Судья Хуторцева И.В. Дело № 21-67/2023
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск 11 июля 2023 года
Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Степанова Р.С. - адвоката Корнишина К.А. на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 марта 2023 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по западному арктическому району № * от 17 января 2023 года Степанов Р.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 марта 2023 года постановление должностного лица от 17 января 2023 года изменено, назначенное Степанову Р.С. административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Степанова Р.С. – адвокат Корнишин К.А. просит вынесенные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что в материалах дела не имеется сведений о разработке и утверждении графической схемы пункта пропуска и, впоследствии, ее согласования и размещения на официальном сайте ФГКУ «Росгранстрой» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусмотренных пунктом 14 Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2022 № 107.
Обращает внимание на то, что должностным лицом Степанову Р.С. вменено нарушение не Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2022 № 107, а требований приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.12.2016 № 418 "Об открытии морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Мурманск".
Степанов Р.С., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебное заседание не явились, что в силу пункта 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, выслушав адвоката Корнишина К.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определены Правила пересечения государственной границы Российской Федерации.
Порядок следования от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации определен статьей 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1.
Частью 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.
В силу части 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы): а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий: а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов; б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов; в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы (п. 2 ст.9.1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1).
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.5 ст.9.1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1).
Пунктом 2 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 № 341 (далее – Правила уведомления) предусмотрено, что уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении.
Правила режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее – Правила режима) утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.02.2022 № 107, пунктом 96 которых установлено, что передвижение всех судов (плавсредств) по акватории пункта пропуска, перешвартовка судов, подход, швартовка к судам заграничного следования и причалам осуществляются только с разрешения должностных лиц подразделений пограничного и таможенного контроля.
Как следует из материалов дела, 2 января 2023 года в приблизительное время 10 часов 15 минут в акватории пункта пропуска в средних координатах *** гражданин Российской Федерации Степанов Р.С. управляя маломерным судном * «***», в нарушение пункта 96 Правил режима и статьи 22 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1, осуществил выход из порта Мурманск в акваторию внутренних морских вод Российской Федерации с целью любительского и спортивного рыболовства, а также дайвинга без уведомления должностных лиц подразделения пограничного контроля.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 2 января 2023 года уполномоченным должностным лицом в отношении Степанова Р.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его 17 января 2023 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Выводы о виновности Степанова Р.С. в совершении вмененного ему административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении должностного лица административного органа и судебном решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доказательства по делу получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований ставить под сомнение достоверность изложенных в них сведений, равно как и выводы о виновности Степанова Р.С. не имеется, поскольку они подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены в полном объеме, все юридически значимые обстоятельства верно установлены.
Совершенное Степановым Р.С. правонарушение правильно квалифицировано по части 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной квалификации, а также для прекращения производства по делу не имеется.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки судьи районного суда, и выводы о виновности Степанова Р.С. в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность обжалуемого актов не ставят.
Довод адвоката Корнишина К.А. о том, что в материалах дела не имеется сведений о разработке и утверждения графической схемы пункта пропуска, выводы о виновности Степанова Р.С. во вмененном ему административном правонарушении не опровергает.
При этом судьей районного суда обоснованно сделан вывод, что координаты акватории пунктов пропуска утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.12.2016 № 418, которые размещены в свободном доступе для неопределенного круга лиц, поэтому на пограничный орган не возложена обязанность сообщать о данных пунктах пропуска.
Правильным является приведенное в решение судьи суждение о том, что обязанность по уведомлению пограничного органа распространяется на всех лиц, находящихся в акватории пункта пропуска и имеющих намерение осуществить выход в акваторию внутренних морских вод Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на то, что должностное лицо при рассмотрении дела руководствовалось требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.12.2016 № 418, а не Правилами режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2022 № 107, не может быть принята во внимание.
Так, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.12.2016 № 418, утверждены пределы координат акватории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Мурманск, а приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2022 № 107 утверждены Правилами режима в пунктах пропуска, т.е. правила которые должны соблюдаться гражданами, находящимися на территории пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Постановление о привлечении Степанова Р.С. к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, отсутствия отягчающих обстоятельств, назначенное Степанову Р.С. административное наказание в виде администраитвного штрафа судьей районного суда правильно заменено на предупреждение.
Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом.
Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, материальные нормы права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 марта 2023 года, которым изменено постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 17 января 2023 года, вынесенное в отношении Степанова Р.С., оставить без изменения, а жалобу его защитника – адвоката Корнишина К.А. – без удовлетворения.
Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов