Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2/2024 (2-118/2023;) ~ М-81/2023 от 04.04.2023

УИД 67RS0027-01-2023-000104-91

2-2/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Ершичи                                                                                  8 апреля 2024 года

Шумячский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего (судьи)     Белевитнева А.С.,

прокурора                     Смирновой Е.М.,

при ведении протокола помощником судьи Цурбановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шумячского района Смоленской области, в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области, администрации муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шумячского района Смоленской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования. На территории Шумячского городского поселения и прилегающих участках лесного фонда с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288, 67:24:0000000:290, 67:24:0190142:79, расположена свалка бытовых отходов и мусора. Земельный участок с кадастровым номером 67:24:0190142:79 находится в собственности Шумячского городского поселения, поставлен на кадастровый учет 04.09.1993, имеет вид разрешенного использования «промышленность», ранее имел площадь 40 000 кв.м. Во исполнение решения Шумячского районного суда Смоленской области от 17 ноября 2022 года, вынесенному по иску прокурора района, администрацией муниципального образования «Шумячский район» уточнено описание местоположения границ и площади указанного земельного участка. Земельные участки с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290 относятся к землям лесного фонда, находятся в собственности Российской Федерации (квартал № 31, выдел 7 Шумячского участкового лесничества Шумячского лесничества-филиала ОГКУ «Смолупрлес»). На земельных участках с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290 числится свалка мусора, площадью 2,5 га. Свалка расположена на землях, не покрытых лесной растительностью. До 17.01.2023 имелось пересечение в установленных координатах свалки на земельном участке с кадастровым номером 67:24:0190142:79 с земельными участками с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290. Земельный участок с кадастровым номером 67:24:0190142:79 на территории п. Шумячи с 1979 по 2016 год использовался как свалка бытовых отходов и эксплуатировался МУП «Шумячское РПО КХ», иными физическими и юридическими лицами, поскольку доступ к свалке ограничен не был. Круг данных лиц установить не представляется возможным. После 2016 года объект не законсервирован и доступен для неограниченного круга лиц, в том числе в настоящее время. В связи с невозможностью отделить отходы, складированные на свалке в п. Шумячи до 2016 года, а также образованные неустановленными лицами после 2016 года, исковые требования предъявляются одновременно к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области) и администрации муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области, так как загрязнение земель лесного фонда до определенного времени допускалось в результате бездействия органа местного самоуправления. С учетом неоднократных уточнений исковых требований, просит суд обязать администрацию муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области организовать за счет средств бюджета муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на территории земельных участков с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290 в границах Шумячского лесничества-филиала ОГКУ «Смолурплес» в квартале № 31, выдел 7 Шумячского участкового лесничества, площадью 2,5 га, а также обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области и администрацию муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области организовать за счет средств федерального бюджета и бюджета муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области (в равных долях) мероприятия по рекультивации нарушенных земель на территории земельных участков с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290 в границах Шумячского лесничества-филиала ОГКУ «Смолурплес» в квартале № 31, выдел 7 Шумячского участкового лесничества, площадью 2,5 га.

От ответчика администрации муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области поступило возражение, оглашенное и приобщенное к материалам дела, согласно которому, ответчик не признает исковое требование прокурора Шумячского района Смоленской области, так как земельные участки, на которых расположены отходы и мусор, имеют кадастровые номера: 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290 категория земель: «земли лесного фонда», форма собственности «Государственная, федеральная», адрес расположения: Смоленская область, Шумячский район, Шумячское лесничество, Шумячское участковое лесничество. Согласно договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 26 марта 2018 года (регистрационный номер 1104) администрация (арендодатель) предоставила муниципальному унитарному предприятию «Шумячское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» Шумячского городского поселения в лице директора Сапегина А.М., (арендатор) в аренду земельный участок, с кадастровым номером 67:24:0190142:7, находящийся по адресу: Смоленская область, Шумячский район, п. Шумячи, ул. Полевая, для использования в соответствии с установленным видом разрешённого использования: «под коммунально-складские объекты (свалка)», общей площадью 40 000 (сорок тысяч) кв.м. Земельные участки с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290 для использования под коммунально-складские объекты (свалка) не предоставлялись. Несанкционированное размещение отходов производства и потребления в границах земельного участка с кадастровым номером: 67:24:0190142:79 по состоянию на 12.05.2023 отсутствует.

От ответчика Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области (далее - Министерство) поступило возражение, оглашенное и приобщенное к материалам дела, согласно которому Министерство считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части требований заявленных к администрации МО «Шумячский район» Смоленской области, в части заявленных исковых требований к Министерству, просит отказать. Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов определены в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» (далее - 11равила). Согласно статье 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах. Меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах, в том числе: - рубку аварийных деревьев; - рубку деревьев с наличием структурных изъянов, в том числе гнили, обрыва корней, опасного наклона, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан; - агитационные мероприятия, в том числе профилактические беседы с населением о санитарной безопасности в лесах, проведение открытых уроков в образовательных учреждениях о санитарной безопасности в лесах, развешивание аншлагов и плакатов, а также размещение информационных материалов в средствах массовой информации о необходимости соблюдения правил санитарной безопасности в лесах. Таким образом, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Порядок осуществления указанных мероприятий урегулирован главой 3.2 ЛК РФ - «Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия», введенной Федеральным законом от 23.06.2016 № 218 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений». Согласно статье 60.1 ЛК РФ, предусматривающей общие положения о защите лесов, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов. Общие положения об охране лесов от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия содержатся в статье 51 ЛК РФ и статье 60.12 ЛК РФ. Средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации только на осуществление полномочий, установленных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, предусмотрено, что субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ. Поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде. В силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам    местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно пункту 14 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного о самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Как следует из части 5 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района. Таким образом, обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к компетенции органов местного самоуправлении. Согласно статье 31 устава Шумячского городского поселения исполнение полномочий администрации Шумячского городского поселения возлагается на администрацию муниципального района. Пунктом 42 статьи 28 устава муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области установлено, что администрация муниципального образования в пределах компетенции Администрации поселения исполняет полномочия администрации поселения, закрепленные в уставе Шумячского городского поселения. Таким образом, обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов возложена на администрацию муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области. Пунктом 2 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542 определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами. Указанные полномочия не входят в компетенцию Министерства. Пунктом 8 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами. Статьей 13.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа). Так, региональная программа должна содержать информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделены всеми необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов. Постановлением администрации Смоленской области от 29.11.2013 № 987 утверждена областная государственная программа «Лесное хозяйство и животный мир Смоленской области». Ответственным исполнителем указанной областной государственной программы является Департамент (в настоящее время Министерство). Основными целями программы являются: создание условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов, охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей и болезней, своевременное и качественное воспроизводство лесов, восстановление лесных ресурсов, стабилизация и увеличение численности охотничьих животных. На территории Смоленской области постановлением администрации Смоленской области от 20.11.2013 № 933 утверждена областная государственная программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области», ответственными исполнителями которой являются Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии и органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области. В исковом заявлении прокурора указано, что из ранее проведенных прокуратурой района проверок получены сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 67:24:0190142:79 на территории п. Шумячи с 1979 по 2016 год использовался как свалка бытовых отходов и эксплуатировался МУП «Шумячское РПО КХ», иными физическими и юридическими лицами, поскольку доступ к свалке ограничен не был. Круг данных лиц установить не представляется возможным (абзац восьмой лист 2 искового заявления). Проверкой установлено, что до 2016 года загрязнение бытовыми отходами и мусором земель лесного фонда, смежных с земельным участком, используемым как свалка в п. Шумячи, допущено администрацией МО «Шумячский район» Смоленской области, осуществляющей полномочия собственника этого земельного участка и МУП «Шумячское РПО КХ», иными неустановленными лицами, а после 2016 года - неустановленными лицами (абзац второй лист 5 искового заявления). В исковом заявлении прокурора не приведено обоснованных доводов об обязанности выполнения мероприятий по ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки. Согласно приложенному к исковому заявлению прокурора Шумячского района Смоленской области письму (справке) администрации МО «Шумячского района» Смоленской области от 24.08.2022 № 1423, администрации МО «Шумячского района» Смоленской области фактически признает, что эксплуатировало ОНВОС предположительно с 1979 года по 01.07.2016, а сбор и вывоз бытовых отходов осуществляло МУП «Шумячское РПО КХ». Министерство считает, что незаконные действия администрации МО «Шумячского района» Смоленской области в лице МУП «Шумячское РПО КХ» по самовольному вывозу бытовых отходов привело к образованию несанкционированной свалки, расположенной на территории земельных участков с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290 в границах Шумячского лесничества - филиала ОГКУ «Смолупрлес» в квартале 31 выдел 7 Шумячского участкового лесничества, площадью 2,5 га. Положениями земельного законодательства на собственников земель возложены обязанности по проведению и обеспечению мероприятий по охране и защите земель, в том числе от загрязнения отходами, то по настоящему делу обязанность по ликвидации и рекультивации спорной несанкционированной свалки должна быть возложена на собственника земель лесного фонда - Российскую Федерацию в лице Федерального агентства лесного хозяйства, т.е. региональное Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Удовлетворив исковые требования прокурора Шумячского района Смоленской области, суд понудит Министерство превысить переданные ему Российской Федерацией полномочия, а также направить бюджетные средства вопреки установленным бюджетным законодательством запретам.

В судебном заседании помощник прокурора Шумячского района Смоленской области Смирнова Е.М. поддержала уточненные исковые требования по изложенным в иске доводам и дополнила, что исполнительным органом государственной власти Смоленской области, осуществляющим полномочия в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений является Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области. В случае удовлетворения исковых требований, просит установить ответчикам разумный срок для исполнения судебного решения.

Представители ответчика - администрации МО «Шумячский район» Смоленской области - Павлюченкова Л.А. и Старовойтов Ю.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, в суд не явились. В предыдущем судебном заседании, возражали против удовлетворения исковых требований, поддержали ранее представленное возражение.

Представители ответчика - Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области – Востенков С.С., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в суд не явился. В предыдущем судебном заседании, возражал против удовлетворения исковых требований предъявленных к Министерству, при этом полагал, что требования предъявленные к администрации подлежат удовлетворению, поддержал ранее представленное возражение.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ОГКУ «Смолупрлес» - Козлов А.Н., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в суд не явился. В предыдущем судебном заседании, полагал, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, на данных участках имеется свалка ТБО.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - МУП «Шумячское РПО КХ» Шумячского городского поселения - Сапегин А.М., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в суд не явился. В предыдущем судебном заседании пояснил, что является руководителем данной организации с 2013 года, администрации ранее предоставила в аренду земельный участок, который до 2016 года использовался как свалка для ТБО. На данный участок свозились ТБО, точное расположение земельного участка ему не известно, он данную свалку не посещал, по данному поводу ему ничего не известно. Полагает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Привлеченные судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования: Министерство природных ресурсов и экологии Смоленской области, СОГБУ «Смоленскавтодор», Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, Федеральное агентство лесного хозяйства, АО «Спецавтохозяйство», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В силу ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

В силу ч.1 ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, учитывая мнение представителя истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которыми устанавливаются порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 ЛК РФ, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Согласно пункту 3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с пунктом 6 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.

На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу статьи 8.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом, пунктом 4 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования, в частности санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 ЗК РФ). Применение положений пункта 4 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» допустимо только в случае установления собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.

В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок с кадастровым номером 67:24:0190142:79 на территории п. Шумячи с 1979 по 2016 год использовался как свалка бытовых отходов и эксплуатировался МУП «Шумячское РПО КХ», иные лица, которые эксплуатировали указанный объект отсутствуют.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Шумячского районного суда Смоленской области от 17 октября 2018 года (дело 2а-411/2018) признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области, выразившееся в неисполнении обязанностей по участию в организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твердых коммунальных отходов, а также на администрацию муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области возложена обязанность ограничить свободный доступ к свалке, расположенной в пос. Шумячи Смоленской области на земельном участке с кадастровым номером 67:24:0190142:79, площадью 40 000 кв.м., с целью недопустимости ее незаконного использования. Вышеуказанным решением суда установлено, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлено, что в пос. Шумячи Смоленской области на земельном участке с кадастровым номером 67:24:0190142:79 имеется свалка, которая не отвечает требованиям предъявляемым к объекту размещения либо хранения отходов и в ГРОРО не включена. Территория свалки в пос. Шумячи не имеет ограждения, к ней имеются свободные подъездные пути, отсутствуют какие-либо информационные знаки (стенды, вывески, таблички и т.п.), предупреждающие о недопустимости размещения на нем отходов.

Земельные участки с кадастровыми номерами 67:24:0000000:290 и 67:24:0040103:288 имеют площади 28 955 +/- 2978 кв.м и 37264+/-3378 кв.м, относящимся к категории земель - земли лесного фонда, собственником земельных участков является Российская Федерация.

Согласно экспертному заключению № 39 от 16.09.2022 по результатам обследования и оценки объекта накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС) свалка частично расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 67:24:0000000:290 и 67:24:0040103:288, являющихся землями лесного фонда Шумячского лесничества, Шумячского участкового лесничества, квартал 31 выдел 7. Фактическая площадь размещенных отходов на объекте составляет ориентировочно 28 796 м2, объем размещенных отходов на объекте составляет ориентировочно 10 286 м3.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что фактически свалка, ранее обслуживаемая МУП «Шумячское РПО КХ» частично находится за пределами предоставленного предприятию земельного участка с кадастровым номером 67:24:0190142:79. Актами осмотра зафиксировано нахождение твердых бытовых отходов на землях государственного лесного фонда (участки с кадастровыми номерами 67:24:0000000:290 и 67:24:0040103:288), являющихся землями лесного фонда Шумячского лесничества, Шумячского участкового лесничества, квартал 31 выдел 7. Общая площадь, занятая твердыми бытовыми отходами за пределами границ кадастрового участка, составила 2,5 га.

Муниципальное образование «Шумячский район» Смоленской области в рассматриваемых правоотношениях выступало не столько как орган местного самоуправления, задачей которого в соответствии с пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, сколько как арендодатель земельного участка, использование которого относительно смежных земельных участков лесного фонда происходит с нарушением действующего в области охраны окружающей среды законодательства.

Учитывая, что при рассмотрении дела суду не были представлены доказательства того, что арендодатель осуществлял контроль за использованием и охраной предоставленного МУП «Шумячское РПО КХ» земельного участка, что позволяет сделать вывод о том, что администрация муниципального образования «Шумячский район Смоленской области» как исполнительно - распорядительный орган соответствующего муниципального образования, выступавшего арендодателем данного участка, обязан восстановить земельный участок под свалкой в установленных границах посредством проведения мероприятий по ликвидации загрязнения территории смежных участков лесного фонда отходами, а доводы в части того, что администрация муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области» является ненадлежащим ответчиком не состоятельными и подлежащими отклонению.

При этом, удовлетворение требований в данный части не препятствует ответчику предъявления регрессного требования к МУП «Шумячское РПО КХ», если будут доказаны условия, предусмотренные законом, для предъявления регрессного требования.

Разрешая требования в части организации мероприятий по рекультивации нарушенных земель, суд исходит из следующего.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 214 ГК РФ и пункту 1 статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ЗК РФ, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

На основании пункта 4 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 10.1 ЗК РФ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Частью 1 статьи 60.12 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) и другими федеральными законами.

Несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления подлежит устранению в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.

Требованиями статьи 51 главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 – ФЗ, к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона № 7 - ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ, полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона №7 - ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

В соответствии ч. 3, 5 ст. 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Смоленской области является Министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области.

Согласно п. 3.1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области, утв. Постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 № 12 Министерство осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.

Принимая во внимание, что в компетенцию Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области входит, в том числе, охрана лесов, требования прокурора в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются несостоятельными и подлежащими отклонению.

В силу приведенных выше положений законодательства, поскольку несанкционированное размещение отходов, находится на земельных участках 67:24:0000000:290 и 67:24:0040103:288, являющихся землями лесного фонда Шумячского лесничества, Шумячского участкового лесничества (квартал 31 выдел 7), требования в части рекультивации земельных участков, предъявленные к администрации муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области удовлетворению не подлежат.

При этом, удовлетворение требований в данной части не препятствует Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области предъявления регрессного требования к администрации муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области, если будут доказаны условия, предусмотренные законом, для предъявления регрессного требования.

На основании вышеизложенного исковые требования прокурора Шумячского района Смоленской области подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст.204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В соответствии со ст.204 ГПК РФ, суд определяет срок исполнения настоящего решения в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 204 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Возложить на администрацию муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области (ИНН 6720000157, ОГРН 1026700836788) обязанность в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет бюджета муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории земельных участков с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290 в границах Шумячского лесничества - филиала ОГКУ «Смолурплес» в квартале № 31 выдел 7 Шумячского участкового лесничества, площадью 2,5 га.

Возложить на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области (ИНН 6732042088, ОГРН 1126732010624) обязанность в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет средств федерального бюджета обеспечить рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами 67:24:0040103:288 и 67:24:0000000:290 в границах Шумячского лесничества - филиала ОГКУ «Смолурплес» в квартале № 31 выдел 7 Шумячского участкового лесничества, площадью 2,5 га.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Ответчик вправе подать в Шумячский районный суд Смоленской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы через Шумячский районный суд Смоленской области.

Мотивированное решение изготовлено судом в окончательной форме 15.04.2024.

Судья                                                              А.С. Белевитнев

2-2/2024 (2-118/2023;) ~ М-81/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Шумячского района Смоленской области
Ответчики
Администрация МО "Шумячский район" Смоленской области
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания
Другие
СОГБУ Смоленскавтодор
Федеральное агентство лесного хозяйства
Межригиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленским областям
Министерство лесного хозяйства и охраны животного мира Смоленской области
Министерство Смоленской области по природным ресурсам и экологии
АО "Спецавтохозяйство"
МУП "Шумячское РПО КХ" Шумячского городского поселения
ОГКУ "Смолупрлес"
Суд
Шумячский районный суд Смоленской области
Судья
Белевитнев Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
shumyachi--sml.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее