РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2020 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Румянцевой В.А.,
при секретаре Дерр С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-344 по иску Ермолаева В.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию,
установил:
истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 26 декабря 2018 года подал ответчику заявление о назначении пенсии с уменьшением пенсионного возраста на основании п. 5 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и ст.ст. 33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», представив необходимые документы. Однако в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием специального стажа и недостаточным возрастом. Указал, что в период с 22 сентября 1988 года по 02 октября 1995 года работал в автоколонне № 2064, расположенной на территории г. Узловой, с 01 февраля 1996 года по настоящее время работает в Узловской дистанции пути МЖД, также расположенной на территории г. Узловой, и с 26 февраля 1991 года по настоящее время проживает на пос. Брусянском Узловского района. Таким образом, полагал, что продолжительность его работы на территории зоны с правом на отселение составляет 09 лет 10 дней и дает ему право на снижение пенсионного возраста на три года, продолжительность его работы и проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составляет более 12 лет, что также дает ему право на снижение пенсионного возраста на три года, что в общей сложности с учетом положений ст.ст. 33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дает ему право на снижение пенсионного возраста на пять лет.
Просил признать решение ответчика № от 19 марта 2019 года об отказе ему в назначении досрочной пенсии незаконным и обязать ответчика назначить ему и выплачивать указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
От ответчика ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе поступили письменные возражения, в которых он просит в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному ФЗ). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 указанного ФЗ по состоянию на 31.12.2018 года, в порядке, предусмотренном ст. 30 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1.
26 декабря 2018 года истец обратился с заявлением о назначении пенсии по старости с двойным снижением возраста в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно представленным документам специальный стаж истца на момент обращения составлял 09 лет 09 месяцев 28 дней, что не давало права на снижение возраста в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». Отказ по данному основанию истец в исковом заявлении не оспаривает.
Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зависит от статуса лица, подвергшегося такому воздействию, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года, и продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации. В соответствии с нормами ст.ст. 32-37 Закона РФ от 15.05.1991 года, пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом.
При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства РФ. Регистрация в зоне с правом на отселение у истца отсутствует. Период работы с 22 сентября 1988 года по 02 октября 1995 года в автоколонне № 2064, расположенной на территории шахты 1-я Бибиковская г. Узловой Тульской области не принят к рассмотрению, так как данный населенный пункт не поименован в Перечнях, утвержденных распоряжениями Правительства РСФСР № 237р от 28.12.1991 г., № 1582 от 18.12.1997. Управлением получена архивная справка из архива о местонахождении АО «Автоколонна № 2064» и Постановление главы МО г. Узловая и Узловский район от 22.07.1999 года № 702, содержащее данные о том, что присвоены адреса Узловский район, пос. 1-я и 2-я Бибиковская поселкам бывших шахт 1-я и 2-я Бибиковская. Таким образом, справка, представленная истцом и содержащая сведения о том, что Автоколонна № 2064 находилась на территории г. Узловой с основанием выдачи – трудовая книжка, является недействительной и не может рассматриваться как доказательство по делу. Проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом (пос. Брусянский) составляет 27 лет 10 месяцев 01 день с 26 февраля 1991 года по дату обращения.
Таким образом, право на досрочное назначение пенсии возникнет у истца в соответствии с нормами ст. 34 Закона от 15.05.1991 года – по достижении 57 лет.
В процессе рассмотрения дела к участию в качестве третьего лица привлечена администрация МО Узловский район.
В судебном заседании истец Ермолаев В.А. и его представитель по ордеру адвокат Захаров Ю.В. заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Представитель Захаров Ю.В. дополнительно пояснил, что на момент регистрации Автоколонны № 2064 ее адресом было указана шахта 1-я Бибиковская г. Узловой, то есть она располагалась на территории г. Узловой - зоны с правом на отселение, в связи с чем период работы его доверителя в указанной организации дает ему право на льготу при назначении пенсии.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица администрации МО Узловский район по доверенности Нерсесян М.А. в судебном заседании заявленные требования оставила на усмотрение суда. Возражений не представила.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, назначение пенсии по старости вышеуказанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
26 декабря 2018 года Ермолаев В.А. обратился к ответчику по вопросу досрочного назначения пенсии по старости с двойным снижением возраста в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается соответствующим заявлением, копия которого имеется в материалах дела.
Как следует из решения ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от 19 марта 2019 года, истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста и специального стажа.
Отказ по основанию отсутствия специального стажа истец не оспаривает, но не согласился с отказом ответчика в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста.
Истец с 22 сентября 1988 года по 02 октября 1995 года работал в автоколонне № 2064, с 01 февраля 1996 года по настоящее время он работает в Узловской дистанции пути МЖД, что подтверждается трудовой книжкой истца, пенсионным делом истца, копии которых имеются в материалах дела.
С 13 августа 1986 года по 17 декабря 1990 года и с 26 февраля 1991 года по настоящее время истец проживает на пос. Брусянский Узловского района, о чем свидетельствуют справки администрации МО Шахтерское Узловского района, копии которых имеются в материалах дела.
Согласно справкам отделения № 24 в г. Узловая ГБУ ТО «МФЦ» и автоколонна № 2064 в период с сентября 1988 года по 02 октября 1995 года, и Узловская дистанция пути МЖД в период с февраля 1996 года по настоящее время располагались на территории г. Узловой.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория города Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, территория пос. Брусянский Узловского района к зоне с льготным социально-экономическим статусом, с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года территория города Узловой Тульской области стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к этой же зоне он относятся и в настоящее время согласно постановлению Правительства РФ N 1074 от 08 октября 2015 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статус пос. Брусянский Узловского района не поменялся.
В соответствии с п. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно архивной справке МКУ МО Узловский район «Объединенный Муниципальный архив» в архивном фонде администрации МО г. Узловая и Узловского района Тульской области в постановлении главы администрации № 218 от 14 марта 1997 года «О государственной регистрации Устава ОАО «Автоколонна № 2064» в новой редакции» в приложении к постановлению «Устав ОАО «Автоколонна № 2064» имеются сведения о местонахождении общества по адресу: 301650, г. Узловая Тульской области, шахта 1-я Бибиковская.
Подпунктом «д» п. 1 постановления главы МО «г. Узловая и Узловский район» от 22 июля 1999 года № 702 поселкам бывших шахт 1-я и 2-я Бибиковская присвоены адреса: Узловский район, поселки 1-я и 2-я Бибиковская, что подтверждается архивной выпиской из указанного постановления.
Постановлением администрации МО Узловский район от 13 августа 2019 года № 1199 подпункт «д» п. 1 Постановления главы МО «г. Узловая и Узловский район» от 22 июля 1999 года № 702 изложен в новой редакции: «д) Узловский район, поселок 1-я Бибиковская (ранее поселок бывшей шахты 1-я Бибиковская). Указанное постановление вступило в законную силу со дня его подписания, и распространяется на правоотношения, возникшие с 22 июля 1999 года.
С учетом указанных документов ответчик не принял к рассмотрению период работы истца с 22 сентября 1988 года по 02 октября 1995 года в автоколонне № 2064 так как населенный пункт - шахта 1-я Бибиковская, в котором находилось данное предприятие, в соответствии с указанным постановлением располагался в Узловском районе и не был поименован в Перечне.
Вместе с тем, суд полагает доводы ответчика несостоятельными, поскольку решением № 200 от 21 августа 1957 года исполнительного комитета Узловского городского Совета депутатов трудящихся Тульской области «О расширении городской черты города Узловая Тульской области» в городскую черту г. Узловой был включен участок, отведенный под индивидуальное строительство шахтам №№ 1,2,3, и т.д. Бибиковских, что подтверждается архивной выпиской из протокола № 17 заседания исполкома.
Постановление главы МО «г. Узловая и Узловский район» № 702 было принято 22 июля 1999 года, то тесть за пределами спорного периода, и не может свидетельствовать о том, что в период работы истца в автоколонне с 22 сентября 1988 года по 02 октября 1995 года территория шахты 1-я Бибиковская не входила в территорию города Узловой.
Доказательств обратному ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Поскольку автоколонна № 2604 располагалась по адресу: шахта 1-я Бибиковская г. Узловой, а шахта 1-я Бибиковская входила в черту г. Узловой и не являлась самостоятельным населенным пунктом, не требуется ее включение отдельно в Перечень населенных пунктов, проживание или работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.
Более того, о том, что шахта 1-я Бибиковская не являлась и не является самостоятельной административно-территориальной единицей, свидетельствует тот факт, что и в дальнейшем она не входила ни в одно из муниципальных образований как самостоятельный населенный пункт. Это следует из постановления главы МО г. Узловая и Узловского района № 527-2 от 26 июля 2000 года об утверждении акта уточнения и описания границ г. Узловая, согласно которому к городу Узловой относятся дома поселков 1-я и 2-я Бибиковская, а также из приложения 11 к Закону Тульской области от 11.03.2005 N 551-ЗТО «О переименовании муниципального образования «город Узловая и Узловский район» Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Узловского района Тульской области» согласно которому в перечне населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений на территории Узловского района Тульской области, поселок 1-я Бибиковская также не значится.
Повторно с заявлением о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста истец не обращался.
Таким образом, истец на момент обращения с указанным иском в суд имеет 09 лет 10 дней работы на территории зоны с правом на отселение (с 22 сентября 1988 года по 02 октября 1995 года и с 01 февраля 1996 года по 31 января 1998 года) и более 12 лет работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Проживание истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 27 лет правового значения при рассмотрении указанного дела не имеет.
В соответствии с Определением КС РФ от 11.07.2006 года № 403-О суммировании дополнительных величин уменьшения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, если ее границы изменялись в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 имеют только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте, который имел статус зоны проживания с правом на отселение (зона № 3) и в последующем данный населенный пункт отнесен к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (зона № 4).
Поскольку истец постоянно работал на предприятиях, расположенных на территории г. Узловой, то есть в населенном пункте, который имел статус зоны с правом на отселение (зона № 3) и в последующем был отнесен к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (зона № 4) имеет право на суммирование дополнительных величин.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, истец, в силу положений п. 7, 8 ст. 13, ст.ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину в виде 1 года за каждые 3 года работы в зоне с правом на отселение, то есть на 3 года и на дополнительную величину на 1 год за каждые полные 4 года работы, но не более чем на 3 года в общей сложности в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 3 года.
Истец, имея необходимый страховой стаж, обратился с требованием о назначении льготной страховой пенсии с уменьшением возраста на 5 лет.
Наличие у истца необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.
Разрешая требования истца о назначении и выплате досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2001 года, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой же статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Право на указанную пенсию у Ермолаева В.А. возникло ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем пенсия подлежит назначению с указанной даты.
Требования истца в части признания решения ответчика об отказе в назначении пенсии незаконным являются излишними, поскольку признание за истцом права на досрочную пенсию подразумевает под собой признание соответствующего отказа незаконным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Ермолаева В.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию удовлетворить.
Признать за Ермолаевым В.А. право на досрочное назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 19 мая 1991 года № 1244-1, с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплачивать ему данную пенсию с указанной даты.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Румянцева