муниципального округа Вологодской области в пользу Васильева Р.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы на оплату труда адвоката в сумме 8000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту строительства Вологодской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2023 года.
Судья Н.О.Бердникова