Судья Кузнецова И.А. |
№ 21-157/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
27.05.2020 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...) действующего в интересах Министерства социальной защиты Республики Карелия, на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25.12.2019, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия,
установил:постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия № от 25.12.2019, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.03.2020, Министерство социальной защиты Республики Карелия (далее - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 289044 руб. (10% от суммы, израсходованной не по целевому назначению).
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен защитник (...) в поданной жалобе просит их отменить. Указывает, что в действиях Министерства отсутствует вина. Средства субвенции правомерно направлены на оплату жилых помещений, приобретенных (...) которые являются несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей и обладают данной льготой на основании п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия от 28.07.2010 № 1414-ЗРК (далее - Закон) и п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Соответствующее решение принято Межведомственной комиссией, которая принимает решения самостоятельно и является самостоятельным субъектом правоотношений на основании п. 2 постановления Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 № 241-П, п.п. 4 и 5 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, п.п. 1, 2, 5, 9, 10 Положения о Межведомственной комиссии, утвержденных тем же постановлением. Министерство, издавая приказы о предоставлении меры социальной поддержки, исполняло решение комиссии, действия Министерства соответствовали Закону. Управление федерального казначейства по Республике Карелия санкционировало и провело соответствующую расходную операцию, не усматривало на момент ее проведения нецелевого использования бюджетных средств.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Министерство защитника не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Заслушав представителя административного органа (...) возражавшую по доводам жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
Основанием привлечения Министерства к административной ответственности послужили выявленные УФК по Республике Карелия 18.09.2019 по результатам проверки использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета, следующие обстоятельства. Министерство, осуществляющее свою деятельность по адресу: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6, 16.04.2019 в нарушение п. 3 ст. 133 БК РФ, п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (далее также - Указ № 714) направило средства субвенции из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ, в соответствии с Указом № 714, в общем размере 2890440 руб. и оплатило денежные обязательства в целях, не соответствующим целям предоставления субвенции. Так, 12.04.2019 Министерством изданы приказы № 235-П и № 236-П о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем (...) соответственно, которые имеют право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, в то время как Указом № 714 такая категория лиц не предусмотрена, и на них положения данного Указа не распространяются. 16.04.2019 получателям средств (продавцу по договору купли-продажи квартиры (...), приобретенной (...) и продавцу по договору купли продажи квартиры (...), приобретенной (...) перечислены средства в размере по 1445220 руб. каждому получателю, чем осуществлено нецелевое использование средств федерального бюджета.
Указанные обстоятельства и вина Министерства в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом выездной внеплановой проверки, отчетом об использовании межбюджетных трансфертов, заявкой Правительства Республики Карелия о предоставлении субвенции из федерального бюджета, выпиской из ЕГРЮЛ, приказом Министерства о предоставлении меры социальной поддержки (...) приказом Министерства о предоставлении меры социальной поддержки (...) заявлениями получателей меры социальной поддержки на перечисление средств, выданными Министерством свидетельствами о предоставлении единовременной денежной выплаты, удостоверениями бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, платежными поручениями о перечислении средств субсидии, иными материалами дела.
Указанные в постановлении действия Министерство по существу не оспаривает, заявляя об их правомерности.
Вместе с тем, данная позиция подателя жалобы основана на ошибочном толковании законодательства.
Так, согласно подп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 предусмотрены меры по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей в числе лиц, которым предоставляется данная льгота, не поименованы.
Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Вместе с тем, приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке. Кроме того, на данную категорию лиц действие Указа № 714 не распространяется, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в порядке, предусмотренном названным Указом Президента РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012).
Таким образом, по смыслу приведенных норм направление субвенции, перечисленной из федерального бюджета для предоставления льготы гражданам в соответствии с Указом № 714, на обеспечение жильем бывшего несовершеннолетнего узника фашизма не допускается, что также нашло отражение в руководящем разъяснении Верховного Суда РФ, опубликованном в 2013 г.
Доводы жалобы о непричастности Министерства к вмененному правонарушению подлежат отклонению. Так, согласно п.п. 30, 32, 34 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 № 241-П (далее - Порядок), предоставление данной меры социальной поддержки в виде субсидии, в том числе непосредственно перечисление средств продавцу жилого помещения, осуществляется Министерством. При этом Министерство выдает гражданину свидетельство о предоставлении субсидии, и в случае выявления нарушения Порядка обязано его аннулировать.
Согласно п.п. 1-3 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного тем же постановлением Правительства Республики Карелия, Министерство предоставляет данной комиссии материалы, касающиеся обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
В силу п.п. 4 и 5 Порядка Министерство составляет единый список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки, направляет его в комиссию, которая, в свою очередь, из данного списка определяет получателей льготы, исходя из объема субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, Министерство является субъектом вменяемого ему правонарушения. Доказательств принятия мер, направленных на предотвращение нецелевого использования Министерством средств федерального бюджета, в дело не представлено, в то время как Министерство имело соответствующие полномочия, и межведомственную комиссию возглавляла министр социальной защиты Республики Карелия.
С учетом изложенного в действиях Министерства правомерно усмотрен состав административного правонарушения, его действия квалифицированы правильно.
Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи, объему и характеру выявленного правонарушения, в том числе сведениям о повторности совершения однородного правонарушения.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица или решения судьи, в ходе производства по делу не допущено, о наличии таковых податель жалобы не заявляет.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25.12.2019, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Щепалов |