Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-512/2021 от 17.09.2021

№12-512/2021

Р Е Ш Е Н И Е

24 декабря 2021 года г. Владивосток

Судья Советского районного суда г. Владивостока Приморского края Бессараб Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении КГУП «Приморский экологический оператор» по жалобе на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Иванюра М.Е. от 03.09.2021 № 11-15/141-2021 о привлечении КГУП «Приморский экологический оператор» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Иванюра М.Е. от 03.09.2021 № 11-15/141-2021 КГУП «Приморский экологический оператор» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

КГУП «Приморский экологический оператор»» в лице защитника Дремель Н.С. на указанное постановление подана жалоба.

В обоснование указано, что собственником комплекса по переработке и утилизации ТКО г. Владивостока по ул. Холмистая, 1, а также земельного участка под ним, является Приморский край.

В 2011 году во время строительства карты №1 Комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке в районе б. Десантная (ул. Холмистая,1) ООО «Востокстройсервис» была организована несанкционированная свалка отходов на территории проектируемой карты №2.

Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17.09.2013 №2-2531/2013, вынесенным по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора, признано незаконным бездействие Администрации Приморского края, Казённого предприятия Приморского края «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края», ООО «Востокстройсервис», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории проектной карты №2, на ответчиков возложена обязанность по проведению рекультивации нарушенных земель в районе ул.Холмистая,1.

КГУП «ПЭО» осуществляет хозяйственное ведение комплекса по переработке и утилизации ТКО г. Владивостока по ул. Холмистая, 1.

При передаче названного объекта 03.09.2018 исполнение судебного решения КГУП «ПЭО» не поручалось, финансирование на эти цели не выделялось.

09.07.2018 Департаментом градостроительства Приморского края заключен государственный контракт на проектно-изыскательские работы по реконструкции участка захоронения ТКО в границах комплекса по переработке и утилизации ТБО в г. Владивостоке в районе б. Десантная (ул.Холмистая,1) с ООО «Стройконсалтпроект».

В связи с тем, что ни приостановить хозяйственную деятельность, ни повлиять на решение сложившейся ситуации КГУП «ПЭО» не имеет возможности, по мнению защитника, названное юридическое лицо не является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Также в обоснование жалобы указано о привлечении к административной ответственности без учета положений ст.4.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник КГУП «ПЭО» Дремель Н.С. доводы жалобы поддержала.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился. С учетом исполнения обязанности по уведомлению административного органа о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствие его представителя.

Выслушав доводы защитника КГУП «ПЭО», изучив представленные материалы в их совокупности, давая оценку имеющимся доказательствам, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ, наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, что наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч.1 ст. 39 №7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Частью 2 ст.39 установлено, что при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 35 Водного кодекса РФ установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Частью 1 ст.44 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.Пунктом 6 статьи 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии со ст. 60 Водного Кодекса РФ осуществлять сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов - запрещается.

В соответствии со ст.68 Водного кодекса РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что основным видом деятельности КГУП «ПЭО» является деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и размещению отходов.

Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на промышленной площадке №2, которая представляет собой комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов с инфраструктурой, расположенный по ул. Холмистая, 1, в водоохраной зоне водного объекта ручей Безымянный.

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа №540-КНД от 03.06.2021, установлено следующее.

Основным сооружением комплекса является участок складирования отходов (полигон). Площадь полигона составляет 24,7 га, вместимость - 5000 тыс. м. куб., срок эксплуатации - 30 лет.

Для перехвата поверхностных ливневых стоков свыше расположенных участков по периметру предусмотрен водоотводной канал. Сброс поверхностного стока предусмотрен в ниже расположенное русло. В точке сбора выполнен гаситель с призмой из камня.

В теле дамбы котлованов накопления отходов предусмотрены трубы для пропуска фильтрата. На территории комплекса предусмотрена система сбора, транспортировки и очистки поверхностного стока на очистных сооружениях комплекса. На момент проверки комплекс очистных сооружений, предусмотренных проектной документацией, находится в рабочем состоянии, сточные воды поступают в пруды отстойники без дальнейшей очистки.

Все сточные воды, образующиеся на территории комплекса, в том числе фильтрат и отжим после прессования отходов, согласно проектной документации должны сбрасываться на очистные сооружения комплекса. Проектный состав очистных сооружений - пруды-отстойники - водоприемник для предварительного отстаивания сточных вод; фильтрующий массив; водосборник осветленной воды. После очистки сточные воды должны сбрасываться в ручей Безымянный.

Комплекс очистительных сооружений, предусмотренный проектной документацией, находится в нерабочем состоянии, сточные воды на очистительные сооружения не поступают, частично отсутствует технологическое оборудование, что фактически делает невозможным эксплуатацию очистных сооружений. В систему сбора грунтовых вод осуществляется сброс сточных вод, а именно инфильтрата и поверхностного стока, образующегося на территории комплекса по переработке и утилизации ТБО непрошедших предварительную очистку, что приводит к сбросу инфильтрата в составе вод ручья Безымянного, зарегулированного под телом полигона, через организованный выпуск, выполненный из металлической трубы диаметром 1200 мм., выходящий из тела полигона в ручей Безымянный, протекающий по западной границе комплекса.

В рамках проведения проверочных мероприятий был произведен отбор проб дренажных сточных вод, природных вод ручья Безымянный на объекте КГУП «Приморский экологический оператор», расположенном по фактическому адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, составлен протокол, проведено экспертное исследование, по результатам которого подтвержден факт сброса сточных (дренажных) вод посредством данной дрены с превышением нормативов качества воды для водных объектов, установлено превышение загрязняющих веществ.

В этой связи суд приходит к выводу о наличии в действиях КГУП «ПЭО» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, должностным лицом в пределах его компетенции.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Наказание назначено в пределах санкции статьи.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст.4.1 ч.3 КоАП РФ).

Как установлено в судебном заседании, КГУП «Приморский экологический оператор» является региональным оператором по обращению с отходами на территории Приморского края. Возложение функций регионального оператора повлекло возрастание финансовой нагрузки, обусловленной необходимостью решения вопросов по организации деятельности регионального оператора на территории Приморского края.

В настоящее время у КГУП «Приморский экологический оператор» тяжелое финансово-экономическое положение, обусловленное неисполнением обязательств контрагентами, отсутствием финансирования.

При назначении административного наказания суд учитывает отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, признает обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица исключительными, и приходит к выводу о возможности применения положений ст.4.1 КоАП РФ и необходимости изменения обжалуемого постановления в части размера административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6– 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Иванюра М. М.Е. от 03.09.2021 № 11-15/141-2021 изменить, снизить размер назначенного штрафа до 90 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока Приморского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья          Т.В. Бессараб

12-512/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
КГУП "Приморский экологический оператор"
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Бессараб Татьяна Владимировна
Статьи

ст.8.13 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
17.09.2021Материалы переданы в производство судье
24.09.2021Истребованы материалы
19.10.2021Поступили истребованные материалы
30.11.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2022Дело оформлено
11.01.2022Вступило в законную силу
18.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее