Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(полный текст)
13 мая 2024 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Селивёрстовой Е.Д.,
при секретаре судебного заседания – Шматко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сушковой М. В., Колесника М. А., Афанасьева В. П. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо - Департамент капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, -
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с иском в суд, в котором, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, просят признать за ними право собственности по 1/3 доле в праве долевой собственности на жилое помещение: <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, Инкерман, <адрес>, площадью – 53,1 кв. метров, исключив указанного имущество из реестра собственности города Севастополя.
В обоснование заявленного требования указали, что распоряжением органа приватизации г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, Афанасьевой Г. А. и членам ее семьи, Колесник М. В., Афанасьеву В. П. и Колесник М. А. согласно Закону Украины «О приватизации государственного жилого фонда» передно в общую долевую собственность квартиру, общей площадью 53,1 кв.м., расположенную по адресу: г. Севастополь, внутригородское муниципальное образование город Инкерман, <адрес>. Во исполнение п. 4 указанного распоряжения право собственности КП «БТИ и ДРОНМ» в установленный законом срок не было оформлено на имя Афанасьевой Г.А., Колесник М.В., Афанасьева В.П. и Колесник М.А. ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева Г.А. умерла, до этого момента завершение оформления приватизации не было окончено. Согласно ответу нотариуса города Севастополя наследственное дело не заводилось из-за отсутствия правоустанавливающего документа на вышеуказанную квартиру. Указанная квартира имеет кадастровый № на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ и зарегистрирована на праве собственности за городом федерального значения Севастополь.
В связи с ликвидацией на территории города Севастополя органов государственной власти и местного самоуправления Украины, а также в связи со смертью Афанасьевой Г.А., истцы лишены возможности оформить на основании распоряжения № документы, подтверждающие право собственности на спорную квартиру, в связи с чем вынуждены обратиться с настоящим иском в суд
Истцы и их представитель – Савчук В.А., действующая на основании доверенности, надлежаще извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, в ранее поданном в суд заявлении просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, настаивают на удовлетворении исковых требований в уточненном варианте.
Ответчики и третье лицо, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения иска, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, не просили об отложении рассмотрения дела, не представили суду уважительности причины неявки представителей в судебное заседание.
С учетом надлежащего извещения сторон по делу и третьих лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему:
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В силу частей 1,2 ст. 40 Конституции РФ, - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Исходя из содержания статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» правом на приватизацию жилых помещений в общую собственность либо в собственность одного лица наделены граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Пунктом 2 части 1 статьи 92, статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу статьи 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как разъяснено в пункте 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закон №, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя", в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Занимаемое истцами жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду, вследствие чего отсутствуют законодательно установленные ограничения для передачи жилищного фонда в долевую собственность граждан, занимающих помещение на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного в установленном законом порядке до принятия Закона от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что юридическим основанием пользования соистцами жилым помещением, явилось распоряжение органа приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в общую долевую собственность <адрес>Б по <адрес> в <адрес>.
Каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истцов при вселении в спорное жилое помещение судом не установлено.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениямг. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «О включении недвижимого имущества – жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>Б, <адрес>, в Реестр собственности города Севастополя» в реестр собственности города Севастополя включена трехкомнатная <адрес>, с кадастровым номером 91:01:073008:1307, общей площадью 53,1 кв.м, первоначальной балансовой (кадастровой) стоимостью 1 991 543,61 руб., расположенная в жилом доме по адресу: г. Севастополь, <адрес>Б, <адрес>, как имущество, находящееся в казне города Севастополя.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, отраженными в выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ на государственном кадастровом учете значится квартира (КН: 91:01:073008:1307), общей площадью – 53,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь,<адрес>Б, <адрес>.
Из паспортов истцов усматривается, что они зарегистрированы по адресу:<адрес>Б, <адрес>.
Спорное жилое помещение по указанному адресу поставлено на кадастровый учет как жилое помещение, без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям социального использования или наемного дома коммерческого использования.
В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, в сфере жилищной политики Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилого фонда города Севастополя, договоры о передаче в собственность гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация).
Приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-а/202 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», определен порядок и условия оказания соответствующего вида государственной услуги.
Неотъемлемым условием передачи жилого помещения из государственной собственности в частную собственность граждан, является заключение последними с собственником жилого помещения договора социального найма.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы, действуя во исполнение положений действующего жилищного законодательства, обратились с заявлением, в порядке Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» о заключении договора социального найма, как условия реализации предусмотренного Конституцией РФ права на жилище.
Отказом в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ №.1-50/02/23 заявителям отказано в заключении договора социального найма.
Департаментом капитального строительства города Севастополя указывается на отсутствие полномочий по заключению договора социального найма в связи с тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>Б, <адрес> передано в порядке приватизации в собственность гражданам: Афанасьевой Г. А., Колесник М. В., Афанасьеву В. П., Колесник М. А. в соответствии с распоряжением органа приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Афанасьева Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № I-КМ №.
Проанализировав содержание отказа Департамента капитального строительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, суд соглашается с доводом истцов о том, что в рассматриваемом случае, в соответствии с Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «О включении недвижимого имущества – жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>Б, <адрес>, в Реестр собственности города Севастополя», объектом государственной собственности города Севастополя является <адрес>, общей площадью – 53,1 кв. метров в составе жилого <адрес>Б, расположенной по <адрес>, выступающая объектом реализации прав нанимателя жилого помещения и членов его семьи.
По мнению суда, с учетом положений статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, отказа уполномоченного органа в заключении договора социального найма жилого помещения, надлежащим способом защиты жилищных прав истцов является обращение в суд с требованием о признании за ними права долевой собственности на объект жилищного фонда, находящийся в государственной собственности города Севастополя в порядке приватизации.
В силу п.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», - к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В рассматриваемом случае, отсутствие у истцов договора найма жилого помещения в условиях передачи объекта жилищного фонда в ведение органа государственной власти, не является препятствием к реализации предоставленного законом права на приобретение помещения в собственность бесплатно, в порядке требований Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Толкование положений названных норм материального права, в их совокупности и взаимосвязи, позволяет прийти к выводу о том, что юридическим основанием реализации лицами права на приобретение жилых помещений в собственность в порядке приватизации, являются факт их передачи в муниципальную собственность, либо решение органа государственной власти об исключении помещения из специализированного жилищного фонда.
При изложенных обстоятельствах, установив, что истцы занимают на законных основаниях спорное жилое помещение, участия в приватизации жилых помещений не принимали, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на приватизацию занимаемого им жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в таких зданиях, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от дня передачи этих жилых помещений и от дня их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
По смыслу приведенной нормы граждане, проживающие в указанных жилых помещениях, в силу закона после передачи зданий муниципальному образованию считаются занимающими свою жилую площадь по договору социального найма, даже если с ними не был подписан документ, поименованный договором социального найма.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, нормы о договоре социального найма применимы к отношениям по пользованию жилыми помещениями и в том случае, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после ДД.ММ.ГГГГ (после дня введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этого дня.
Владение жилым помещением выступает прежде всего формой реализации гражданами своего интереса в обеспечении личной потребности в жилище и не должны приводить к снижению уровня правовых гарантий граждан, длительное время проживающих в жилых помещениях, имеющих разумные ожидания относительно того, что здание в итоге поступит в муниципальную собственность и их отношения трансформируются в отношения социального найма с правом приватизации помещений в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, суд не усматривает оснований для отказа в реализации истцами предоставленного им Законом права на приобретение занимаемого жилого помещения в долевую собственность, исходя из количества лиц, зарегистрированных и проживающих в спорном жилом помещении.
Учитывая изложенное, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что истцы не ставят требований о взыскании судебных издержек по оплате государственной пошлины с ответчика, суд считает необходимым отнести судебные издержки на счет истцов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сушковой М. В., Колесника М. А., Афанасьева В. П. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо - Департамент капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Сушковой М. В. (паспорт РФ 0914 472180), Афанасьевым В. П. (паспорт РФ 0914 2456218) и Колесником М. А. (паспорт РФ 3915 0540490, право общей долевой собственности по 1/3 доли каждого, на квартиру общей площадью 53.1 кв.м., кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, внутригородское муниципальное образование город Инкерман, <адрес>, в порядке приватизации.
Прекратить право собственности города Севастополя на <адрес>, расположенном в городе Севастополе, внутригородское муниципальное образование город Инкерман, <адрес>, площадью 53,1 кв.м., исключив указанную квартиру из Реестра собственности города Севастополя.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья – (подпись)
Копия верна:
Судья Балаклавского районного суда
города Севастополя Е.Д.Селивёрстова
Решение суда не вступило в законную силу.
Оригинал постановления (решения, определения) находится в материалах дела № в Балаклавском районном суде города Севастополя.
Судья Балаклавского районного суда
города Севастополя Е.Д.Селивёрстова
Копия изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.