Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-30/2024 (2-312/2023;) ~ М-302/2023 от 12.12.2023

Дело №2-30/2024

УИД: <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2024 г. село Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего – судьи Лиджиева М.А.,

при секретаре – Карагодиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Багатугтунского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности обеспечить работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным исковым заявлением к Администрации Багатугтунского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексу Администрации Багатугтунского СМО РК) мотивировав тем, что прокуратурой Яшалтинского района Республики Калмыкия проведена проверка исполнения трудового законодательства, в ходе которой установлено, что работники (уборщики помещений), осуществляющие трудовые функции технического персонала, Администрации Багатугтунского СМО РК в нарушение требований статей 212, 221 Трудового кодекса РФ, не обеспечены средствами индивидуальной защиты, а именно костюмом или халатом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Несоблюдение общеобразовательным учреждением требований трудового законодательства в области охраны труда в части необеспечения работников специальными средствами защиты нарушает права и законные интересы работников юридического лица, создает угрозу их жизни и здоровья, а также неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся детей. Обязанность по обеспечению указанными средствами защиты за счет собственных средств возложена на работодателя. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обязать Администрацию Багатугтунского СМО РК обеспечить работников, осуществляющих трудовые функции уборщиков, сертифицированными средствами индивидуальной защиты в виде костюма или халата для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий – <данные изъяты> штука, перчаток с полимерным покрытием 6 пар, перчаток резиновых или из полимерных материалов согласно нормам бесплатной выдачи.

В судебном заседании прокурор Тараскаева А.О. уточнила исковые требования в части сроков, в течении которых орган местного самоуправления обязан устранить выявленные нарушения, а именно обязать Администрацию Эсто-Алтайского СМО РК в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить работников, осуществляющих трудовые функции уборщиков служебных помещений, сертифицированными средствами индивидуальной защиты согласно нормам бесплатной выдачи: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт.) или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт.); перчатками с полимерным покрытием в количестве 6 пар; перчатками резиновыми или из полимерных материалов (12 пар), с учетом уточнений просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Багатугтунского СМО РК, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причина неявки суду не известна.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В целях защиты прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору, в Трудовом кодексе Российской Федерации введено правовое регулирование трудовых отношений, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника.

В силу положений абзаца 4 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абзац 4 части 2 статьи 22 ТК РФ).

Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть первая названной статьи).

В статьи 209 ТК РФ определены следующие понятия: безопасные условия труда, под которыми понимается условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов; вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника; опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.

В части 8 названной статьи ТК РФ раскрыто понятие средства индивидуальной защиты - это средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (абзац 2 части 1 статьи 210 ТК РФ).

Частью 1 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (часть 2 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации).

Положениями статьи 221 ТК РФ установлено, что для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1).

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 2).

Для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 3).

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 4).

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 5).

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты (часть 7).

Также, в соответствии с абзацем 9 части 3 статьи 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н утверждены Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (далее по тексту Правила), которыми установлены обязательные требования к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты (далее по тексту СИЗ) и смывающими средствами, включая определение потребности, организацию приобретения, выдачи, эксплуатации (использования), хранения, ухода (обслуживания) и вывода из эксплуатации.

Требования Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и работников (пункт 2 Правил).

Пунктом 4 Правил установлено, что обеспечение СИЗ и смывающими средствами осуществляется в соответствии с Правилами, на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).

В период до 31 декабря 2024 года работодатель вправе осуществлять обеспечение СИЗ и смывающими средствами в соответствии с Правилами, на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы) с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).

Пунктом 171 Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 №997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» предусмотрено, что

- уборщик служебных помещений должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты: -костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штуки;- перчатками с полимерным покрытием в количестве 6 пар; - перчатками резиновыми или из полимерных материалов 12 пар;

- дворник, уборщик территорий должен быть обеспечен следующим средствами индивидуальной защиты: Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штуки; фартуком из полимерных материалов с нагрудником в количестве 2 штук; Сапогами резиновыми с защитным подноском в количестве 1 пары; перчатками с полимерным покрытием в количестве 6 пар.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения трудового законодательства, в ходе которой установлено, что в Администрации Багатугтунского СМО РК трудовую деятельность в качестве работников служебных помещений осуществляют <данные изъяты> человека, в качестве дворника <данные изъяты> человек, которые в нарушение указанных выше норм средствами индивидуальной защиты не обеспечены.

ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений главой Администрации Багатугтунского СМО РК ФИО7 даны объяснения, согласно которым она подтвердила факт отсутствия средств индивидуальной защиты, а также пояснила, что осуществление закупки СИЗов запланировано на <данные изъяты> год.

В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения, на момент рассмотрения дела судом, ответчиком устранены в полном объеме, суду не представлено, в материалах дела не имеется.

Из содержания подпунктов 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 «Права и обязанности работодателя» трудовых договоров №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работодатель обязан обеспечить безопасность и условия труда работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечить работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о выделении уборщикам служебных помещений, осуществляющих трудовые функции в Администрации, бесплатно средств индивидуальной защиты в соответствии с пунктом 171 Приложения, ответчиком суду не представлено, в материалах дела не имеется.

Таким образом, поскольку судом установлено, что сотрудникам Администрации Багатугтунского СМО РК, осуществляющим трудовую деятельность у ответчика в должности уборщиков служебных помещений, дворника в силу вышеперечисленных правовых норм выдача бесплатно вышеуказанных средств индивидуальной защиты обязательна, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса интересов сторон.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» даны разъяснения о том, что при установлении срока установленного частью 2 статьи 206 ГПК РФ, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Статьей 55 Устава Багатугтунского СМО РК, утвержденного решением Собрания депутатов Эсто-Алтайского СМО Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (далее по тексту Устава), предусмотрено, что муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 56 Устава).

Положениями статьи 57 Устава установлено, что формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах

В соответствии с статьей 12 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) финансовый год соответствует календарному году, и длиться с 1 января по 31 декабря.

В силу части 4 статьи 15 БК РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

При этом, из положений статьи 65 БК РФ следует, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органом государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета (статья 60 Устава).

Таким образом, при определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время ответчиком действий, находит обоснованным установить срок – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, установленные судом обстоятельства, заявленные прокурором требования, являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Поскольку в силу положений п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в суде, освобождены органы местного самоуправления в качестве истцом (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) оснований для взыскания государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░:

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

2-30/2024 (2-312/2023;) ~ М-302/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Яшалтинского района РК
Ответчики
Администрация Багатугтунского СМО РК
Суд
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Лиджиев Михаил Алексеевич
Дело на сайте суда
yashaltinsky--kalm.sudrf.ru
12.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2024Судебное заседание
12.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
15.03.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее