Дело № 2-2365/2019 «25» марта 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Т.А. Полиновой,
с участием прокурора Е.В. Антоновой,
при секретаре В.И. Морозе,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в Санкт-Петербурге гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Петронефтьспецконструкция» об обязании совершить определенные действия (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к акционерному обществу «Петронефтьконструкция» об обязании совершить определенные действия (в порядке ст. 45 ГПК РФ), а именно, об обязании ответчика в срок дней с момента вступления решения суда в законную силу при осуществлении деятельности по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Восстания, д. 66, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Красносельского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха акционерного общества «Петронефтьспецконструкция», осуществляющего деятельность по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Восстановления, д. 66. Проверкой было установлено, что основным видом деятельности акционерного общества «Петронефтьспецконструкция» является производство металлических конструкций, изделий и их частей. Согласно программе производственного экологического контроля, акционерное общество «Петронефтьспецконструкция» по вышеуказанному адресу имеет 28 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, от которых в атмосферный воздух выделяются 30 загрязняющих веществ. Вместе с тем, проверкой также было установлено, что акционерным обществом «Петронефтьспецконструкция» при осуществлении деятельности по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена. На основании изложенного, прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, вынужден был обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика акционерного общества «Петронефтьспецконструкция» Барсуков Олег Васильевич в судебном заседании не оспаривал заявленные требования, указав, что в силу финансовых трудностей своевременно провести инвентаризацию воздуха акционерное общество «Петронефтьспецконструкция» не в состоянии. Данная инвентаризация требует значительных материальных вложений в размере 30 000 рублей, является весьма трудоемкой по всем признакам, только подготовка одного проекта занимает приблизительно 90 дней. Правовую позицию, изложенную в представленном отзыве на исковое заявление (л.д. 34), поддержал, оставил решение на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, заслушав правовые позиции сторон, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, предусмотренными законом, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Соблюдение экологических прав граждан, исходя из содержания закрепленных ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») принципов, обеспечивается, в том числе, разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде, установление лимитов на выбросы загрязняющих веществ.
Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (абз. 2 пункта 1).
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Из п. 1 ст. 25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 № 373, установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.
В соответствии с требованиями п. п. 6 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации или данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Красносельского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха акционерного общества «Петронефтьспецконструкция», осуществляющего деятельность по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Восстановления, д. 66 (л.д. 4 – решение о проведении проверки № 5 от 21 января 2019 года). Срок проверки был установлен с 21 января 2019 года по 19 февраля 2019 года.
Проверкой было установлено, что основным видом деятельности акционерного общества «Петронефтьспецконструкция», согласно выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 9-25), является производство металлических конструкций, изделий и их частей.
Согласно программе производственного экологического контроля, акционерное общество «Петронефтьспецконструкция» по вышеуказанному адресу имеет 28 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, от которых в атмосферный воздух выделяются 30 загрязняющих веществ.
Вместе с тем, по делу достоверно установлено и ответной стороной не оспорено, что акционерным обществом «Петронефтьспецконструкция» при осуществлении деятельности по выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресу: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Восстановления, д. 66, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена.
При этом, выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания безопасности осуществляемой акционерным обществом «Петронефтьспецконструкция» деятельности, сопряженной с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух лежала на ответчике. Однако таких доказательств суду представлено не было.
Настоящее исковое заявление подано в пределах полномочий, определенных в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Таким образом, принимая во внимание, что осуществление ответчиком акционерным обществом «Петронефтьспецконструкция» хозяйственной деятельности в отсутствие инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право каждого на благоприятную окружающую среду, в том числе на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, суд приходит об обоснованности и удовлетворении заявленных прокурором Красносельского района Санкт-Петербурга требований.
В силу п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 ГПК РФ.
По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика акционерного общества «Петронефтьспецконструкция» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 194, 198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░░: 1027804595455, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: 30.08.2002 ░░░░, ░░░: 7807002344, ░░░: 780701001) ░ ░░░░░░░ 60 (░░░░░░░░░░) ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░. 66, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░░: 1027804595455, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: 30.08.2002 ░░░░, ░░░: 7807002344, ░░░: 780701001) ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ 25.03.2019 ░░░░.