Дело № 2-49/2021
43RS0018-01-2020-001618-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Котельнич Кировской области 03 февраля 2021 года
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Перминовой Н.В.,
с участием представителя истца Копосовой Е.Л.,
представителя ответчика Киселевой Н.Л.,
при секретаре Зыкиной Л.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Великоредчаниной Л. А. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Котельничском районе о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
Великоредчанина Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Котельничском районе о назначении пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование требований указав, что является вдовой <...>., умершего <дд.мм.гггг>, который являлся участником ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк», был признан инвалидом <...> группы по заболеванию, связанному с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ПО «Маяк». Пользовался льготами и компенсациями, установленными Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С 2004 г. она неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в дополнении к трудовой пенсии, однако ей было отказано. С данным отказом не согласна. Считает, что имеет право на получение второй пенсии в связи с потерей кормильца.
С учетом уточненных требований просит возложить на ответчика обязанность назначить пенсию по случаю потери кормильца, как вдове инвалида чернобыльца <...> группы, взыскать её с первого обращения за ней в пенсионный орган, то есть с 11.06.2004 по 2020 с учетом инфляции и индексации. От остальной части требований представитель истца отказалась, в связи с чем протокольным определением суда производство по делу в данной части прекращено.
В судебное заседание истец Великоредчанина Л.А. не явилась, извещена надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель истца по доверенности Копосова Е.Л. в судебном заседании на уточненных требованиях настаивала, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Киселева Н.Л. в судебном заседании требования не признала, пояснила, что согласно ст. 4 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, и членам их семей устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий имеют граждане, указанные в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 указанного Закона. К ним относятся нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, граждан,
ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. <...> принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Федеральный закон от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", не предусматривает назначение пенсии по случаю потери кормильца по нормам Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС". С учетом изложенного, вдова умершего участника ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" права на одновременное получение двух пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет. Поскольку Великоредчанина Л.А., являясь получателем пенсии по старости, не относится к категории членов семей граждан, прямо перечисленных в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", у нее не возникло право на одновременное получение двух видов пенсий, в связи с чем отказ в установлении ей пенсии по случаю потери кормильца обоснован.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что истец Великоредчанина Л.А. является вдовой <...>., который в период с января 1958 по 31 декабря 1958 года принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» (л.д.9).
Отношения, связанные с социальной защитой граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк", регулируются Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Закон от 26.11.1998 №175-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона от 26.11.1998 года N 175-ФЗ на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распространено действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ст.3 Федерального закона от 26.11.1998 года N 175-ФЗ).
В соответствии с п.п.1,2 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 (далее - Закон от 15.05.1991 №1244-1), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
С <дд.мм.гггг> <...>. назначена пенсия по возрасту, в соответствии со ст.30 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
<дд.мм.гггг> <...> была установлена вторая группа инвалидности по заболеванию, связанному с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ПО «Маяк» (л.д.13).
<дд.мм.гггг> <...> Департаментом социальной защиты населения выдано удостоверение, в соответствии с которым он имел право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С <дд.мм.гггг> <...>. назначена вторая пенсия по инвалидности в соответствии с п.2 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
<дд.мм.гггг> <...> умер (л.д.12).
То есть, <...> при жизни пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью 3 статьи 29 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N 1244-1 предусмотрено назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).
Истец Великоредчанина Л.А. с <дд.мм.гггг> является получателем пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (л.д. 53-54).
<дд.мм.гггг> Великоредчанина Л.А. обратилась в ГУ УПФР в Котельничском районе Кировской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
Решением УПФР в Котельничском районе Кировской области Великоредчаниной Л.А. в назначении пенсии по СПК отказано, в связи с отсутствием права на установление второй пенсии в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", поскольку Федеральный закон от 26.11.1998 №175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча" не предусматривает назначение пенсии по случаю потери кормильца вдовам граждан, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" по нормам Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1.
Истец, не согласившись с указанным решением пенсионного органа, обратилась в суд с заявленными требованиями, указав, что имеет право на одновременное получение двух пенсий, в том числе право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, как вдове участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «Маяк».
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее – Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Исключение из этого правила предусмотрено в п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который определяет категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.
Согласно пп. 5 п. 3 ст. 3 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ такое право предоставляется гражданам, указанным в пп. 11 п. 1 ст. 10 Закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 Закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 Закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 Закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 10 Закона право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в пп. 1, 2, 3 настоящего пункта - граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Осуществление пенсионного обеспечения других лиц наравне с указанными гражданами возможно только в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам
Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча, и членам их семей, регулируется
Федеральным законом от 26.11.1998 №175-ФЗ.
Статьей 11 Федерального закона N 175-ФЗ от 26 ноября 1998 г. установлено, что семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, гарантируется предоставление компенсаций, предусмотренных статьями 41 и 42 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1.
В случае, если смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сборов радиоактивных отходов в реку Теча, сохраняются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 (часть вторая статьи 11 Закона РФ N 175-ФЗ).
Статьей 11.1 Федерального закона РФ N 175-ФЗ от 26 ноября 1998 г. предусмотрено, что в случае смерти участника ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1957 - 1958 г.г., ставшего инвалидом вследствие воздействия радиации, нетрудоспособным членам семьи, находившихся на иждивении таких граждан, гарантируется предоставление ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона РФ N 1244-1 для нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.
Таким образом, семьям, потерявшим кормильца – участника ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" гарантируется вышеуказанными нормами лишь предоставление компенсаций, предусмотренных Законом N 175-ФЗ от 26 ноября 1998 г., который положений о назначении пенсии по случаю потери кормильца не содержит.
Доводы истца о том, что она имеет право на одновременное получение двух пенсий по нормам Закона от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" являются несостоятельными, поскольку данная норма предусматривает меры социальной поддержки семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, в том числе инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы к которым истец не относится, поскольку умерший супруг являлся инвалидом, вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием на ПО «Маяк», а не на Чернобыльской АЭС.
Данный закон не приравнивает членов семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, к членам семей граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, и, следовательно, не предоставляет им право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в соответствии с нормами статьи 29 Закона от 15.05.1991 №1244-1 независимо от других видов пенсии, пособии и доходов.
Поскольку истец к членам семьи граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы не относится и не приравнена, следовательно, право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с пп.5 п.3 ст.3 Федерального Закона от 15.12.2001 №166-ФЗ у <...> отсутствует, в связи с чем заявленные требования истца не подлежат удовлетворению.
Доводы представителя истца о том, что Вылегжанина Л.А. имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пп.12 п.1 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" несостоятельны, поскольку нетрудоспособные члены семей граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных вышеуказанным пп. 12 п. 1 ст. 10 данного Закона в пп.5 п.3 ст.3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" не поименованы, в связи с чем право на вторую пенсию им не предоставляется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Великоредчаниной Л. А. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Котельничском районе о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.02.2021 года.
Судья Н.В. Перминова