УИД 10RS0007-01-2021-000816-20
Дело № 2-23/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Лоухи 17 января 2022 года
Лоухский районный суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Васильева Д.В.,
при секретаре Беловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Н.М. к обществу с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР» (прежнее наименование ООО «Автоспецтранс») о признании действий незаконными, обязании снять задолженность по оплате коммунальной услуги и произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
установил:
иск Петровым Н.М. заявлен по следующим основаниям: истец является собственником дома, расположенного по адресу: .... Истец полагает, что услуга по вывозу ТКО в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ ему по данному адресу не оказывалась, поскольку контейнерная площадка для сбора ТКО располагалась в этот период с нарушением требований СанПиН 42-128-4690-88, по адресу: ..., на значительном удалении от его дома (более 250 метров). С ... ХХХХ года контейнерная площадка была установлено вблизи .... В связи с изложенными обстоятельствами истец просит суд признать бездействие ООО «Автоспецтранс» в части не оказания услуги по сбору мусора незаконными, произвести перерасчет и снять задолженность в сумме 687,60 руб., которая образовалась в виду не оплаты данной коммунальной услуги за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 5000,00 руб., убытки, пронесенные на переписку в связи с не предоставлением данной услуги, в сумме 351,00 руб.
В судебном заседании истец Петров Н.М. исковые требования поддержал. Дополнил, что контейнерная площадка по адресу: ... располагается на расстоянии более 300 метров от принадлежащего ему дома, расположенного по адресу: ..., в связи с чем бытовые отходы он утилизировал на контейнерной площадке возле своего фактического места жительства (регистрации). Полагает, что в данном случае услуга по вывозу бытовых отходов по адресу: ... ему не оказывалась, в связи с чем оплату за данную услугу он стал производить после установки контейнера возле дома по указанному адресу, с ... ХХХХ года, при этом оплачивал только текущие платежи. Поэтому у него по указанному виду коммунальной услуги образовалась задолженность, ежемесячно переходящая в следующий период оплаты. Сослался на тот факт, что с ним договор об оказании коммунальной услуги заключен в письменном виде не был. В связи с изложенным просил удовлетворить заявленные исковые требования.
Представители ответчика общества с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР» (прежнее наименование ООО «Автоспецтранс») в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены, в своем отзыве просили рассмотреть дело в их отсутствие, просили в удовлетворении исковых требований отказать. Указали, что услуга по вывозу мусора оказывается ООО «ЖКУ ТАССА» (оператором) на основании заключенного между ним и обществом с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР» (прежнее наименование ООО «Автоспецтранс») договора, схемы вывоза мусора, утвержденной администрацией ... городского поселения и графика. Истец, в соответствии с действующим законодательством, обязан вносить плату за предоставленные коммунальные услуги, поскольку им не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих факт неоказания услуги (акта проверки). С заявлением о составлении данного акта истец в общество с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР» не обращался. Договор на оказание услуг является публичным, таким образом он является действующим в отношении истца.
Представители третьего лица – ООО «ЖКУ ТАССА» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Указали, что услуга по сбору и транспортированию ТКО по указанному истцом адресу оказывалась в полном объеме. В период с ХХ.ХХ.ХХ все жители ... пользовались контейнерной площадкой, расположенной возле дома Номер, по причине отсутствие других мест сбора бытовых отходов, так как не были определены места для установки контейнеров администрацией ... городского поселения. Полагают, что региональный оператор и их подрядчики, оказывающие услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не несут ответственности за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, данными полномочиями наделены органы местного самоуправления.
Представители третьего лица ООО «ЕИРЦ Республики Карелия» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Представители третьего лица администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия, исполняющей полномочия администрации Лоухского городского поселения, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил:
истец Петров Н.М. является собственником дома ....
Общество с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР» (прежнее наименование ООО «Автоспецтранс») является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с договором Номер от ХХ.ХХ.ХХ, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР» (прежнее наименование ООО «Автоспецтранс») и ООО «ЖКУ ТАССА», услуги по транспортированию ТКО на территории ..., в том числе с контейнерной площадки, расположенной возле дома ..., оказывала ООО «ЖКУ ТАССА».
Доказательств тому, что услуга по указанному адресу ООО «ЖКУ ТАССА» не оказывалась, либо была оказана не в полном объеме в судебном заседании не представлено. В соответствии с доводами истца Петрова Н.М., факт обслуживания контейнерной площадки, расположенной возле дома ..., силами ООО «ЖКУ ТАССА», и качество оказанной услуги он не оспаривал.
Истцу за период с ... ХХХХ года по ... ХХХХ года выставлены счета по оплате за предоставленные услуги по обращению с ТКО, которые Петровым Н.М., согласно его доводов, не оплачены, оплачивать услуги он начал с ... ХХХХ года, с момента установки контейнерной площадки возле его дома, в связи с чем у него образовалась задолженность, которая составляет на текущий момент 687,60 руб.
Оценивая доводы истца о том, что в период с ... по ... ХХХХ года услуги по обращению с ТКО по адресу: ..., ему не оказывались, что обусловлено значительной удаленностью контейнерной площадки от принадлежащего ему жилого дома, а также фактом не заключения с ним письменного договора на оказание коммунальной услуги, суд руководствуется следующим:
в силу требований статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему жилого помещения.
В соответствии с ч.ч. 3, 4, 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
На основании ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. ст. 153, 155 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 24.7 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (публичная оферта) было опубликовано в газете «Карелия», № 12 (2837) за 1 марта 2018 года и размещено на официальном сайте Регионального оператора в сети «Интернет»: http://rotko10.ru.
В ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 148(16) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копии документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.
Согласно п.п. «В», «Г», «Д», «Л» п. 19 данных Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать: сведения о потребителе: для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии); адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер).
В соответствии с п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Истец к региональному оператору с заявлением о заключении с ним письменного договора в период с ... по ... ХХХХ года не обращался, сведений о зарегистрированных по указанному адресу лицах, количестве собственников не предоставлял. Доказательств обратному в судебном заседании не представлено.
Расчет коммунальной услуги по обращению с ТКО по дому ... выполнен в соответствии с п. 148(36) указанных Правил предоставления коммунальных услуг, с учетом количества собственников жилого помещения.
Таким образом суд приходит к мнению, что услуга по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов жителям ..., в том числе истцу, в исковом периоде была оказана в соответствии с публичным договором, заключенным ООО «Автоспецтранс» в рамках осуществления региональной программы по обращению с ТКО на территории Республики Карелия.
В связи с изложенным, факт не заключения письменного договора между региональным оператором и потребителем коммунальной услуги Петровым Н.М. в данном случае не может быть основанием утверждения факта не оказания коммунальной услуги и осуществления перерасчета путем освобождения от уплаты за данную услугу.
Счета на оплату за оказанную услугу были выставлены в адрес истца правомерно, в соответствии с положениями п.п. 148(36), 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, с учетом количества собственников жилого помещения, норматива потребления ТКО и установленной стоимости за услугу.
Довод истца о том, что расстояние между домом ... и местом сбора ТКО не соответствуют требованиям СанПиН 42-128-4690-88, с учетом приведенных норм не могут быть основанием к освобождению собственника от уплаты за предоставленные услуги.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального Закона РФ № 141-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 22.05.1998 «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции органов местного самоуправления городских поселений.
В данном случае суд учитывает, что компетенцией по определению мест сбора ТКО региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не наделен, свои обязательства по организации сбора ТКО на территории ... общество с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР» (прежнее наименование ООО «Автоспецтранс») в пределах существовавшей схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в исковом периоде исполнил в полном объеме, что подтверждается представленными ответчиком актами выполненных работ.
С заявлениями о некачественно предоставленной услуге истец к региональному оператору в исковом периоде не обращался, какие – либо акты по данному поводу не составлялись.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к мнению, что исковые требований истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 98, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Петрова Н.М. к обществу с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР» (прежнее наименование ООО «Автоспецтранс») о признании действий незаконными, обязании снять задолженность по оплате коммунальной услуги и произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Лоухский районный суд Республики Карелия в Верховном Суде Республики Карелия.
Председательствующий судья: Д.В. Васильев
Решение в окончательной форме принято 21.01.2022.