Судья Самсонова В.О. № 7-167/2022
№ 5-1531/2022
67RS0006-01-2022-001353-60
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
27 июля 2022 года г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С., рассмотрев жалобу Корнеева Данилы Витальевича на постановление судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 13 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Корнеева Данилы Витальевича,
установил:
оспариваемым постановлением Корнеев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе Корнеев Д.В. просит постановление судьи отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, полагая, что отказ от ношения маски и перчаток или их отсутствие не могу являться нарушением режима повышенной готовности, потому что обязанность ношения маски и перчаток действующим законодательством не предусмотрена. Указывает, что не был обеспечен средствами индивидуальной защиты, при этом обычные маски не являются средствами индивидуальной защиты органов дыхания. Также указывает на ненадлежащее уведомление его о времени и месте рассмотрения дела. Ссылается на то, что является безработным, находится на попечении матери, которая является вдовой.
В Смоленский областной суд надлежаще извещенный Корнеев Д.В. не явился.
Исследовав письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Указанные Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп. «б» п. 3, подпункты «в», «г» п. 4 Правил).
Губернатором Смоленской области принят Указ от 18 марта 2020 г. № 24 «О введении режима повышенной готовности», согласно п. 15.2 которого на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски и иные средства защиты органов дыхания) при нахождении в общественном транспорте, в том числе городского, пригородного, междугороднего и международного сообщения, осуществляющем регулярные и заказные перевозки, в такси и при посещении гражданами зданий, строений и сооружений транспортной инфраструктуры (автовокзалы, железнодорожные вокзалы), остановок (павильонов, платформ) всех видов общественного транспорта.
Как следует из материалов дела, 24 февраля 2022 г. в 15 часов Корнеев Д.В. находился в общественном месте – в магазине «Фикс Прайс», расположенном по адресу: ..., без средств индивидуальной защиты органов дыхания (респиратора или иного средства защиты органов дыхания) в нарушение п. 15.2 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 г. № 24 «О введении режима повышенной готовности», то есть повторно не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Вступившим в законную силу постановлением судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 26 октября 2021 г. Корнеев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении от 24 февраля 2022 г. № 67/18/090713/1232, в котором Корнеев Д.В. указал, что забыл надеть маску (л.д. 2); письменными объяснениями Корнеева Д.В. от 24 февраля 2022 г., согласно которым в этот день около 15 часов в ... магазине «Фикс Прайс» он находился без маски, так как забыл ее надеть (л.д. 3); рапортами полицейских ОВ ППСП от 24 февраля 2022 г., согласно которых 24 февраля 2022 г. на ... в 15 часов был задержан Корнеев Д.В., который своими действиями нарушал общественный порядок, а именно был без маски (л.д. 4); фотоматериалом (л.д. 5); копией постановления судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 26 октября 2021 г. (л.д. 18), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
С учетом того, что Корнеев Д.В. при посещении помещения объекта торговли на территории, на которой введен режим повышенной готовности, должен руководствоваться п. 15.2 вышеуказанного Указа Губернатора, обязывающим использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, то за нарушение указанных требований он обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Вместе с тем обжалуемое постановление судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В Указ Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 г. № 24 «О введении режима повышенной готовности» Указом Губернатора Смоленской области от 5 июля 2022 г. № 68 внесены изменения, согласно которым пункт 15.2 исключен.
Таким образом, приведенные выше положения Указа Губернатора в части возложения на граждан обязанности использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при посещении, в том числе, объекта торговли утратили силу.
В материалах дела сведений об исполнении Корнеевым Д.В. постановления о назначении административного штрафа не имеется.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление судьи подлежит отмене.
Изложенное в настоящем решении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г. (вопрос № 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 13 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Корнеева Данилы Витальевича отменить, производство по данному делу об административном правонарушении на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Судья О.С. Савушкина