Дело № 2-427/2019
32RS0002-01-2019-000460-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2019 года п. Локоть
Брасовского района
Брянской области
Брасовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Самкова А.Н., при секретаре Щербенко Т.Е., с участием помощника прокурора Брасовского района Брянской области Дячука Я.Н., представителя ответчика – КФХ «Воронкова» (Телятникова Д.Ю.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области к крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Воронкова» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Брянской природоохранной прокуратурой, совместно с представителями Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, Управления ветеринарии Брянской области, территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Суземском, Севском, Комаричском и Брасовском районах Брянской области проведена проверка соблюдения КФХ «Воронкова» требований природоохранного, санитарного и ветеринарного законодательства. В ходе проверки установлено, что КФХ «Воронкова» не разработаны паспорта на отходы на 3-4 класс опасности, на территории, прилегающей к ферме, складируется навоз на земельном участке, не имеющем твердого покрытия, не отвечающем санитарно-экологическим требованиям на площади около 100 кв.м., объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет не поставлены, документы по установлению санитарно-защитной зоны для коровника на 400 голов и навозохранилища отсутствуют, кроме того, навоз вывозится на поля без предварительного обезвреживания, в КФХ «Воронкова» отсутствуют документы, подтверждающие утилизацию биологических отходов (последов) в 2019 году, в молочном блоке нарушена целостность полов, стен, стены не окрашены влагостойкими красками и облицованы кафельной плиткой, навоз хранится непосредственно около животноводческого помещения, отсутствует площадка для хранения и биотермического обеззараживания навоза.
Брянский природоохранный прокурор Брянской области просил суд, с учетом уточненных исковых требований, обязать крестьянское (фермерское) хозяйство «Воронкова», в течение четырех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, разработать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, ликвидировать навоз на земельной участке, прилегающем к ферме, эксплуатируемой КФХ «Воронкова», на площади около 100 кв.м., подать заявку и поставить на учет в Департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подать в ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Суземском, Севском, Комаричском и Брасовском районах Брянской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны для коровника, расположенного в н.п. Крупец Брасовского района Брянской области, осуществлять вывоз навоза на поля в соответствии с требованиями пункта 2.3.1.1170-02 «Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», заключить договор на утилизацию биологических отходов (последов) с соответствующей организацией, в молочном блоке, принадлежащем КФХ «Воронкова», полы, стены окрасить влагостойкой краской или полы и стены облицевать кафельной плиткой, соорудить площадку для хранения и биотермического обеззараживания навоза в соответствии с пунктами 11, 42 «Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства №551 от 13 декабря 2016 года.
В судебном заседании помощник прокурора Брасовского района Брянской области Дячук Я.Н. исковое заявление поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – КФХ «Воронкова» (Телятников Д.Ю.) в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что КФХ «Воронкова» осуществляет деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока.
Указанная деятельность осуществляется ответчиком на земельном участке, общей площадью 13 219 кв.м., расположенном по адресу: Брянская область, Брасовский район, д. Крупец (свидетельство о государственной регистрации права 32-АГ №414668 от 26 декабря 2008 года).
Также ответчику на праве собственности принадлежит здание коровника, расположенное на вышеуказанном земельном участке (свидетельство о регистрации права 32АГ №176562 от 20 февраля 2007 года).
Из материалов дела следует, что Брянской природоохранной прокуратурой, совместно с представителями Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, Управления ветеринарии Брянской области, территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Суземском, Севском, Комаричском и Брасовском районах Брянской области, была проведена проверка соблюдения КФХ «Воронкова» требований природоохранного, санитарного и ветеринарного законодательства. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. не разработаны паспорта на отходы 1-4 класса опасности (в соответствии со ст. 14 ФЗ №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений).
2. на территории, прилегающей к ферме, складируется навоз на земельном участке, не имеющем твердого покрытия, не отвечающем санитарно-экологическим требованиям на площади около 100 кв.м. (в соответствии со ст. 51 ФЗ №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву).
3. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет не поставлены (в соответствии со ст. 69.2 ФЗ №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией).
4. документы по установлению санитарно-защитной зоны для коровника на 400 голов и навозохранилища отсутствуют, кроме того, навоз вывозится на поля без предварительного обезвреживания (в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно п.п. 1.2, 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 коровник на 400 голов является источником воздействия на среду обитания и здоровья населения. В соответствии с требованиями п. 2.3.1 СП 1.2 1170-02 «Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов» навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов).
5. отсутствуют документы, подтверждающие утилизацию биологических отходов (последов) в 2019 году, в молочном блоке нарушена целостность полов, стен, стены не окрашены влагостойкими красками и облицованы кафельной плиткой, навоз хранится непосредственно около животноводческого помещения, отсутствует площадка для хранения и биотермического обеззараживания навоза (в соответствии с п. 10, 11, 35 «Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства №551 от 13 декабря 2016 года, при содержании КРС молочного и молочно-мясного направления продуктивности в Хозяйствах следует оборудовать молочно-моечное помещение для обработки и временного хранения молока (далее - молочная). Стены молочной должны быть окрашены влагостойкими красками светлых тонов либо облицованы кафельной плиткой на высоту не менее 1,8 м. Запрещается устраивать у стен молочных выгульные площадки или другие объекты, связанные с накоплением навоза, навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС, утилизация и уничтожение трупов КРС, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других биологических отходов в Хозяйствах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии. В соответствии с п.п. 1.2, 1.4, 1.5 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором РФ №13-7-2/469 от 04 декабря 1995 года, биологическими отходами являются: - трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; - абортированные и мертворожденные плоды; - ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; - другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации). Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах).
Представитель ответчика в судебном заседании факты выявленных нарушений не оспаривал, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал.
При таких обстоятельствах, исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области к крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Воронкова» об обязании совершить определенные действия, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
Принимая во внимание обстоятельства дела, принцип разумности, обеспечение соблюдения баланса сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения решения равным четырем месяцам, со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области к крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Воронкова» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать крестьянское (фермерское) хозяйство «Воронкова», в течение четырех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, разработать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, ликвидировать навоз на земельной участке, прилегающем к ферме, эксплуатируемой КФХ «Воронкова», на площади около 100 кв.м., подать заявку и поставить на учет в Департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подать в ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Суземском, Севском, Комаричском и Брасовском районах Брянской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны для коровника, расположенного в н.п. Крупец Брасовского района Брянской области, осуществлять вывоз навоза на поля в соответствии с требованиями пункта 2.3.1.1170-02 «Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», заключить договор на утилизацию биологических отходов (последов) с соответствующей организацией, в молочном блоке, принадлежащем КФХ «Воронкова», полы, стены окрасить влагостойкой краской или полы и стены облицевать кафельной плиткой, соорудить площадку для хранения и биотермического обеззараживания навоза в соответствии с пунктами 11, 42 «Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства №551 от 13 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-судья: А.Н. Самков