Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1936/2022 ~ М-1827/2022 от 01.09.2022

УСД: 50RS0004-01-2022-002683-93

№2-1936/2022

Р Е Ш Е Н И Е

              Именем Российской Федерации

        г. Волоколамск                                                                      21 ноября 2022 года

Волоколамский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи                   Коняхиной Е.Н.

При секретаре     судебного заседания         Васильевой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникович И. В. к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременного пособия при рождении ребенка, возложении обязанности назначить единовременное пособие,

Установил:

Колесникович И.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения Волоколамского управления Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка, возложении обязанности назначить единовременное пособие при рождении ребенка ФИО2.

В обосновании иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Волоколамское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в <адрес>, приложив полный пакет требуемых документов, в том числе документы о доходах за требуемый трехмесячный период времени, предшествующих месяцу подачи заявления, а именно за март, апрель, май 2022 года. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в силу превышения среднедушевого дохода семьи прожиточного минимума, установленного <адрес>. Данное решение считает незаконным по следующим причинам, поскольку ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены правила получения ФСС сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в без заявительном порядке. С 2022 года сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия, поступают в ФСС РФ из реестра записей актов гражданского состояния, ПФР и других органов в рамках межведомственного электронного взаимодействия. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №255-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) страховщик назначает и выплачивает единовременное пособие при рождении ребенка - в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления сведений о государственной регистрации рождения, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Ее ребенок ФИО2 был зарегистрирован органом ЗАГСа ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно сведения в ФСС и работодателю должны были поступить в течении 10 рабочих дней и назначено пособие, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем выплата должна была быть отражена в феврале, но этого не произошло и истец вынуждена была писать заявление о предоставлении единовременного пособия на рождение ребенка с приложением копии свидетельства о рождении и справки с места работы супруга о не получении им этой выплаты (данное заявление было сдано работодателю). Все это сдвинуло сроки получения пособия и при подсчете дохода вошло в расчетные месяцы, что отразилось на общей сумме доходов. Таким образом, единовременное пособие было назначено значительно позднее, чем должно было в связи с несвоевременной передачей сведений по каналам связи государственных органов. В настоящее время истец и не может обратиться вновь в орган социальной защиты для назначения указанного выше пособия, поскольку истек срок подачи заявления. Согласно п. 3 ст. 7 порядка учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение социальных пособий в <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , исключены из дохода семьи социальные пособия, к которому относится единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по беременности и родам.

В судебное заседание истец Колесникович И.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, представила заявление об уточнении исковых требований, в которых указала, что просит пункт 1 требований, указанных в исковом заявлении о признании незаконным отказа Волоколамского управления социальной защиты населения незаконным исключить, остальные требования остаются без изменения.

          Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> по доверенности Пучешкина Е.А.в судебном заседании иск не признала, просит в удовлетворении иска отказать. В возражениях указала, что ДД.ММ.ГГГГ от Колесникович И.В. поступило заявление о назначении единовременного пособия при рождении ребенка на ФИО2 06.07.2022г. Волоколамским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка. Информация направлена в личный кабинет Колесникович И.В. Отказ основан на нормах <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки семей и детей в <адрес>» и постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (редакция, действующая с ДД.ММ.ГГГГ), поскольку среднедушевой доход семьи истца превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством <адрес> на душу населения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, Министерства экономики и финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

    Рассмотрев исковые требования, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск Колесникович И.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Заявление истца о том, что в требования в части пункта 1 следует исключить, не является отказом от иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, в связи с чем имеются основания для рассмотрения указанных требований по существу в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

В соответствии с преамбулой <адрес> "О мерах социальной защиты семьи и детей в <адрес>" настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов <адрес> регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" к мерам социальной поддержки семьи и детей относятся единовременные пособия при рождении ребенка.

В силу пункта 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", пункта 2 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 989/30 (далее по тексту - Порядок), действующего на момент возникновения спорных правоотношений, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.

Согласно пункту 2 Порядка, единовременное пособие назначается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития <адрес> (далее - территориальное структурное подразделение) по месту жительства заявителя.

В соответствии с пунктом 3 Порядка, для назначения единовременного пособия необходимы следующие документы:

а) заявление о назначении единовременного пособия с указанием способа получения пособия (перечисление на счет, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи);

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) свидетельство о рождении ребенка (детей) или иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации факт рождения ребенка (детей);

г) документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения;

д) документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту жительства в <адрес>;

е) выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя. При регистрации родителей (опекунов, попечителей) по разным адресам указанные документы представляются с места жительства каждого родителя (опекуна, попечителя);

ж) выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства) - на ребенка (детей), находящегося под опекой (попечительством);

з) справка территориального структурного подразделения по месту жительства другого родителя (опекуна, попечителя) о неполучении им единовременного пособия при регистрации родителей (опекунов, попечителей) по месту жительства по разным адресам в <адрес>.

Согласно п. 7 Порядка днем обращения за назначением единовременного пособия считается день приема территориальным структурным подразделением документов, указанных в подпунктах "а"-"ж", "и"-"л", "н"-"р" пункта 3, абзаце втором пункта 4 настоящего Порядка.

На основании пункта 8 Порядка, решение о назначении единовременного пособия либо об отказе в его назначении принимается руководителем территориального структурного подразделения или уполномоченным им должностным лицом в течение 10 рабочих дней со дня обращения.

Согласно подп. 2 п. 10 Порядка решение об отказе в назначении единовременного пособия принимается в случае: превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, устанавливаемой <адрес>.

В пункте 11 указано, что единовременное пособие назначается и выплачивается заявителю в размере, установленном законодательством <адрес> на дату рождения ребенка.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Колесникович И.В. обратилась в Волоколамское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Запись акта о рождении ребенка ФИО2 составлена ДД.ММ.ГГГГ.

К заявлению истцом были приложены документы, указанные в п. 3 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 989/30, в числе которых документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения.

Решением Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Колесникович И.В. отказано в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи прожиточного минимума, установленного в соответствии с законодательством <адрес> на душу населения, доход семьи на человека составил 17197,97 руб., что больше величины прожиточного минимума <адрес>, которая на момент подачи заявления составляла согласно <данные изъяты>

Доводы истца о том, что в доход семьи истца ответчиком необоснованно включены единовременное пособие при рождении ребенка, выплаченное из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 3255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и пособие по беременности и родам, суд считает необоснованными.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1128/37 утверждены Правил учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение социальных пособий в <адрес>.

Настоящие Правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение социальных пособий в <адрес>, в целях реализации <адрес> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" (далее - Закон) устанавливают порядок учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение социальных пособий в <адрес> (далее - социальные пособия).

В соответствии с п. 7 Правил в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты: денежные выплаты, установленные отдельным категориям граждан федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в качестве меры социальной поддержки, за исключением социальных пособий, частичной компенсации оплаты коммунальных услуг многодетным семьям, средств регионального материнского (семейного) капитала, ежегодной выплаты на ребенка-инвалида, выплаты на обучающегося, компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления, а также компенсации расходов на оплату стоимости проезда, денежной выплаты на приобретение предметов и средств, предназначенных для ухода за новорожденными детьми, ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, установленных Законом, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, установленной <адрес> N 57/2020-ОЗ "О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в <адрес>", выплат, установленных актами Президента Российской Федерации, а также выплаты на приобретение технических средств реабилитации (изделий), установленной <адрес> N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>.

Согласно п. 15 Правил, суммы заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства после увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также выходного пособия, выплачиваемого при увольнении, компенсации при выходе в отставку; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый месяц соответствующего расчетного периода.

Таким образом, при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются денежные выплаты, установленные отдельным категориям граждан федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в качестве меры социальной поддержки, за исключением социальных пособий, установленных законом <адрес>.

При расчете среднедушевого дохода семьи, Министерством социального развития <адрес>, были учтены, согласно представленных документов, доходы Колесникович И.В. за март <данные изъяты> руб. 50 коп. (заработная плата), <данные изъяты>. (пособие по беременности и родам), <данные изъяты>. (ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет), <данные изъяты>., единовременное пособие при рождении ребенка, за апрель <данные изъяты>. ( ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет), за май <данные изъяты>. ( ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет) и доходы ФИО5 (супруга истицы)    за март в размере <данные изъяты> (доходы от занятий предпринимательской деятельностью) и <данные изъяты>. (заработная плата), за апрель в размере <данные изъяты>. (доходы от занятий предпринимательской деятельностью) и <данные изъяты>. (заработная плата), за май <данные изъяты>. (заработная плата), и <данные изъяты>. (доходы от занятий предпринимательской деятельностью,

Таким образом, общий доход семьи Колесникович И.В. на семью из 6 человек, за три месяца составил <данные изъяты>., среднедушевой ежемесячный доход <данные изъяты>

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в том числе рождение ребенка (детей).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1.2 названного Закона страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных данным Федеральным законом, страхователя осуществить страховое обеспечение.

Статьей 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Как следует из ответов Государственного учреждения - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе филиала ,    с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил получения Фондом социального страхования Российской федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком» информационное взаимодействие страхователей и страховщика в электронном виде осуществляется с использованием системы электронного документооборота страховщика. В соответствии с п. 6 Правил застрахованное лицо представляет страхователю по месту работы (службы, иной деятельности) сведения о себе, необходимые для выплаты пособия (далее - сведения о застрахованном лице), по форме, утверждаемой страховщиком. Сведения о застрахованном лице представляются страхователю при трудоустройстве застрахованного лица или в период осуществления им трудовой, служебной и иной деятельности, а также при их изменении. На основании п.7 Правил страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения. Согласно ФК «Проактивное назначение страхового обеспечения» процесс для назначения и выплаты данного пособия не найден. ДД.ММ.ГГГГ страхователь администрация городского округа <адрес> представил в региональное отделение электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия при рождении ребенка. После получения всех необходимых сведений ДД.ММ.ГГГГ Колесникович И.В. было назначено пособие и сформирована заявка на кассовый расход для перечисления на банковские реквизиты, указанные в заявлении. Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка Фонд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что среднедушевой доход семьи Колесникович И.В. за каждый из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения в Министерство социального развития <адрес>, превысил величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством <адрес> на душу населения, с учетом представленных справок у ответчика имелись основания для отказа в назначении единовременного пособия, в связи с чем решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ является законным и не подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                  Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении иска Колесникович И. В. к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка, возложении обязанности назначить единовременное пособие отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.

    Судья     подпись                                       Е.Н. Коняхина

Мотивированное решение изготовлено        30 ноября    2022 года.

Копия верна

Судья

2-1936/2022 ~ М-1827/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колесникович Ирина Викторовна
Ответчики
Министерство социального развития Московской области (Волоколамское управление)
Другие
Министерство экономики и финансов Московской области
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Судья
Коняхина Е.Н.
Дело на странице суда
volokolamsk--mo.sudrf.ru
01.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2022Передача материалов судье
02.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2022Подготовка дела (собеседование)
29.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2023Дело оформлено
07.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее