Дело №2-324/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04.08.2021года с. Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Расурулаева Р.С.
При секретаре Яхьяевой Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т. интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Ногайский район», МКДОУ детский сад «Айсылув» о финансировании и осуществлении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> ФИО3 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>», МКДОУ детский сад «Айсылув» о финансировании и осуществлении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
В обоснование иска изложено следующее.
<адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о пожарной безопасности в деятельности МКДОУ детский сад «Айсылув». По итогам проверки выявлены ряд нарушений, в частности: не имеются резервные источники электроснабжения, системы связи; отсутствуют технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект; не имеется электронная система пропуска, не осуществляется физическая охрана объекта, не имеется система внутреннего противопожарного водопровода, автоматическая система пожаротушения, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Денежные средства на устранение выявленных нарушений образовательному учреждению не выделяются. Учредителем образовательного учреждения является администрация МР «<адрес>». Основной деятельностью дошкольного образовательного учреждения является осуществление дошкольной образовательной деятельности. Ввиду положений действующего законодательства в области пожарной и антитеррористической защищенности, обеспечение безопасности обучающихся во время образовательного процесса является обязанностью образовательного учреждения. В связи с изложенным просит обязать администрацию МР «<адрес>» в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности школы, а МКДОУ детский сад «Айсылув» в течение 3 месяцев после поступления денежных средств обеспечить резервными источниками электроснабжения, системы связи; установить технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект; установить электронную систему пропуска, обеспечить осуществление физической охраны объекта, установить систему внутреннего противопожарного водопровода, автоматическую систему пожаротушения, систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
В подтверждение заявленных требований к иску приложены: -копия акта обследования и категорирования объекта МКДОУ детский сад «Айсылув»; -копия представления прокурора <адрес> № от 26.05.2021г. об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности; -копия письма заместителя главы администрации МР «<адрес>» № от 21.06.2021г. о результатах рассмотрения представления прокурора района; -копия приказа №п.1 от 18.06.2021г. начальника МКУ «Отдел образования администрации МР «<адрес>»» об объявлении замечания вследствие нарушения действующего законодательства об образовании; -копия письма главы МР «<адрес>» № от 15.06.2021г. в адрес Аппарата антитеррористической комиссии в <адрес> об оказании финансовой помощи из республиканского бюджета;
Ответчиком, администрацией МР «<адрес>», в порядке пункта 2 части 2 статьи 149 ГПК РФ подан письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что согласно дорожной карте от 20.09.2018г., утвержденной главой администрации района по согласованию с начальником ОНД и ПР № по <адрес>, Тарумовскому и <адрес>м в МКДОУ детский сад «Айсылув» установлены и функционируют камеры видеонаблюдения, произведено строительство пожарного водоема. Для проведения мероприятий, указанных в иске, требуются крупные финансовые затраты, в связи с чем их исполнение в течение трех месяцев невозможно. Ими в Аппарат антитеррористической комиссии в <адрес> направлено обращение об оказании муниципалитетам финансовой помощи из республиканского бюджета. Просит в части исковых требований по обеспечению детского сада резервными источниками электроснабжения, системой связи, по установлению системы внутреннего противопожарного водопровода и автоматической системой пожаротушения отказать. В остальной части требования признают.
В обоснование доводов отзыва ответчиком приложены: -копия дорожной карты устранения нарушений требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях МР «<адрес>», утвержденный 20.09.2018г.
В судебное заседание, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, стороны не явились, обратились в суд с письменными заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учетом положений части 5 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствии, надлежаще извещенных, сторон.
Изучив доводы иска, письменного отзыва, исследовав приложенные к ним письменные материалы, суд приходит к следующему.
МКДОУ детский сад «Айсылув»-дошкольная образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Учредителем организации МКДОУ детский сад «Айсылув» является администрация МР «<адрес>», то есть администрация, обладая правомочиями собственника, обязана нести бремя содержания имущества.
<адрес> РД в целях обеспечения верховенства закона, единообразного его применения, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проведена проверка исполнения МКДОУ детский сад «Айсылув» требований федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о пожарной безопасности, по итогам которой выявлены ряд нарушений, в частности: не имеются резервные источники электроснабжения, системы связи; отсутствуют технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект; не имеется электронная система пропуска, не осуществляется физическая охрана объекта, не имеется система внутреннего противопожарного водопровода, автоматическая система пожаротушения, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела.
Согласно статьям 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Федеральным законом от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подп. «а» и «б» п.4 ч.1 ст.3 указанного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 указанного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 10 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, целью противодействия терроризму в РФ является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
В данной Концепции также определены основные задачи противодействия терроризму: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Согласно п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.5 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из п.8 ч.1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. ст. 1, 4, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.
В силу п. 6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Статьей 6 названного Федерального закона предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь "систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, "строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (ч. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3).
В п. 5 Требований закреплено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Из Требований следует, что наличие и исправность системы пожарной безопасности объекта является одним из условий обеспечения надлежащей антитеррористической защищенности образовательной организации.
Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
Как установлено из исследованных судом материалов проверки, проведенной прокуратурой <адрес> в МКДОУ детский сад «Айсылув» по факту соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о пожарной безопасности, в деятельности детского сада выявлены ряд нарушений, в частности: не имеются резервные источники электроснабжения, системы связи; отсутствуют технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект; не имеется электронная система пропуска, не осуществляется физическая охрана объекта, не имеется система внутреннего противопожарного водопровода, автоматическая система пожаротушения, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
Ответчики выявленные нарушения признали частично, просили суд в части требований по обеспечению детского сада резервными источниками электроснабжения, системой связи, по установлению системы внутреннего противопожарного водопровода и автоматической системой пожаротушения отказать, в остальной части признали и пояснили, что причиной несоблюдения требований законодательства является отсутствие денежных средств.
В части оспоренных ответчиком требований суд приходит к следующему.
В силу ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10.07.2012г. №117-ФЗ) автономные резервные источники электроснабжения предусмотрены в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты. Детский сад относится к учреждениям с дневным пребыванием людей.
Кроме того, согласно пункта 1.4.Свода Правил 10.13130.2020, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от ДД.ММ.ГГГГг. № внутренний противопожарный водопровод в зданиях общеобразовательных организаций (школах, гимназиях, лицеях), дошкольных учреждениях (детских садах) не требуется.
Вместе с тем, вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников детского сада и иных посетителей находятся в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления и на них возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья детей и работников дошкольного учреждения.
Осуществление деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое является объектом с массовым пребыванием людей, с наличием нарушений требований пожарной безопасности не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
С учетом изложенного, суд, изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, а также учитывая, что учредителем и собственником имущества МКДОУ детский сад «Айсылув» является администрация МР «<адрес>», что финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов, а также учитывая, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей, а также учитывая требования пожарной безопасности, считает исковые требования и.о. прокурора <адрес> РД, действующего в интересах неопределенного круга лиц, предъявленные к МКДОУ детский сад «Айсылув» и администрации МР «<адрес>» о финансировании и осуществлении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, с учетом письменного отзыва ответчика, в котором отражено обращение к суду о предоставлении разумного срока для устранения выявленных нарушений вследствие того факта, что бюджет муниципального района на текущий финансовый год не располагает подобными денежными средствами, полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск и.о. прокурора <адрес> ФИО3 интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>», МКДОУ детский сад «Айсылув» о финансировании и осуществлении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности удовлетворить частично.
Обязать администрацию МР «<адрес>» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности МКДОУ детский сад «Айсылув».
Обязать МКДОУ детский сад «Айсылув» в течение шести месяцев после поступления денежных средств установить технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект; установить электронную систему пропуска, обеспечить осуществление физической охраны объекта, установить автоматическую систему пожаротушения, систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд РД в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий
судья Р.С. Расурулаев