Судья Галаха Е.В. УИД 65RS0№-28
дело №72-49/2023
Р Е Ш Е Н И Е
11 апреля 2023 года г. Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу заместителя начальника отделения в г.Северо-Курильске Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по восточному арктическому району Шушара А.В. на решение судьи Северо-Курильского районного суда Сахалинской области от 07 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Северо-Курильская база сейнерного флота»,
у с т а н о в и л:
постановлением временно исполняющего обязанности начальника отделения в г.Северо-Курильске Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по восточному арктическому району (далее – ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Шушара А.В. от 02 ноября 2022 года юридическое лицо - акционерное общество «Северо-Курильская база сейнерного флота» (далее – АО «Северо-Курильская база сейнерного флота», Общество) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 8150781 рубль.
Решением судьи Северо-Курильского районного суда Сахалинской области от 07 февраля 2023 года указанное постановление изменено, действия АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» переквалифицированы с части 2 статьи 8.17 на часть 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначен административный штраф в размере 200000 рублей без конфискации, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, заместитель начальника отделения в г.Северо-Курильске ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Шушара А.В. просит решение судьи отменить, приводя доводы о его незаконности.
АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» о рассмотрении жалобы уведомлено надлежащим образом, законный представитель данного юридического лица в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал, направил возражение относительно доводов жалобы.
Руководствуясь частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии законного представителя данного юридического лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения, выслушав защитника Общества Баранова М.В., поддержавшего доводы возражения, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон №166-ФЗ) отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, которое состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Рыболовство в силу положений пунктов 9, 10 и 10.1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 166-ФЗ рассматривается как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной продукции.
Под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной продукции.
Прибрежное рыболовство – это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной продукции и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде и живой, свежей или охлажденной рыбной продукции в морские порты Российской Федерации, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 43.1 Федерального закона №166-ФЗ определено, что основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, обязательные для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года №267 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства №267, действовавшие на время выявления правонарушения).
Указанными Правилами рыболовства устанавливаются ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, включая запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (подпункт «в» пункта 4).
В соответствии с подпунктом «е» пункта 23.2.1 Правил рыболовства №267 запрещается осуществлять добычу (вылов) всех видов водных биоресурсов в 12-мильной прибрежной зоне вдоль побережья острова Парамушир от мыса Васильева (49°59" с.ш. - 155°23" в.д.) до мыса Непройденный (50°16" с.ш. - 155°11" в.д.), за исключением: добычи (вылова) тихоокеанских лососей и ламинарий; добычи (вылова) других видов водных биоресурсов в целях осуществления прибрежного рыболовства на расстоянии более 2 морских миль от берега.
Аналогичная норма содержится в действующих Правилах рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 06 мая 2022 года №285, вступивших в действие 01 сентября 2022 года.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Согласно части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Из материалов дела следует, что должностными лицами отделения в г. Северо-Курильске ПУ ФСБ России по восточному арктическому району в ходе анализа аналитической информации, полученной 08, 12 и 16 августа 2022 года от начальника ситуационного отдела ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, установлено, что АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» на праве собственности принадлежит судно РС «Тымлат», которое под управлением капитана Ф.И.О.4 05, 06, 08, 11 и 13 августа 2022 года осуществляло промышленное рыболовство трески, минтая, терпуга по разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № от 21 декабря 2021 года (л.д.250, 266 том 1), № от 15 марта 2022 года (л.д.245, 248 том 1) в запрещенной для добычи (вылова) 12-мильной прибрежной зоне, вдоль побережья острова Парамушир от мыса Васильева (49°59" с.ш. - 155°23" в.д.) до мыса Непройденный (50°16" с.ш. - 155°11" в.д.).
Суммарный вылов водных биологических ресурсов составил: трески-сырца – 45937 кг, минтая-сырца – 10415 кг, тепруга-сырца – 352 кг, бычка-сырца (прилов) – 2984 кг, палтуса белокорого-сырца (прилов) – 347 кг.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 19 октября 2022 года в отношении АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» правонарушения установлены на основании всестороннего и полного исследования установленных по делу обстоятельств, подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Рассматривая жалобу юридического лица, судья районного суда, руководствуясь разъяснениями пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года №27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», установив, что на момент обнаружения административного правонарушения, вмененного АО «Северо-Курильская база сейнерного флота», водных биологических ресурсов и (или) рыбной продукции не выявлено, переквалифицировал действия юридического лица на часть 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется в силу следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 7 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года №27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» (далее – постановление Пленума №27) действия (бездействие), совершенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации или открытого моря и выразившиеся в нарушении правил и требований, регламентирующих рыболовство в их пределах, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемых деяний, предусмотренных частью 2 статьи 253, статьями 256 или 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ либо по части 2 статьи 253, статьям 256, 258.1 УК РФ.
Квалификации по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.
Действия (бездействие) лиц, осуществляющих рыболовство в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации или открытого моря, также могут быть квалифицированы по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если будет установлен и подтвержден указанными в части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами тот факт, что такими лицами нарушены правила, регламентирующие рыболовство, однако водные биоресурсы либо изготовленная из них продукция на момент обнаружения административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом отсутствовали.
Как следует из материалов дела, АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» с нарушением Правил рыболовства №267 добыло водные биологические ресурсы общим весом: трески-сырца – 45 937 кг, минтая-сырца – 10 415 кг, тепруга-сырца – 352 кг, бычка-сырца – 2 984 кг, палтуса белокорого-сырца – 347 кг.
Указанные уловы водных биологических ресурсов были сданы на береговое предприятие на основании квитанций №№1019, 1021, 1034, 1036, 1045, 1067 (л.д.233-235 том 1).
При осуществлении контроля выгрузки водных биологических ресурсов с судна РС «Тымлат» в морском терминале Северо-Курильск 06, 09, 12 и 14 августа 2022года должностными лицами отделения в г. Северо-Курильске ПУ ФСБ России по восточному арктическому району нарушений Обществом Правил рыболовства не выявлено (л.д.225-232 том 1).
Из акта осмотра судна, составленного 17 августа 2022 года должностными лицами отделения в г. Северо-Курильске ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, следует, что на момент проверки судна РС «Тымлат» водные биологические ресурсы не обнаружены.
Согласно ответу руководителя Управления по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 28 сентября 2022 года №УФС-ОШ-07-35/4501 из уловов водных биологических ресурсов, добытых АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» и сданных по квитанциям №№1019, 1021, 1034, 1036, 1045, 1067, была изготовлена рыба мороженая, которая объединена общим интервалом дат выработки и реализована в полном объеме, что не позволяет отделить информацию по определенной дате выработки продукции, так как в процессе производства и оформления партии рыбы мороженой и рыбной продукции происходит объединение нескольких дат выработки в один интервал, а также объединение одного наименования сырья с рыбодобывающих судов (л.д.7 том 2).
Из письма исполнительного директора АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» от 30 сентября 2022 года №246 (л.д.10 том 2) следует, что продукция, выловленная в период с 05 по 06, с 08 по 09, с 11 по 12, с 13 по 14 августа 2022 года по разрешениям, в частности № и №, на складе Общества отсутствует, отгружена 05 сентября 2022 года в порт Владивосток.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что на момент осмотра судна водные биоресурсы не обнаружены, а изготовленная из них продукция объединена общим интервалом дат выработки и реализована в полном объеме до возбуждения дела об административном правонарушении, квалификация нарушения по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом разъяснений постановления Пленума №27, является верной.
Вопреки доводам жалобы, документальное установление количества добытых с нарушением Правил рыболовства водных биологических ресурсов, само по себе не свидетельствует об их обнаружении и квалификация действий виновного лица по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По настоящему делу ни водные биологические ресурсы, ни изготовленная из них продукция, которая бы по количеству и составу соответствовала предмету административного правонарушения, из стоимости которого АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» исчислен административный штраф, на момент обнаружения административного правонарушения не выявлены, а значит, оснований для квалификации административного правонарушения по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого по делу акта не является.
Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу не допущено.
АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также оснований для замены в силу статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не усматривается.
Учитывая, что при рассмотрении дела судьей правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, а приведенные в жалобе доводы на законность выводов судьи не влияют, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.37 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 30.12-30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░