Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2023 года п. Жигалово
Жигаловский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Бакшеевой Т.А., при секретаре ФИО11
с участием истцов ФИО1, ФИО4, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1, ФИО4, ФИО2 к администрации муниципального образования «Жигаловский район» о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л:
Истцы ФИО1, ФИО4, ФИО2 обратились в Жигаловский районный суд с иском к администрации муниципального образования «Жигаловский район» о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности, указав следующее, что ФИО1 и ФИО12 ФИО13 с <Дата> состоят в зарегистрированном браке и имеют дочь - ФИО2 <Дата> года рождения. В сентябре 1997 года районной администрацией по ходатайству начальника Жигаловского РОВД был предоставлен пустующий жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец ФИО1 прекратил службу в органах внутренних дел <Дата>. в связи с реорганизационными мероприятиями проходившими в структуре МВД. После окончания службы ФИО1 в органах внутренних дел семья осталась проживать в предоставленном жилом доме, являющимся единственным, имеющимся в их пользовании жилом помещении.
Истцы обращались в различные инстанции однако ведомственная принадлежность жилого дома, либо наличия собственника ими было не установлено.
Как было указано выше, на момент вселения истцов в 1997 году жилой дом пустовал. За все годы проживания истцов в этом доме к ним никто из прежних владельцев с требованием об освобождении занимаемого жилого помещения, в связи с незаконным его занятием не обращался. Исковых требований об изъятии имущества из чужого незаконного владения в судебном порядке не заявлял.
Таким образом, занимаемый истцами с 1997 года жилой дом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, в силу статьи 225 ГК РФ является по своей сути бесхозяйственным недвижимым имуществом. Истцы вселились в жилой дом в сентябре 1997 года в связи со службой истца ФИО1 в РОВД Жигаловского района, хоть и с ведома администрации Жигаловского района, но без получения каких-либо правоустанавливающих документов. Таким образом, течение срока исковой давности по иску собственника (прежнего владельца или его универсальных правопреемников) об истребовании имущества из чужого незаконного владения началось в сентябре 1997 года и истекло в сентябре 2000 года, соответственно с указанного времени началось течение срока приобретательной давности, который на момент обращения истцов с настоящим иском в суд составляет более 15 лет.
Все эти годы истцы открыто, непрерывно и добросовестно владеют жилым домом как своим собственным. Оплачивают электроэнергию, поддерживают имущество в исправном состоянии, делают ремонт, возделывают приусадебный земельный участок.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является для истцов единственным жилым помещением.
Просят суд признать за ФИО1, ФИО4, ФИО2, права общей долевой собственности (по 1/3 доли каждому) на жилой дом, с кадастровым номером №, общей площадью 50,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> порядке приобретательной давности.
Истцы ФИО1, ФИО4, ФИО2 в судебном заседании настаивает на исковых требованиях о признании за ними право общей долевой собственности (по 1/3 доли каждому) на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> силу приобретательной давности по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Жигаловский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела был уведомлен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие. Возражений по исковым требованиям не имеет.
Суд, учитывая мнение истцов, принимая во внимание требования ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав истцов, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности на недвижимые вещи, возникновение этого права подлежит государственной регистрации в едином реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
В соответствии со статьи 234 частью 1 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество ( приобретательная давность).
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от xx.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательской давности ; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Судом установлено, что истцы ФИО1 и ФИО4 состоят в зарегистрированном браке с <Дата>. Имеют дочь ФИО2 <Дата> года рождения.
Данные обстоятельства, подтверждаются свидетельством о заключении брака серии № № выданным райбюро ЗАГС п.Жигалово Жигаловского района Иркутской области <Дата>, повторным свидетельством о рождении серии № выданном отделом по Жигаловскому району службы записи актов гражданского состояния Иркутской области <Дата>.
С сентября 1997 года и по настоящее время проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> р.<адрес>.
Как следует из искового заявление указанный жилой дом был предоставлен истцам года районной администрацией по ходатайству начальника Жигаловского РОВД, в связи с прохождением ФИО1 службы в органах внутренних дел.
Согласно сведений указанных в трудовой книжки серии № № ФИО1 с <Дата> по <Дата> проходил службу в органах внутренних дел-УВД Иркутской области.
Согласно технического паспорта составленного Иркутским отделением Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» на жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, установлено, что в качестве правообладателя указана ФИО4, однако сведения о виде права и правоустанавливающих документах отсутствуют. Дом состоит из кухни, трех жилых комнат общей площадью помещения 50,2 кв.м., в том числе жилой площадью 42,6 кв.м., подсобной площадью 7,6 кв.м.
Согласно ответа начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Жигаловский район» объект недвижимости-жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности муниципального образования «Жигаловский район» не числится.
Из ответа главы Жигаловского муниципального образования установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> р.<адрес> реестре муниципальной собственности Жигаловского муниципального образования не значится. Собственностью Жигаловского муниципального образования не является.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости запрашиваемых сведений № № от <Дата> установлено, что сведения о зарегистрированных правах на жилой дом расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют. Данный жилой дом имеет статус «актуальные, ранее учтенные», <Дата> присвоен кадастровый №. Площадь жилого дома составляет 52,4 кв.м.
Из ответа временно замещающей должность начальника отдела ведения реестра государственной собственности Иркутской области следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> реестре государственной собственности Иркутской области не учтен.
Согласно ответа руководителя территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области - объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> р.<адрес> в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление по состоянию на <Дата> не значится.
Из ответа Врио.начальника межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Качугский» установлено, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес> р.<адрес> на балансе муниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Качугский» не состоит.
Данные обстоятельства, также подтверждаются справкой врио.главного бухгалтера межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Качугский».
Согласно ответа начальника Управления организации тылового обеспечения ГУ МВД России по Иркутской области жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> р.<адрес> на балансовом учете ГУ МВД России по Иркутской области не числится.
В соответствии с ответом начальника отдела документационного обеспечения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» направлена копия карточки, дата записи <Дата>, на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.
Из копии карточки на домовладение, следует, что по состоянию на <Дата> домовладение по адресу: <адрес> принадлежит ФИО3 на основании договора купли от <Дата>. На основании решения исполкома от <Дата> дом построен новый.
Согласно архивной выписки № от <Дата> в архивном отделе администрации МО «Жигаловский район» имеется решение исполнительного комитета Жигаловского районного Совета депутатов трудящихся № от <Дата> «Об отводе земельных участков под застройку», согласно которого ФИО3 разрешено построить новый жилой дом размером 6х9=54 м2 на старом участке, по <адрес> №. Старый дом снести после строительства нового.
Из заключения техника по инвентаризации строений и сооружений Иркутского отделения АО «РТИ-Федеральное БТИ» следует, что при проведении технической инвентаризации объекта недвижимости- жилой дома, расположенный п адресу: <адрес>, было выявлено несоответствие площадей в сравнении с предыдущей инвентаризацией. При проведении обмерных работ <Дата> и изготовлении технического паспорта использовалось современное оборудование (лазерный дальномер). По данным технического учета общая площадь жилого дома составляет 50,2 кв.м.
Из справки выданной Иркутской энергосбытовой компанией установлено, что задолженности за потребленную электроэнергию по адресу: <адрес> р.<адрес> № не имеется.
Договор энергоснабжения жилого дома расположенного по адресу: <адрес> р.<адрес> № заключен с ФИО4
Из показаний свидетелей ФИО6 и Свидетель №1 допрошенных в судебном заседании установлено, что истцы с 1997 года и до настоящего времени проживают в доме, расположенном по адресу <адрес> р.<адрес> №. Они постоянно следят за сохранностью дома, содержат дом в надлежащем состоянии, несут затраты на его содержание, делают ремонт. Пользуются земельным участком. Прежних собственников они не знают. Никто на данный жилой дом больше не претендует.
У суда нет оснований, не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они не имеют со сторонами неприязненных отношений, их показания согласуются и не противоречат материалам данного гражданского дела.
Давая оценку фактическим обстоятельствам дела, исследованным в судебном заседании суд приходит к выводу о том, что ФИО1, ФИО4, ФИО2 не являются собственниками жилого дома расположенного по адресу <адрес> р.<адрес> №, так как право собственности на данный жилой дом, указанными лицами в надлежащем законом порядке не оформлено. ФИО1, ФИО4, ФИО2 открыто и непрерывно владеют указанным жилым домом с 1997 года по настоящее время. Добросовестность их владения на основании п.3 ст.10 ГК РФ предполагается и в ходе разбирательства ответчиком не оспаривалась. Истцы владеют домом как своим собственным, что проявляется в заботе об имуществе, то есть его ремонте, содержании дома в надлежащем порядке, оплате расходов за его содержание, оплате коммунальных услуг.
Срок владения истцами домом составляет 25 лет, следовательно во- первых истек трехлетний срок исковой давности по иску собственника дома об истребовании имущества, во-вторых истек установленный статьей 234 ГК РФ пятнадцатилетний срок приобретательной давности, из чего следует, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1, ФИО4, ФИО2 удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>) в равных долях по 1/3 доле за ФИО1 <Дата> года рождения (паспорт № выданного <Дата> <адрес> код подразделения №), за ФИО4 <Дата> года рождения (паспорт № выданного <Дата> <адрес> <адрес> области код подразделения №), за ФИО2 <Дата> года рождения (паспорт № № выданного <Дата> <адрес> код подразделения №
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Жигаловский районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме, с 25 апреля 2023 г.
Судья: Т.А. Бакшеева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>