Дело 2-1595/2023 (2-7103/2022)
УИД 24RS0№-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2023 года <адрес>
Свердловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Милуш О.А.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ОСФР по <адрес> – ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконными бездействия, обязании совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконными бездействия, обязании совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец является инвали<адрес> группы, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ нуждается в протезе кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти 1 штука, срок использования 1 год, стоимостью 5 200 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ истец самостоятельно приобрел индивидуальное средство реабилитации, с привлечением кредитных денежных средств АОКБ «Ланта-Банк», согласно кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Получателем и плательщиком процентов за пользование кредитом является ООО «КИБ-ОРТО». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о компенсации за приобретенное средство реабилитации. Ответчиком в выплате отказано в связи с отсутствием денежных средств. Бездействие ответчика считают незаконным, поскольку у истца, оплатившего ТСР за свой счет, возникло право в силу Закона требовать с Фонда компенсацию в размере стоимости приобретенного ТСР, просить признать незаконными бездействия ответчика, выраженное в невыплате в установленный срок ФИО2 компенсации за приобретение за счет собственных средств техническое средство реабилитации; обязать ответчика произвести выплату компенсации в сумме 5200 000 руб. в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
В последующем исковые требования представителем истца были уточнены, в связи с частичной компенсацией ответчиком стоимости ТСР ДД.ММ.ГГГГ, просили признать незаконными бездействия ответчика, выраженное в невыполнении в установленный срок ФИО2 компенсации за самостоятельное приобретение за счет собственных средств техническое средство реабилитации; обязать ответчика произвести выплату компенсации в сумме 3 205 000 руб. в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.
Истец ФИО9 в судебное заседание не явился, реализовал право участия через представителя по доверенности ФИО5, который в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что истец ДД.ММ.ГГГГ путем почтового отправления обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за приобретенное средство реабилитации, однако ответчик в установленный законом срок истцу не выплатил компенсацию за приобретенное средство технической реабилитации в полном объеме, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Также пояснил, что заявление на выплату компенсации истцом ДД.ММ.ГГГГ, путем направления почтой России, и получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, а не как утверждает ответчик ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, на территории <адрес> на дату подачи ФИО6 заявления о выплате компенсации отсутствовал закрытый за последние три года контракт на закупку протеза кисти с внешним источником энергии, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти. Таким образом, при определении размера компенсации подлежащей выплате ФИО2 следует руководствоваться контрактом, исполненным на дату ДД.ММ.ГГГГ, однако ответчик определяет размер компенсации в соответствии с контрактом №, исполненным согласно акту ДД.ММ.ГГГГ. На территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена закупка, исполнен контракт № заключенный между ГУ КРО ФСС по <адрес> и ФГУП «Московское ПрПО» Минтруда РФ, в соответствии с которым цена протеза, необходимого истцу, составляет 5 200 000 руб. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, ответчик должен был определять размер компенсации по своему контракту на дату подачи заявления ФИО6 – ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, и на дату подачи заявления истцом якобы ДД.ММ.ГГГГ, и на дату принятия решения ответчиком о выплате компенсации ДД.ММ.ГГГГ, ответчик должен был определять размер компенсации в соответствии с контрактом №, то есть 5200000 руб.
Представитель ответчика ОСФР по <адрес> – ФИО7 (полномочия проверены) в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что ФИО9 как инвалид третьей группы по общему заболеванию бессрочно и согласно выданной ему ДД.ММ.ГГГГ по результатам медико-социальной экспертизы ИПРА инвалида нуждается в ТСР - протез кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти. ДД.ММ.ГГГГ истец заключил с ООО «КИБ-ОРТО» договор № на выполнение работ по изготовлению для него протеза кисти с микропроцессорным управлением стоимостью 5 200 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в филиал N 4 отделения Фонда для получения государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретённое ТСР стоимостью 5 200 00 руб. Однако, решением отделения Фонда N281 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги заявление ФИО9 удовлетворено частично с выплатой ему компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР в размере 1 995 000 руб., поскольку стоимость приобретённого ФИО9 в ООО «КИБ-ОРТО» протеза кисти с микропроцессорным управлением превышает стоимость изделий, предусмотренных государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным по результатам последних по времени торгов, проведенных в Сибирском-федеральном округе между Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (далее - Контракт №) и ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие «Министерства труда и социальной защиты РФ» на выполнение работ по обеспечению инвалида протезами кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении кисти. Согласно Контакту № стоимость одного протеза кисти с микропроцессорным управлением составляет 1 995 000 руб. Данный контракт завершен исполнением от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом выполненных работ, подписанным сторонами, которым подтверждено выполнение работ по обеспечению инвалида ТСР - протезом кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и оплата работы заказчиком в полном объеме и в срок. Контракт № от ДД.ММ.ГГГГ является последней завершенной процедурой закупки протеза кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении, обязательства по которому на дату подачи данного иска о возмещении расходов по приобретению ТСР были исполнены сторонами контракта в полном объеме, соответственно стоимость указанного протеза кисти определена ответчиком правомерно исходя из стоимость протеза кисти, предусмотренного Контрактом № в размере 1 995 000 руб. Несвоевременная выплата компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР обусловлена увеличением количества обращений инвалидов (законных представителей детей-инвалидов) с заявлениями на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные дорогостоящие ТСР. В 2022 году значительно возросли расходы на выплату инвалидам компенсации. Данный рост связан с увеличением количества индивидуальных программ реабилитации или абилитации (далее - ИПРА), разрабатываемых бюро медико-социальной экспертизы, а также с увеличением количества ИПРА с рекомендациями о нуждаемости в протезах с микропроцессорным управлением. С учетом того, что в июле 2022 года в Фонд социального страхования Российской Федерации отделением Фонда направлены сведения об уточненной потребности в средствах федерального бюджета на обеспечение инвалидов ТСР на 2022 год в сумме 1 241,29 млн. руб., рассчитанные с учетом фактического обращения инвалидов и средних цен, сложившихся в результате проведения конкурентных процедур и выплаченной инвалидам компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в первом полугодии 2022 года, по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, таким образом, выплата ФИО9 расходов по компенсации будет осуществлена после поступления дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета Социального Фонда РФ, предусмотренных на эти цели. Доводы истца о применении контракта № несостоятельны, поскольку на момент обращения истца с заявлением о выплате компенсации истекло три года. Доводы истца о взыскании компенсации морального вреда с ОСФР по <адрес>, не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, так как в рассматриваемых спорных правоотношениях речь идёт именно о нарушении имущественных прав инвалида, который не получил полагающуюся ему денежную компенсацию по независящим от ответчика причинам, вина в этом со стороны ОСФР по <адрес> отсутствует полностью. ТСР самостоятельно приобретено инвалидом, имеется у него в наличии, с его помощью он проходит необходимую социальную реабилитацию, его нематериальные блага или личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свобода и др.) никак не ущемлены и не пострадали. Поскольку отношения между инвалидом и ОСФР по <адрес> по обеспечению его денежной компенсацией за самостоятельно приобретённые ТСР носят исключительно имущественный характер, то правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу инвалида компенсации морального вреда не имеется. Так же следует учитывать постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, где указано, что требования о взыскании с государственных внебюджетных фондов компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих социальное обеспечение инвалидов, к такой ответственности не имеется.
Представители третьих лиц АО КБ «Ланта-Банк», ООО «КИБ-ОРТО», Министерство финансов РФ, в лице УФК по <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания, либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не представили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд исходит из следующего.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе, специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническим средством реабилитации инвалидов помимо прочего являются протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты) Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также, иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила №).
Согласно п. 2 Правил № обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как следует из п. 3 Правил № обеспечение инвалидов техническими средствами может осуществляться путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с п. 3(1) Правил № предоставление информации о технических средствах, рекомендуемых в программе реабилитации, осуществляется посредством электронного каталога технических средств (далее – каталог). Каталог используется, в том числе, в целях информирования инвалида о размере компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил. Каталог включает следующие сведения: код технического средства; наименование технического средства; показатели, характеризующие техническое средство (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, фотографии, цифровые модели технического средства); основные виды комплектующих изделия индивидуального изготовления и типовые комплектации; справочную информацию (сведения о местах продажи технического средства (при наличии); размер компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил; предельная стоимость единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата; информация из перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 15(1) Правил №, в случае если предусмотренное программой реабилитации техническое средство не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство за собственный счет, то инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства, но не более стоимости соответствующего технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. Соответствие приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства предоставляемым техническим средствам устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Порядок выплаты компенсации за технические средства, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который включен раздел «Технические средства реабилитации», где под пунктом 8 указаны протезы и ортезы.
Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее – Классификация №н). Согласно данной классификации в восьмом пункте раздела «Технические средства реабилитации» федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду «Протезы и ортезы» под номером вида технического средства реабилитации (изделия) и его наименования 8-07-12 указан следующий вид и наименование технического средства реабилитации, рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида – протез кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти.
Протез кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (8-04-01) включен в Перечень технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза для определения соответствия приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам и протезно-ортопедическим изделиям, а также подлежащих замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы, утвержденный Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее – Перечень №н).
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее – Порядок №н).
Согласно п. 2 Порядка №н компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Порядка №н компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющегося аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, на основании Классификации №н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также, наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Согласно п. 4 Порядка №н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации, обязательства по которому на дату подачи инвалидом заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации не осуществлялась, либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, стоимость соответствующего технического средства реабилитации определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Как следует из п. 5 Порядка №н компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, поданного в уполномоченный орган однократно. При подаче инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида. Уполномоченный орган проверяет достаточность сведений, содержащихся в заявлении и электронных образах документов, поданных через личный кабинет единого портала, а также осуществляет медико-техническую экспертизу в случаях, предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил №.
Согласно п. 6 Порядка №н решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
В соответствии с п. 7 Порядка №н, определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 настоящего порядка), а также, стоимости однородного технического средства реабилитации, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
Исходя из буквального толкования п. 3 Порядка №н однородное техническое средство реабилитации соответствующее индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида должно быть именно аналогичным приобретенному инвалидом за счет собственных средств.
Порядок №н предписывает определять размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации путем сопоставления характеристик, наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом и вида технического средства реабилитации, предусмотренных Классификации №н. Таким образом, аналогичность технического средства реабилитации устанавливается в данном случае именно за счет сопоставления характеристик, наименования и вида протеза.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО9 является инвалидом третей группы бессрочно, и согласно индивидуальной программе реабилитации (ИПРИ), нуждается в технических средствах реабилитации, в частности - протез кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении частичном вычленении кисти.
ФИО9 за счет собственных средств был приобретен протез кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении частичном вычленении кисти стоимостью 5 200 000 руб. на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «КИБ-ОРТО», что также подтверждается спецификацией ПОИ, дополнительным соглашением, актом приема-передачи протезно-ортопедического изделия, актом выполненных работ, декларацией соответствия.
Техническое средство реабилитации было приобретено истцом за счет кредитных денежных средств, предоставленных ему АО КБ «Ланта-Банк», согласно представленному договору потребительского кредита №/КРФ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратился к ответчику с заявлением, путем почтового отправления, о компенсации денежных средств за приобретенное техническое средство реабилитации в сумме 5 200 000 руб., заявление получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым идентификатором.
ОСФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выплате ФИО2 компенсацию за приобретенное средство технической реабилитации в сумме 1 995 000 руб.
В обоснование выплаты в указанном размере ответчиком был представлен государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалида протезами кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно которому срок выполнения работ установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ.
Технические средства реабилитации были приобретены ДД.ММ.ГГГГ, согласно акту об исполнении контракта.
Из материалов дела следует, что указанный контракт был реализован ДД.ММ.ГГГГ путем выплаты истцу суммы компенсации в размере 1 995 000 руб.
Протоколом заседания экспертной Комиссии отделения Фонда медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий № от ДД.ММ.ГГГГ определено соответствие приобретенного ФИО6 протеза индивидуальной программе реабилитации инвалида, и выплате компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации на основании государственного контракта № на выполнение работ по обеспечению инвалида протезами кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением медико-технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № приобретенный инвалидом за счет собственных средств протез признан соответствующим предоставляемому уполномоченным органом техническому средству реабилитации (протезу).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение о выплате ФИО2 компенсации в размере 1 995000 рублей, которая была перечислена ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из приведенных норм, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению, являются нуждаемость истца в техническом средстве реабилитации на момент его приобретения, соответствие приобретенного технического средства реабилитации средству, подлежащему предоставлению, и определение стоимости компенсации.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что ФИО9 нуждался в техническом средстве реабилитации в виде протеза кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти с кодом по классификатору (8-04-01) и приобретенный инвалидом протез соответствует ИПРА, предоставляемому уполномоченным органом техническому средству реабилитации.
Фактически ответчиком истцу выплачена компенсация в размере 1 995 000 руб., недоплата составляет 3 205 000 руб. (5 200 000 руб. – 1 995 000 руб.), в связи с чем, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что истец после первоначального обращении ДД.ММ.ГГГГ, не явился на заседание экспертной комиссии протез не был предоставлен к осмотру, в связи с чем, ему было отказано в выплате компенсации и рекомендовано заново обратиться в ОСФР по <адрес> с новым заявлением о выплате компенсации за приобретенное ТСР, и после повторного обращения истца, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом было принято решение о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации расходов в размере 1 995 000 руб. был определен ОСФР по <адрес> по контракту № на выполнение работ по обеспечению инвалида протезами кисти с микропроцессорным управлением, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти от ДД.ММ.ГГГГ (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), который является последней завершенной процедурой закупки протеза кисти с микропроцессорным управлением, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку суд пришел к выводу о том, что на территории <адрес> на дату подачи ФИО6 заявления - ДД.ММ.ГГГГ о выплате компенсации отсутствовал закрытый за последние три года контракт на закупку протеза кисти с внешним источником энергии, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, при определении размера компенсации подлежащей выплате истцу, следует руководствоваться контрактом №, заключенным между ГУ КРО ФСС по <адрес> и ФГУП «Московское ПрПО» Минтруда РФ, в соответствии с которым цена протеза, необходимого истцу, составляет 5 200 000 руб., так как с заявлением о выплате компенсации ФИО8 обратился в ГУ – Красноярске региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что на момент обращения истца с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации истекло 3 года, в связи с чем, не может применяться контракт №, заключенный между ГУ КРО ФСС по <адрес> и ФГУП «Московское ПрПО» Минтруда РФ, суд находить необоснованными, как не соответствующие фактическим обстоятельствам.
На основании вышеуказанного, суд приходит к выводу о признании незаконными действий ответчика по невыплате инвалиду компенсации за самостоятельно приобретенный протез, так как приведенными выше нормативными актами предусмотрено предоставление компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, рекомендованное инвалиду ИПРА в полном объеме.
Право инвалида на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от иных обстоятельств, на которых ответчик основывает свои доводы, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям статьи 2 ГПК РФ.
Кроме того, истцом заявлено о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и другое (абзац второй пункта 2 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Право получения меры социальной поддержки, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации или выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации относится к числу мер социальной поддержки инвалидов и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этой категории граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в том числе права на социальную защиту, гарантированные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законом.
Поскольку судом установлен факт нарушения личных неимущественных прав ФИО1 действиями ответчика, не компенсировавшего своевременно расходы по приобретению ТСР, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Определяя размер компенсации, суд учитывает все вышеприведенные обстоятельства дела, в связи с чем, полагает к взысканию с ответчика в пользу ФИО1 2000 руб.
Доводы представителя ответчика о том, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчика, не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, так как в рассматриваемых спорных правоотношениях речь идёт именно о нарушении имущественных прав инвалида, который не получил полагающуюся ему денежную компенсацию по независящим от ОСФР по <адрес> причинам, вина в этом со стороны ответчика отсутствует полностью, суд находит несостоятельными, так как в ходе рассмотрения дела установлено, что со стороны ответчика имеет место быть нарушение прав истца по несвоевременной выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Вместе с тем, суд считает необходимым определить срок выполнения обязанности по выплате недоплаченного размера компенсации ответчиком в пользу ФИО1 за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 3 205 000 руб., в течение месяца с момента решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> о признании незаконными бездействия, обязании совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> по несвоевременной выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации инвалида и обязать произвести ФИО2 выплату за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 3 205 000 руб. в течение месяца в момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Милуш
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.А. Милуш