Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1600/2020 ~ М-1014/2020 от 21.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2020 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре судебного заседания Зайцеве С.В.,

С участием представителя административного истца Петишкиной Е.А.,

Представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» Напольских И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело      № 3а-1600/2020 по административному исковому заявлению Храмова А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Храмов А.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, просил суд:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 73 300 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 170 495 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 233 661 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 524 153 рубля;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 537 138 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1 129 454 рубля;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 239 786 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 537 893 рубля;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 388 383 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 818 816 рублей.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчет об оценке ООО «РЕГИОН» от 11.08.2020 года № , согласно которому рыночная стоимость земельных участков на дату оценки составляет:

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 170 495 рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 524 153 рубля;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 1 129 454 рубля;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 537 893 рубля;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 818 816 рублей.

На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.

Представитель административного истца по доверенности от 12.08.2020 года № Петишкина Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» Напольских И.Г., действующая на основании доверенности от 13.10.2020 года № 34-ЦКО, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства величины рыночной стоимости спорного объекта.

Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации муниципального района Кинельский Самарской области, администрации городского округа Кинель Самарской области, администрации сельского поселения Алакаевка муниципального района Кинельский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ФФГУП «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление в суд не предоставили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Установлено, что Храмову А.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>:

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 73 300 кв.м.;

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 233 661 кв.м.;

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 537 138 кв.м.;

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 239 786 кв.м.;

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 388 383 кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 22.02.2019 года.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 № 800 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области» кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 01.01.2019 года и, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05.08.2020 года, составляет:

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 252 885 рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 806 130 рублей 45 копеек;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 1 853 126 рублей 10 копеек;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 834 455 рублей 28 копеек;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 1 227 290 рублей 28 копеек.

Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как собственника земельных участков, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков и считая свои права нарушенными, 21.08.2020 года Храмов А.А. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке ООО «РЕГИОН» от 11.08.2020 года № . Из отчета усматривается, что объектами оценки являлись земельные участки с кадастровыми номерами , , , и , итоговая величина рыночной стоимости которых по состоянию на 01.01.2019 года составила:

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 170 495 рублей;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 524 153 рубля;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 1 129 454 рубля;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 537 893 рубля;

в отношении земельного участка с кадастровым номером – 818 816 рублей.

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения 01.01.2019 года.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

Более того, согласно заключению специалиста ООО «БизнесГрад» от 14.08.2020 года № , отчет об оценке от 11.08.2020 года № , подготовленный оценщиком ООО «РЕГИОН», соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. В указанном выше отчете ошибки, повлекшие искажение итоговой стоимости объекта оценки, рассчитанной в отчете, не выявлены. Результат, полученный в отчете, можно считать объективным, обоснованным и достоверным.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , , и , содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке от 11.08.2020 года № , подготовленный ООО «РЕГИОН», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2019 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 21.08.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда, в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области административный истец не обращался.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Храмова А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 73 300 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 170 495 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 233 661 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 524 153 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 537 138 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1 129 454 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 239 786 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 537 893 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 388 383 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 818 816 рублей.

Дата подачи административного иска в суд 21.08.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 ноября 2020 года.

Председательствующий:                             Панкова М.А.

3а-1600/2020 ~ М-1014/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Храмов А.А.
Ответчики
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация городского округа Кинель Самарской области
Администрация сельского поселения Алакаевка муниципального района Кинельский Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация муниципального района Кинельский Самарской области
ГБУ СО "Центр кадастровой оценки"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.08.2020Регистрация административного искового заявления
24.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
28.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2020Судебное заседание
02.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее