Дело № 2-174/2022, № 12RS0002-01-2022-000055-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 10 марта 2022 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Журавлевой Т.В., с участием представителя истца по ордеру № от <дата> адвоката Петровой Н.Г., ответчицы Евстигнеевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Евстигнеева О. Ю. к Евстигнеевой Л. В. о включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, признании недействительным договора приватизации в части,
УСТАНОВИЛ:
Евстигнеев О.Е. обратился в суд с иском к Евстигнеевой Л.В., в котором просил: включить в наследственную массу после смерти <дата> Е.Д.И., 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; признать Евстигнеева О.Ю. принявшим наследство после смерти Е.Д.И.; признать недействительным договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от <дата> в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенный между АО «<.....>» и П.Н.И., Е.Д.И. и Евстигнеевой Л.В., зарегистрированный в исполнительном комитете Звениговского городского совета народных депутатов № <дата>, в Звениговском БТИ <дата> в реестровой книге № стр. 23, инвентарное дело № в части не включения в договор Евстигнеева О.Ю. и в части включения в приватизацию П.Н.И.; признать за Евстигнеевым О.Ю. право собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру. В обоснование требований указано, что он, его мать Евстигнеева Л.В., бабушка Е.Д.И. проживали в вышеуказанной квартире, договор на приватизацию в отношении которой заключен с Е.Д.И., Л.В. и П.Н.И., при этом последний на дату заключения договора в квартире не проживал, право на приватизацию не имел.
Истец Евстигнеев О.Ю. направил для участия в деле представителя Петрову Н.Г., которая заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме.
Ответчица Евстигнеева Л.В. против удовлетворения требований не возражала, представила суду заявление о признании исковых требований в полном объеме. Согласна с тем, что доля Е.Д.И. в праве собственности на квартиру <адрес> составляла 1/3, П.Н.И. выехал на постоянное жительство в <адрес>, в квартиру, где ранее проживала Е.Д.И.
Третье лицо Управление Росреестра по Республике Марий Эл ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Нотариус Звениговского нотариального округа Киселев В.В. ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, возражений относительно заявленных требований не имеет, результат рассмотрения дела оставляет на усмотрение суда, сообщает, что наследственное дело к имуществу П.Н.И. в Звениговской нотариальной конторе не заводилось.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Статья 1153 ГК РФ допускает оформление наследственных прав как путем подачи заявления о принятии наследства нотариусу, так и в случаях фактического принятия наследства, т.е. признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из материалов дела следует и судом установлено, что <дата> умерла Е.Д.И., <дата> года рождения (свидетельство I-ЕС № от <дата> выдано Отделом ЗАГС администрации <адрес>).
Согласно нотариально удостоверенному завещанию от <дата> Е.Д.И. все свое имущество, в том числе квартиру по адресу: <адрес>, завещала своему внуку Евстигнееву О.Ю.
<дата> в Звениговскую нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти Е.Д.И. обратился наследник по завещанию Евстигнеев О.Ю., которому <дата> выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на денежные средства.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 7 названного Закона передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов.
Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» договор на передачу жилья в собственность подлежит регистрации местной администрацией, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение.
В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», действовавшего на момент заключения оспариваемого договора, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.
Согласно заявлению от <дата> о передаче в долевую собственность занимаемой квартиры, в квартире <адрес> зарегистрированы П.Н.И., Е.Д.И., Евстигнеева Л.В. и Евстигнеев О.Ю.
Согласно договору на передачу в продажу квартир (домов) в собственность граждан от <дата>, заключенному между АО <.....> и П.Н.И., Е.Д.И., Евстигнеевой Л.В., в совместную собственность П.Н.И., Е.Д.И., Евстигнеевой Л.В. передана квартира <адрес>.
Ордер на жилое помещение № от <дата> на семью из 3-х человек выдан Е.Д.И. на право занятия квартиры по адресу: <адрес>. Указан состав семьи Е.Д.И., Евстигнеева Л.В. и Евстигнеев О.Ю.
Сведения о регистрации П.Н.И. по месту жительства по вышеуказанному адресу отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата> собственником квартиры по адресу: <адрес>, площадью 31,7 кв.м, кадастровый номер №, на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, является Евстигнеева Л.В., доля в праве 1/3.
Решением Звениговского районного суда от <дата> П.Н.И., <дата> года рождения, объявлен умершим.
При таких обстоятельствах суд исходит из того, что право на приватизацию спорного жилого помещения возникло у всех членов семьи Е.Д.И. на основании договора приватизации от <дата>, включая Евстигнеева О.Ю., поскольку он на момент заключения договора приватизации имел право пользования квартирой № в доме <адрес>
Из представленных документов следует, что наследодателю Е.Д.И. на праве общей совместной собственности принадлежала квартира <адрес>.
В соответствии с п. 1, 2 и 5 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). По соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (п. 1 ст. 245 ГК РФ).
Статьей 7 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (в редакции Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1) передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В соответствии со ст. 3.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Если право на объект недвижимого имущества, в данном случае право собственности на спорную квартиру, возникло до 31 января 1998 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
Свидетели И.Б.В., С.А.Э. показали, что в квартире <адрес> проживал П.Н.И., затем к нему приехала его сестра Е.Д.И. с членами семьи, а он по состоянию здоровья в <дата> году переехал в <адрес>. Споров с Е.Д.И., Евстигнеевой Л.В., Евстигнеевым О.Ю. относительно принадлежности квартиры либо права пользования ею не было. Указанные свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их показания согласуются между собой и иным представленным в материалы дела доказательствам, в том числе письменным.
Так, из решения Звениговского районного суда от <дата> по делу № по заявлению Евстигнеевой Л.В, об объявлении П.Н.И. умершим следует, согласно поквартирной карточки П.Н.И. снят с регистрационного учета из спорной квартиры в связи с выбытием в <адрес>, на основании обмена квартирами с семьей заявительницы. Заявительница Евстигнеева Л.В. и ее мать были прописаны в квартире <адрес> на основании обменного ордера № от <дата>. При этом в обоснование заявленного требования заявительницей указывалось, что П.Н.И. еще в <дата> выехал на постоянное место жительства в <адрес>
В силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 180 Гражданского кодекса РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.
Что же касается основания для признания договора от 22 февраля 1993 года недействительным, то суд соглашается с позицией истца о том, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на время заключения договора, о равенстве прав членов семьи нанимателя на жилое помещение, он также имел право на приватизацию, в то время как П.Н.И. оно утрачено в связи выездом в другое место жительства.
Евстигнеевым О.Ю. заявлено о признании сделки приватизации жилого помещения частично недействительным ввиду нарушения прав истца. Эта позиция суда согласуется с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ в названном выше постановлении (п. 6).
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Требование истца о признании его принявшим наследство после смерти Е.Д.И. с учетом даты обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства и получения свидетельства о праве на наследство по завещанию является излишне предъявленным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Евстигнеевым О.Ю. требований. Истцу принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру с кадастровым номером №, площадью 31,7 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> (1/3 доля в порядке приватизации и 1/3 доля в порядке наследования по завещанию после смерти Е.Д.И.).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Включить в наследственную массу после смерти <дата> Е.Д.И. , 1/3 доли квартиры, кадастровый номер №, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от <дата> недействительным в части включения в число собственников П.Н.И. и не включения в число собственников Евстигнеева О. Ю..
Признать за Евстигнеевым О. Ю. право собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, кадастровый номер №, площадью 31,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2022 года.