Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
21 июля 2023 года г.Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Волобуева Е.А.,
с участием представителя должностного лица - директора ООО «ИНКОН-М» Попова А.В.- Ширяевой А.В. действующей на основании доверенности,
представителя МИФНС № 18 по Самарской области Владимировой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора ООО «ИНКОН-М» Попова Александра Викторовича на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 18 по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор ООО СЗ «ИНКОН-М» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1, обратился в суд с жалобой, в которой ссылается на то, что указанное постановление является незаконным. В обоснование жалобы указал, что счет № в банке TSESNABANK (АО «Цеснабанк») («FIRST HEARTLAND JYSAN BANK» после реорганизации в форме слияния АО «Цеснобанк», из открытых источников сети ИНТЕРНЕТ), расположенный за пределами РФ, место нахождения – <адрес>, закрыт ДД.ММ.ГГГГ Указанный счет был открыт в период деятельности ООО СЗ «ИНКОН-М» на территории Республики Казахстан. В период такой деятельности на территории Республики Казахстан ООО СЗ «ИНКОН-М» предоставляло отчеты в ИФНС по <адрес>. Последний отчет в связи с закрытием расчетного счета был подан ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал 2012 г., в котором отражена информация о наличие филиала и месте его нахождения (РК, <адрес>). Так же в указанном отчете отражена дата открытия счета -ДД.ММ.ГГГГ и дата закрытия счета – ДД.ММ.ГГГГ В сопроводительном письме к указанному отчету Обществом продублирована информация о направлении ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС по <адрес> уведомления о закрытие счета, что подтверждается штампом о принятии документов в ИФНС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В связи с предоставлением уведомления о закрытии счета за пределами РФ ДД.ММ.ГГГГ Заявитель перестал предоставлять отчеты о движении денежных средств по валютным счетам, т.к. он исполнил валютное законодательство РФ.
В рамках рассмотрения административного дела в МИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил пояснения в адрес Межрайонной ИФНС России N 18 по <адрес>, в котором сообщал, что ООО СЗ «ИНКОН -М» не имеет указанного счета и иных счетов в <адрес>. Указанный расчетный счет был открыт при осуществлении деятельности на территории РК в АО «Цеснабанк», но счет был закрыт.
Так же Заявитель направил подтверждающие документы, а именно: ДД.ММ.ГГГГ Уведомлением № о вызове для дачи пояснений (для составления протокола) ИФНС по <адрес> уже проводило проверку по аналогичному делу. В свою очередь ООО СЗ «ИНКОН -М» направило запрос в АО «FIRST HEARTLAND JYSAN BANK» о наличие открытых счетов. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Банк ответил об отсутствии счетов в отношении филиала ООО «ИНКОН-М».
Указанные ответы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по системе ЕТКС исх.29/09 от ДД.ММ.ГГГГ с пояснениями, Заявитель направил в ИФНС России по <адрес>. Заявитель к ответственности не привлекался.
ДД.ММ.ГГГГ.исх. №Ю после рассмотрения дела в ИФНС, директор ООО СЗ «ИНКОН-М» -ФИО1 повторно направил запрос в АО FIRST HEARTLAND JYSAN BANK» (АО «Цеснабанк») о наличие открытых счетов на имя Заявителя и предоставлении выписки со счета с даты открытия по дату закрытия счета в указный банк.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Банк ответил об отсутствии у ООО СЗ «ИНКОН-М» счетов в АО «Цеснабанк» и АО FIRST HEARTLAND JYSAN BANK».
ДД.ММ.ГГГГ исх. №Ю директор ФИО1 предоставил в МИФНС России № по <адрес> пояснения в которых сообщает, что последний отчет о движении денежных средств по указанному счету был сдан ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС по <адрес>. В сопроводительном письме к отчету указано, что направлено уведомление о закрытии счета в ИФНС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ т.к. счет закрыт ДД.ММ.ГГГГ.
На второй запрос от ДД.ММ.ГГГГ №Ю банком АО «FIRST HEARTLAND JYSAN BANK» (АО «Цеснабанк»), в котором директор ФИО1 просит предоставить информацию о наличие указанного счета, дате открытия и дате закрытия и о предоставлении выписки по расчетному счету, не предоставлен ответ.
На протяжении длительного времени ООО СЗ «ИНКОН-М» пыталось получить информацию от АО FIRST HEARTLAND JYSAN BANK» (АО «Цеснабанк») о расчетном счете. Директором ФИО1 неоднократно были направлены запросы в АО FIRST HEARTLAND JYSAN BANK» (АО «Цеснабанк»), однако ответы поступили об отсутствии счетов в отношении Филиала ООО СЗ «ИНКОН-М» и ООО СЗ «ИНКОН-М». По причине того, что директор ООО СЗ «ИНКОН-М» - Попов А.В., привлекается к ответственности как должностное лицо, считает, что необходимо учитывать так же положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Он действовал в рамках предоставленных ему полномочий, принял полный комплекс мер по получению полной и достоверной информации о расчетных счетах. Иные источники, из которых Попов А.В. мог бы получить информацию об открытых у ООО СЗ «ИНКОН-М» расчетных счетах в кредитных организациях за пределами РФ отсутствуют. В связи с изложенным, считает, что в его действиях (бездействиях) отсутствует вина, поскольку он не имел умысла на нарушение положений действующего законодательства и отсутствует событие административного правонарушения. Просит постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.
Попов А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно, обеспечил явку представителя по доверенности Ширяеву А.В.
Ширяева А.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по основаниям изложенным в ней, просила жалобу удовлетворить, производство прекратить.
Представитель МИФНС № 18 по Самарской области Владимирова Е.В. категорически возражала против доводов жалобы, постановление просила оставить без изменения, жалобу Попова А.В. -без удовлетворения.
Изучив представленные материалы, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Административным правонарушением, предусмотренным частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций либо не уведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, - что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (статья 2 данного Закона).
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона).
В силу положений части 7 статьи 12 указанного Закона, резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 819 "Об утверждении Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее Правила) юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами. Согласно п. 7 Правил, подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судом установлено, что по результатам проведенной проверки соблюдения валютного законодательства должностным лицом Межрайонной ИФНС N 18 по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении N N63№ (№ № №) согласно которому ДД.ММ.ГГГГ ООО СЗ «ИНКОН-М» открыт счет N № в банке, расположенном за пределами РФ, место нахождения – <адрес>. ООО СЗ «ИНКОН-М» обязано было предоставить в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении денежных средств по счету N №, открытом в банке за пределами территории РФ и подтверждающие банковские документы за 4 квартал 2021 года, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ Фактически ООО СЗ «ИНКОН-М» отчет о движении средств по счету N № открытом в банке за пределами территории РФ, и подтверждающие банковские документы за 4 квартал 2021 года не представлены. Время (дата) совершения правонарушения 00 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ место совершения правонарушения: 443086<адрес>
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном конкретном случае, доводы заявителя жалобы об отсутствии виновности директора ООО СЗ «ИНКОН-М» ФИО1 в совершении административного правонарушения заслуживают внимание.
Как видно из представленных материалов дела, по состоянию на дату вмененного административного правонарушения, ДД.ММ.ГГГГ у ООО СЗ «ИНКОН-М» не было расчетных счетов, открытых за пределами Российской Федерации.
Из материалов дела также следует, что в предоставленном последнем отчете о движении денежных средств по счету № предоставленном в ИФНС по <адрес> за 2 квартал 2012 г отражена информация о закрытии счета ДД.ММ.ГГГГ и о подаче уведомления о закрытии указанного счета ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом о принятии указанных документов в ИФНС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Доказательств обратного МИФНС № по <адрес> не предоставлено.
ДД.ММ.ГГГГ Уведомлением № о вызове для дачи пояснений (для составления протокола) ИФНС по <адрес> уже проводило проверку по аналогичному делу. В рамках проводимой проверки ООО СЗ «ИНКОН-М» направлял запрос в АО «FIRST HEARTLAND JYSAN BANK» (АО «Цеснабанк») о наличие открытых счетов на имя Заявителя. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Банк ответил об отсутствии счетов в отношении филиала ООО «ИНКОН-М».
Судом был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № в МИФНС России по <адрес> о предоставлении сведений о результатах проверки в отношении ООО СЗ «ИНКОН-М». Ответом от ДД.ММ.ГГГГ №@ МИФНС № по <адрес> сообщило, что в отношении директора ООО СЗ «ИНКОН-М» ФИО1 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ не составлялся. Указанная формулировка ответа МИФНС № по <адрес> позволяет суду трактовать данный ответ как не привлекался, о чем свидетельствуют материалы дела.
Также из ответа МИФНС России по <адрес> от 20.07.2023г. следует, что ООО СЗ «ИНКОН-М» ИНН № к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ не привлекалось. Докладная записка о нецелесообразности проведения проверки в Инспекции отсутствует. Дополнительно сообщили, что инспектор, проводивший данную проверку (ФИО5) уволена ДД.ММ.ГГГГ, чем, по мнению суда объясняется отсутствие докладной.
Кроме того, судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, директором ООО СЗ «ИНКОН-М» ФИО1 повторно направлялись запросы в АО «FIRST HEARTLAND JYSAN BANK» (АО «Цеснабанк») для получения сведений об открытых/закрытых расчетных счетах ООО СЗ «ИНКОН-М». Ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Банк сообщил об отсутствии расчетных счетов в отношении Филиала ООО СЗ «ИНКОН-М» и ООО СЗ «ИНКОН-М», указанные ответы предоставлялись в МИФНС России № по <адрес> в рамках проводимой проверки.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что у директора ООО СЗ «ИНКОН-М» ФИО1 отсутствует реальная возможность для предоставления иной информации и документов, в том числе выписки по счету N 001603628, виду отсутствия расчетного счета за пределами Российской Федерации.
Иные источники, из которых Директор ООО СЗ «ИНКОН-М» ФИО1 мог бы получить сведения о движении денежных средств по расчетным счетам за пределами Российской Федерации отсутствуют.
Директором ООО СЗ «ИНКОН-М» ФИО1 предоставлен отчет о движении денежных средств по счетам за 2 квартал 2012 г, в котором отражена информация о дате закрытия счета ДД.ММ.ГГГГ и о подаче уведомления о закрытии счета N № ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом о принятии документов ИФНС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ доказательств обратного МИФНС России № по <адрес> не предоставлено.
Довод МИФНС России № по <адрес> об отсутствии в записях ЕГРЮЛ информации о филиале ООО СЗ «ИНКОН-М» не имеет отношения к событию и составу административного правонарушения предусмотренного по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, судом отклоняется.
Согласно части 2 стати 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом обязанность доказывания возможности исполнения решения суда в соответствии с частью 3 статьи 1.5 КоАП лежит на административном органе (должностном лице административного органа).
По смыслу закона правовая природа штрафа выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на сновании которых должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом согласно части 1 статьи 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу.
С учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В этой связи привлечение лица к административной ответственности исходя из положений статьей 2.1, 2.2 КоАП РФ возможно при наличии его вины, в какой бы форме она не проявилась, поскольку ее отсутствие исключает наличие состава административного правонарушения и является одним из обстоятельств, исключающих производство но делу об административном правонарушении.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что у ФИО1. отсутствовала реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виду отсутствия расчетного счета за пределами Российской Федерации.
Директор ООО СЗ «ИНКОН-М» ФИО1 предпринял все меры к получению информации о расчетных счетах ООО СЗ «ИНКОН-М» и его Филиала, а также меры к получению информации от АО «FIRST HEARTLAND JYSAN BANK» (АО «Цеснабанк»).
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2,9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС N 18 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ООО СЗ «ИНКОН-М» -директора ФИО1, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу директора ООО СЗ «ИНКОН-М» Попова Александра Викторовича,- удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС N 18 по Самарской области № от 28.04.2023 г. в отношении директора ООО СЗ «ИНКОН-М» Попова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней с момента получения.
Судья: Е.А Волобуева