31RS0002-01-2023-004905-38 № 2-386/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 13 февраля 2024 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Бушевой Н.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Терещенко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усачевой Валерии Николаевны, Усачевой Киры Николаевны к администрации г. Белгорода, администрации Никольского сельского поселения о признании права собственности в порядке приватизации и наследования,
УСТАНОВИЛ:
10.01.1993 Лисовым А.В. и администрацией г. Белгорода заключен договор на передачу квартиры по адресу: (адрес обезличен) собственность с учетом состава семьи шесть человек: Лисов А.В., Лисова К.Г. (супруга), Усачева Л.А. (дочь), Усачев Н.В. (зять), Усачева К.Н., Усачева В.Н. (внучки).
Лисов А.В. также являлся собственником земельного участка, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: (адрес обезличен) - на основании свидетельства о праве собственности на землю № 5955 от 27.04.1993, выданного администрацией Белгородского района.
Право собственности Лисова А.В. не квартиру зарегистрировано в БТИ.
Иные члены семьи Лисова А.В. право собственности в отношении квартиры также не оформляли.
01.08.2001 Лисов А.В. умер.
После его смерти к нотариусу за принятием наследства обратилась только Усачева Л.А. (дочь), которой было выдано свидетельство о праве собственности на наследственное имущество в виде денежного вклада, а в отношении иного имущества свидетельства не выдавались. Супруга Лисова А.В. – Лисова К.Г. с заявлением о принятии наследства, выдаче свидетельства на супружескую долю не обращалась.
28.01.2009 умерла Лисова К.Г.
После ее смерти к нотариусу за принятием наследства обратилась только Усачева Л.А. (дочь), которой было выдано свидетельство о праве собственности на наследственное имущество в виде денежных вкладов и компенсаций по таким вкладам.
04.09.2021 умер Усачев Н.В., а 21.11.2022 -Усачева Л.А., наследственные дела после их смерти не открывались.
Наследниками первой очереди после смерти Усачева Н.В. и Усачевой Л.А. являются их дети – Усачева В.Н. и Усачева К.Н.
Усачева В.Н. и Усачева К.Н. обратились в суд с иском к администрации г. Белгорода и администрации Никольского сельского поселения, в котором просили признать за ними право собственности в порядке приватизации и наследования в равных долях на квартиру по адресу: (адрес обезличен), учитывая, что по 1/6 доле им причитается на основании договора приватизации, а оставшиеся доли – в порядке наследования после смерти иных участников приватизации, а также право собственности в порядке наследования после смерти матери Усачевой Л.А., фактически принявшей наследство после смерти Лисова А.В. - в равных долях на земельный участок, площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: Белгородская обл., Белгородский р-н, садоводческое товарищество «Мечта»: областной противотуберкулезный диспансер, колхоз «Знамя», с Никольское, уч. № 25.
От ответчиков письменных возражений не поступило.
Истцы ФИО2, ФИО3, представители ответчиков администрации г. Белгород, администрации Никольского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, в связи с чем, судом на основании ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, оценив их в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности (ст. 1141 ГК РФ).
В силу ст. 1142 ГК Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Для приобретения наследства наследник должен его принять, а принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1153 ГК Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лисов А.В. (дедушка истцом по линии матери) являлся собственником земельного участка, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., Белгородский р-н, садоводческое товарищество «Мечта»: областной противотуберкулезный диспансер, колхоз «Знамя», с Никольское, уч. № 25, - на основании свидетельства о праве собственности на землю № 5955 от 27.04.1993, выданного администрацией Белгородского района.
01.08.2001 Лисов А.В. умер.
После его смерти к нотариусу за принятием наследства обратилась только Усачева Л.А. (дочь), которой было выдано свидетельство о праве собственности на наследственное имущество в виде денежного вклада, а в отношении иного имущества свидетельства не выдавались. Супруга Лисова А.В. – Лисова К.Г. с заявлением о принятии наследства, выдаче свидетельства на супружескую долю не обращалась.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о праве собственности на землю, свидетельством о смерти Лисова А.В., материалами наследственного дела к имуществу последнего.
Принимая во внимание факт выдачи дочери Лисова А.В. Усачевой Л.А. свидетельства о праве собственности на наследство, с учетом того обстоятельства, что последняя являлась единственным наследником первой очереди, обратившейся к нотариусу после смерти отца, суд приходит к выводу о том, что Усачевой Л.А. фактически было принято наследство после смерти отца, включая спорный земельный участок.
21.11.2022 Усачева Л.А. умерла, наследственное дело после ее смерти не открывалось.
Наследниками первой очереди после смерти Усачевой Л.А. являются ее дети – Усачева В.Н. и Усачева К.Н.
В обоснование заявленных исковых требований о признании права собственности на земельный участок истцы ссылались на то, что они фактически приняли наследство в виде данного участка, несут бремя его содержания, обрабатывают его, уплачивают членские взносы, в подтверждение чего, представлены копия членской книжки Лисова А.В. и справка садоводческого товарищества «Мечта» от 30.10.2023, согласно которой, задолженности по членским взносам не имеется, земельный участок обрабатывается Усачевой К.Н.
Ответчиком – администрацией Никольского сельского поселения данные обстоятельства не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иным способом защитить свои права кроме обращения в суд с настоящим иском истцы возможности не имеют, однако в процессе рассмотрения настоящего спора нашел свое подтверждение факт принятия наследства в виде земельного участка сначала их матерью после смерти деда, а затем истцами после смерти матери, ввиду чего, имеются основания для признания за истцами права собственности на такой участок в равных долях в порядке наследования после смерти матери ФИО7
В соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
В силу п. 2 ст.218 ГК Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 2 ст. 15 ЖК РФ).
В соответствии с п.1ст.16 ЖК Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Исходя из смысла преамбулы и ст.1 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со ст.2 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Судом установлено, что на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородском районе Белгородской области от 10.01.1993 Лисову А.В. на состав семьи 6 человек передана квартира, по адресу: (адрес обезличен).
На момент заключения данного договора в указанной квартире были зарегистрированы и проживали Лисов А.В., Лисова К.Г. (супруга), Усачев Н.В. (зять), Усачева Л.А. (дочь), УсачеваВ.Н. и Усачева К.Н. (внучки).
При этом доли всех членов семьи в праве собственности условиями договора не определены.
На момент заключения договора приватизации Усачева К.Н., 1986 года рождения, и Усачева В.Н., 1983 года рождения, являлись несовершеннолетними.
В соответствии с положениями ст.7 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поседений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Согласно ст.244 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). По соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность.
В случае смести одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31.05.2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на жилое помещение признаются равными (ст.3.1 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В силу ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения совершеннолетия.
Таким образом, все члены семьи Лисова А.В. (он сам, супруга, дочь, зять, две внучки) фактически приобрели квартиру в собственности в равных долях – по 1/6 доле каждый.
Право на квартиру Лисова А.В. был зарегистрировано в БТИ,
Иные члены семьи Лисова А.В. право собственности в отношении квартиры также не оформляли.
01.08.2001 Лисов А.В. умер.
После его смерти к нотариусу за принятием наследства обратилась только Усачева Л.А. (дочь), которой было выдано свидетельство о праве собственности на наследственное имущество в виде денежного вклада, а в отношении иного имущества свидетельства не выдавались. Супруга Лисова А.В. – Лисова К.Г. с заявлением о принятии наследства, выдаче свидетельства на супружескую долю не обращалась.
28.01.2009 умерла Лисова К.Г.
После ее смерти к нотариусу за принятием наследства обратилась только Усачева Л.А. (дочь), которой было выдано свидетельство о праве собственности на наследственное имущество в виде денежных вкладов и компенсаций по таким вкладам.
04.09.2021 умер Усачев Н.В., а 21.11.2022 -Усачева Л.А., наследственные дела после их смерти не открывались.
Наследниками первой очереди после смерти Усачева Н.В. и Усачевой Л.А. являются их дети – Усачева В.Н. и Усачева К.Н.
Таким образом, к моменту подачи настоящего иска иные члены приватизации, кроме истцов, умерли, при жизни свое право на доли в квартире они не оформляли, доказательств обратного суду не представлено.
Сведениями о регистрации истцов в спорной квартире подтверждается, что они продолжают проживать в ней и пользоваться жилым помещением по назначению, т.е. фактически приняли наследство в виде долей умерших дедушки, бабушки и родителей.
С учетом изложенного имеются основания для признания за Усачевой В.Н. и Усачевой К.Н. права собственности на квартиру в равных долях (по 1/6 доле - в порядке приватизации, по 1/3 доле - в порядке наследования за каждой).
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Усачевой Валерии Николаевны ((информация скрыта)), Усачевой Киры Николаевны ((информация скрыта)) к администрации г. Белгорода, (ИНН: 3123023081), администрации Никольского сельского поселения (ИНН: 3102020717) о признании права собственности в порядке приватизации и наследования – удовлетворить.
Признать за Усачевой Валерией Николаевной, (дата обезличена) года рождения, право собственности на:
-1/2 долю земельного участка, площадью 400 кв.м, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
-1/2 долю квартиры, общей площадью 50, 2 кв.м, с кадастровым номером (номер обезличен) расположенной по адресу: (адрес обезличен).
Признать за Усачевой Кирой Николаевной, (дата обезличена) года рождения, право собственности на:
-1/2 долю земельного участка, площадью 400 кв.м, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
-1/2 долю квартиры, общей площадью 50, 2 кв.м, с кадастровым номером (номер обезличен), расположенной по адресу: (адрес обезличен)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Судья Н.Ю. Бушева
Мотивированный текст решения изготовлен 11 марта 2024 года.