Дело №2-10451/2023
Р Е Ш Е Н И Е(заочное)
Именем Российской Федерации
г. Якутск 06 декабря 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Цыкуновой В.П., единолично, при секретаре Гоголевой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛенТранс» о возмещении ущерба, причиненного правонарушением,
установил:
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛенТранс» о возмещении ущерба, причиненного правонарушением. В обоснование заявленных требований указано, что во исполнение поручения прокуратуры республики от 27.03.2023 г. № Исуб-71-1160-23/5264-20980001 Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка недропользователей, осуществляющих деятельность на территории ГО «город Якутск» на предмет соблюдения требований законодательства о недрах при пользовании общераспространенными полезными ископаемыми. По результатам проверки установлено следующее. На лицензионном участке недр местного значения «Карьер ЛенТранс № 2», расположенном по географическим координатам «N 62 00 47.0, Е 129 51 14.3» в русле р. Лена, предоставленном в пользование ООО «ЛенТранс» на основании лицензии ЯКУ 009602 ТЭ от 15.11.2022 с целевым назначением разведка и добыча строительного песка выявлены факты пользования недрами без лицензии на пользование недрам. На карьере производилась добыча и погрузка песка двумя эскаваторами марок «С АТ» с государственным регистрационным знаком 3466РК14 и «YAMAR» с государственным регистрационным знаком 1662РВ14, погрузчиком с государственным регистрационным знаком 1696РВ14 на автосамосвалы марок «FAW» с государственными регистрационными знаками У549МС14, Т710МВ14, К971МР14 и «SHACMAN» с государственными регистрационными знаками 0152МУ14, Е674КР14. «GNSS»-npneMHHKOM по внешнему и внутреннему контуру проставлены точки, угол откоса составил 90 градусов, и средняя глубина карьера составила 2 м., система координат WGS-84. Между тем, по полученным данным на участке отчетливо видно, что добычные работы ведутся за контуром лицензионного участка «Карьер ЛенТранс № 2». По состоянию на 04.04.2023 площадь незаконной добычи составляет 1 193,5 куб.м., объем выемки составляет 12 142,1 куб.м., что подтверждается гасчетом ГУП «Сахагеоинформ» от 05.04.2023. Исходя из вышеизложенного, стоимость полезных ископаемых, траченных в результате вреда, вызванного самовольными пользованием ядрами, а именно песка в объеме 12 142,1 куб.м, составляет 3 359 354,81 губ. Постановлениями об административном правонарушении от 13.06.2023 4, от 13.06.2023 № 5 Министерства промышленности и геологии РС(Я) ОЭО «ЛенТранс» привлечен к административной ответственности в виде итрафа по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Просит суд взыскать с ООО «Лентранс» в доход Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) причиненный окружающей среде ущерба в размере 3 212 802,70 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Яхонтов Ю.И. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерство промышленности и геологии РС(Я) Мучина С.А. вопрос оставила на усмотрение суда.
В судебное заседание представители ответчика ООО «ЛенТранс» не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, ходатайства об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступили, причины неявки суду не известны.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.1 ГПК РФ разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.
С учетом необходимости соблюдения разумных сроков рассмотрения гражданских дел, а также принимая во внимание взаимосвязанность требований, суд находит нужным рассмотреть исковое заявление.
На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассматривается в заочном порядке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3).
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ст. 75 федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее.
Применяя ст. 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (п. 11 постановления).
В п. 12 постановления указано, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при обращении с иском о взыскании убытков истец обязан доказать сам факт причинения ему убытков и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями. Ответчик должен представить доказательства, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно Закону "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоема и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу ст. 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
В ст. 18 Закона о недрах определено, что порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 16 Закона о недрах).
Основанием возникновения права пользования недрами местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, о предоставлении участка недр в пользование по результатам аукциона (п. 6 ст. 10.1 Закона о недрах).
Таким образом, установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых.
В соответствии со ст.ст. 11 и 23.2 Закона о недрах, лицензия на пользования недрами является документов, удостоверяющим право пользования недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий и разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
Лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 51 Закона о недрах).
Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Аналогичная норма предусмотрена ст. 51 Закона РФ "О недрах".
Судом установлено, что во исполнение поручения прокуратуры республики от 27.03.2023 г. № Исуб-71-1160-23/5264-20980001 Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка недропользователей, осуществляющих деятельность на территории ГО «город Якутск» на предмет соблюдения требований законодательства о недрах при пользовании общераспространенными полезными ископаемыми. По результатам проверки установлено следующее. На лицензионном участке недр местного значения «Карьер ЛенТранс № 2», расположенном по географическим координатам «N 62 00 47.0, Е 129 51 14.3» в русле р. Лена, предоставленном в пользование ООО «ЛенТранс» на основании лицензии ЯКУ 009602 ТЭ от 15.11.2022 с целевым назначением разведка и добыча строительного песка выявлены факты пользования недрами без лицензии на пользование недрам. На карьере производилась добыча и погрузка песка двумя эскаваторами марок «С АТ» с государственным регистрационным знаком 3466РК14 и «YAMAR» с государственным регистрационным знаком 1662РВ14, погрузчиком с государственным регистрационным знаком 1696РВ14 на автосамосвалы марок «FAW» с государственными регистрационными знаками У549МС14, Т710МВ14, К971МР14 и «SHACMAN» с государственными регистрационными знаками 0152МУ14, Е674КР14. «GNSS»-npneMHHKOM по внешнему и внутреннему контуру проставлены точки, угол откоса составил 90 градусов, и средняя глубина карьера составила 2 м., система координат WGS-84. Между тем, по полученным данным на участке отчетливо видно, что добычные работы ведутся за контуром лицензионного участка «Карьер ЛенТранс № 2». По состоянию на 04.04.2023 площадь незаконной добычи составляет 1 193,5 куб.м., объем выемки составляет 12 142,1 куб.м., что подтверждается гасчетом ГУП «Сахагеоинформ» от 05.04.2023.
В отношении ООО «ЛенТранс» был составлен протокол об административном правонарушении и постановлением заместителя государственного инспектора Республики Саха (Якутия) в области окружающей среды – заместителем руководителя Департамента геологии, лицензирования и надзора Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) Андросова А.И. от 13 июня 2023 г. ООО «ЛенТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с привлечением к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 000 рублей. Постановлением заместителя государственного инспектора Республики Саха (Якутия) в области окружающей среды – заместителем руководителя Департамента геологии, лицензирования и надзора Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) Андросова А.И. от 30 мая 2022 г. ООО «ЛенТранс» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с привлечением к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2023 г. постановление Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2022 г. о привлечении общества «ЛенТранс» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в части штрафа, превышающего 150 000 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2023 г. постановление Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2022 г. о привлечении общества «ЛенТранс» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в части штрафа, превышающего 400 000 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно представленному в деле расчету, размер ущерба, причиненного недрам вследствие пользования без соответствующего разрешения, составил 3 359 354,81 рублей.
Расчет ущерба произведен компетентным органом в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 N 564, является правильным, ответчиком не оспорен.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Установив вышеназванные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о законности предъявленных требований прокурором.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании указанной нормы права, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 24 996,77 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-234 ГПК РФ,
решил:
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛенТранс» в пользу Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) причиненный окружающей природной среде ущерб в размере 3 359 354 рублей 81 копеек.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛенТранс» в доход местного бюджета госпошлину в размере 24 996 рублей 77 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.П. Цыкунова
Решение изготовлено 08 декабря 2023 года.