Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1794/2023 от 03.04.2023

Дело №2-1794/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2023 года г.Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Щербиной И.С.,

при секретаре Трусовой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Коршкова А.С. к казенному учреждению Орловской области «Центр занятости населения Советского района г.Орла» о возмещении неполученного пособия по безработице, компенсации морального вреда,

установил:

Коршкова А.С. обратился в суд с иском казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о возмещении неполученного пособия по безработице, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, где был трудоустроен. По освобождению обратился с заявлением в КУ ОО «Центр занятости населения Советского района г.Орла» о постановке его на учет по безработице и получению пособия. Его заявление было удовлетворено, вместе с тем, не согласен с суммой пособия в размере <данные изъяты> руб. Полагает, что пособие должно рассчитываться исходя из периода его трудоустройства в исправительном учреждении. По указанным основаниям, просит суд признать за ним право на меру социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере максимальной величины пособия по безработице, обязании ответчика пересчитать денежные выплаты с учетом максимальной величины пособия по безработице за весь период выплат пособий по безработице истцу, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего КУ ОО «Центр занятости населения Советского района г.Орла».

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.

В судебном заседании истец Коршков А.С. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика КУ ОО «Центр занятости населения Советского района г.Орла» Семенихин Ю.В. исковые требования не признал по доводам, указанным в возражениях на иск.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области по доверенности Шелепа С.С. надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Коршков А.С. обратился в КУ ОО «Центр занятости населения Советского района г.Орла» с заявлением о постановке его на учет по безработице и получению пособия.

На основании приказа от 12.08.2022 №№*** Коршков А.С. признан безработным и с 04.05.2022 ему назначено пособие в размере <данные изъяты> руб., в размере минимальной величины пособия по безработице.

В период с 01.08.2017 по 29.06.2022 Коршков А.С. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, где был трудоустроен в ЦТАО ИУ период с 16.07.2020 по 28.06.2022.

Обращаясь в суд с иском, Коршков А.С. указал, что не согласен с размером выплачиваемого ему пособия, поскольку в силу статей 30, 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» он имеется все основания для начисления ему пособия с учетом его трудоустройства в ЦТАО ИУ период с 16.07.2020 по 28.06.2022.

Рассматривая указанные требования, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац 2 пункта 2 статьи 12).

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Главой III Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В силу п.1 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Во всех остальных случаях, когда эти условия не выполняются, пособие назначается в минимальном размере, то есть, в соответствии с положениями п.2 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Таким образом, для граждан, осуществляющих трудовую и иную общественно-полезную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учет в качестве безработных в органах службы занятости – к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) и уволенным либо к иным категориям.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовым кодексом Российской Федерации (ст.77) предусмотрены основания для прекращения трудового договора: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);

2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);

4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);

На период временного перевода работника к другому работодателю по направлению службы занятости в 2022 - 2023 гг. действие основного договора приостанавливается, срок его действия не прерывается (Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 511).

5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 настоящего Кодекса).

Согласно ч.1 ст.103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Как указывалось выше, истец Коршков А.С. выполнял трудовую функцию в ЦТАО ИУ период с 16.07.2020 по 28.06.2022, поскольку в период с 01.08.2017 по 29.06.2022 отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области. По освобождению от отбытия срока наказания обязанности по выполнению работ прекращены.

Таким образом, трудовые отношения осужденных к лишению свободы с администрацией исправительного учреждения носят специальный характер, регулируется положениями уголовно-исполнительного законодательства, а прекращение трудовых отношения имеет место не в связи с увольнением, а в связи с отбытием срока наказания.

Поскольку ч.1 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» распространяет свое действие на лиц, работавших до увольнения по найму и уволенных по любым основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, постольку Коршков А.С. не может быть отнесен в силу приведенных норм права к указанной категории граждан. В связи с чем, ответчиком правомерно начислено пособие в минимальном размере 1500 руб.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе Коршкову А.С. в удовлетворении исковых требований о признании за ним права на меру социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере максимальной величины пособия по безработице, обязании ответчика пересчитать денежные выплаты с учетом максимальной величины пособия по безработице за весь период выплат пособий по безработице истцу.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10000 руб.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По общему правилу, моральный вред компенсируется лишь при наличии вины причинителя вреда, при этом истец должен доказать, что виновными действиями ответчика нарушены его личные неимущественные права. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Перечень случаев, когда моральный вред компенсируется независимо от вины причинителя вреда изложен в ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как было приведено выше, для применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются: установление противоправности действий ответчика, его вины, наличие и размер (характер) причиненного вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. При этом бремя доказывания причинения вреда и причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями лежит на истце, а отсутствие вины в причинении вреда - на ответчике.

Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении ущерба.

Поскольку предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда судом не установлено, оснований для взыскания с ответчика компенсации морального у суда не имеется.

Поскольку заявленные требования о возмещении неполученного пособия по безработице, компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению, в связи с чем, исковые требования о взыскании расходов на оплату государственной пошлины также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Коршкова А.С. к казенному учреждению Орловской области «Центр занятости населения Советского района г.Орла» о возмещении неполученного пособия по безработице, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 14 июня 2023 года.

Председательствующий:                  И.С. Щербина

2-1794/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коршков Александр Сергеевич
Ответчики
КУ ОО "Центр занятости населения Советского района г. Орла"
Другие
Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Щербина Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.04.2023Передача материалов судье
11.05.2023Подготовка дела (собеседование)
11.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2023Судебное заседание
14.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
28.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее