№ 2-110/2024
УИД 35 RS 0004-01-2024-000025-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2024 года г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Логиновой М.А.
при секретаре Рулевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
администрация Белозерского муниципального округа Вологодской области обратилась в Белозерский районный суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:
- <данные изъяты>, протяжённостью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>
- <данные изъяты>, протяжённостью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>
- <данные изъяты>, протяжённостью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> б/н.
В обоснование заявления указано, что в результате инвентаризации имущества казны Вологодской области выявлены земельные участки с кадастровыми номерами №, №, на которых расположены <данные изъяты> с кадастровыми номерами № (поставлена на кадастровый учёт как бесхозяйная ДД.ММ.ГГГГ), № (поставлена на кадастровый как бесхозяйная учёт ДД.ММ.ГГГГ). Также заявителем выявлен бесхозяйный объект недвижимого имущества – <данные изъяты> с кадастровым номером № (поставлена на кадастровый учёт как бесхозяйная ДД.ММ.ГГГГ). В течение года со дня постановки указанных объектов на учёт как бесхозяйных никто не заявлял о своих правах на них.
В судебное заседание представитель заявителя администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. Суду представил отзыв на заявление администрации округа, в котором указал, что указанные объекты в Реестре Вологодской области не числятся, полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, отзыва на заявление не представил.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объёме.
Согласно положениям Устава округа, утверждённого решением Представительного Собрания Белозерского муниципального района от 17 ноября 2022 года № 56, органы местного самоуправления Белозерского муниципального округа не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления иных муниципальных образований и органами государственной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории Белозерского муниципального округа. К вопросам местного значения Белозерского муниципального округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.
Кроме того, к компетенции администрации Белозерского муниципального округа относится управление и распоряжение собственностью муниципального округа в соответствии с решениями Представительного Собрания Белозерского муниципального округа.
Органы местного самоуправления Белозерского муниципального округа от имени Белозерского муниципального округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Белозерского муниципального округа.
Органы местного самоуправления муниципального округа ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность нахождения в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного для решения установленных этим Федеральным законом вопросов местного значения.
Под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом 6 статьи 3 от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 8.1 статьи 6 этого же Федерального закона, к собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильные дороги как объекты гражданских прав являются недвижимыми вещами. В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 указанной статьи).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (категория земель – <данные изъяты>, вид разрешённого использования – <данные изъяты> <адрес> с подъездом к <адрес>) находится в собственности Вологодской области, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-44).
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (категория земель – <данные изъяты>, вид разрешённого использования – для <данные изъяты> «<адрес>») находится в собственности Вологодской области, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-46).
В установленном законом порядке испрашиваемое бесхозяйное имущество поставлено на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости:
- сооружение (<данные изъяты>) с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, принято на учёт как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-39);
- сооружение (<данные изъяты>) с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, принято на учёт как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-41);
- сооружение (<данные изъяты>) с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> б/н, принято на учёт как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).
Данные сооружения (<данные изъяты>) не состоят в Реестре собственности Белозерского муниципального района Вологодской области, в Реестре собственности Вологодской области, не числятся в реестре федерального имущества.
Проведенная работа по установлению собственника результатов не дала, о праве собственности на указанные объекты никто не заявил, что даёт суду основания признать, что указанное недвижимое имущество не имеет собственника.
Таким образом, следует признать право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить заявление администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
Признать право муниципальной собственности Белозерского муниципального округа Вологодской области на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- сооружение (<данные изъяты>) с кадастровым номером №, протяженностью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
- сооружение (<данные изъяты>) с кадастровым номером №, протяженностью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;
- сооружение (<данные изъяты>) с кадастровым номером №, протяженностью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента принятия.
Судья М.А. Логинова
Копия верна. М.А. Логинова