<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экономики Республики Татарстан к ФИО1 о взыскании суммы субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономики Республики Татарстан обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы субсидии в размере 987865 рублей 94 копейки, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключен договор №ЛГ-2014 о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования. В соответствии с пунктом 1.1 договора Министерство предоставило субсидию получателю субсидии в размере 987865 рублей 94 копейки на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования №-Ц от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ответчиком и ООО «ЛКМБ-РТ». Ответчик обязался реализовать бизнес-проект: «Модернизация процесса заготовки сена, соломы и зерна», использовать полученную субсидию по целевому назначению, представить Министерству итоговый финансовый отчет в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пунктам 3.2.2, 3.2.3 Договора получатель субсидии в случае не достижения по результатам календарного года фактических показателей реализации бизнес-проекта более чем на 20%, невозможности реализовать бизнес-проект в целом, либо нецелесообразности его осуществления по иным причинам обязан в течение 10 банковских дней осуществить возврат суммы субсидии на расчетный счет учреждения. Однако ответчик не достиг по результатам календарного года фактических показателей реализации бизнес-проекта, указанных в пункте 3.2.2 договора, более чем на 20%, нарушив тем самым условия договора. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о возврате полученной субсидии, возврат которой не был произведен. ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим истец просит суд взыскать с ответчика сумму субсидии в размере 987865 рублей 94 копейки.
Представитель истца - Министерства экономики Республики Татарстан в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддерживает.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали, просили применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении иска.
Выслушав в судебном заседании ответчика и его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, между Минэкономики Татарстана (Министерство) и главой КФХ ФИО1 (Получатель субсидии) заключён Договор о предоставлении субсидии, по условиям которого истец предоставляет ответчику субсидию в размере 987865 рублей 94 копейки на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования от ДД.ММ.ГГГГ №-Ц, заключённому между ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан», Получатель субсидии обязуется реализовать бизнес-проект «Модернизация процесса заготовки сена, соломы и зерна», использовать полученную субсидию по целевому назначению (раздел 1 «Предмет договора») (л.д. 5-8).
Согласно пункту 3.2. Договора Получатель субсидии обязуется: реализовать бизнес-проект на территории РТ согласно документам, представленным для участия в конкурсном отборе (пункт 3.2.1); в случае предоставления Министерству недостоверных либо фальсифицированных документов для получения субсидии, а также при не достижении по результатам 2015 года следующих фактических показателей реализации бизнес-проекта: количество рабочих мест - 2 единицы, налоговые отчисления- 87004 рубля, выручка от реализации - 1476000 рублей, более чем на 20%, Получатель субсидии обязуется возвратить сумму субсидии (пункт 3.2.2); незамедлительно информировать Министерство об обнаруженной Получателем субсидии невозможности реализовать бизнес-проект в целом, либо нецелесообразности его осуществления по иным причинам и в течение 10 (Десяти) банковских дней осуществить возврат Министерству суммы субсидии (пункт 3.2.3); предоставлять Министерству финансовые и иные документы, касающиеся реализации бизнес-проекта, обеспечить Министерству возможность проверки фактической реализации бизнес-проекта (пункт 3.2.4); предоставлять Министерству отчетность по форме и в сроки, установленные договором (пункт 3.2.5).
Итоговый отчёт об использовании субсидии предоставляется Получателем субсидии в Министерство в срок до ДД.ММ.ГГГГ или по достижению конкретной задачи, на решение которой направлен бизнес-проект и всех показателей реализации бизнес-проекта (пункт 4.1).
В случае нарушения Получателем субсидии любого из обязательств, предусмотренных разделами 3 и 4 настоящего договора, не предоставления документов, предусмотренных настоящим договором, предоставления недостоверных сведений Министерство вправе расторгнуть настоящий договор путём направления уведомления о досрочном расторжении настоящего договора (пункт 5.2).
Настоящий договор действует до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 6.1).
Во исполнение договора Министерство перечислило получателю субсидии 987865 рублей 94 копейки, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны продлили срок действия договора о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ №ЛГ-2014 до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Статус индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) ФИО1 был получен ДД.ММ.ГГГГ и в последующем был прекращен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18).Судом установлено, что ответчик не достиг по результатам календарного года фактических показателей реализации бизнес-проекта, указанных в пункте 3.2.2 Договора, более чем на 20%, нарушив тем самым условия договора.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением ответчиком обязательств по договору, Министерством ему направлена претензия с требованием осуществить возврат полученной субсидии (л.д. 14).
Однако ответчик субсидию не вернул.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, подтверждаются имеющимися в материалах дела и исследованными судом в ходе разбирательства дела доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнению не подвергаются.
В ходе рассмотрения дела ответчиком и его представителем ФИО3 Ш. заявлено суду о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Как установлено пунктом 1 статьи 196 данного кодекса, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По условиям договора получатель субсидии обязался реализовать бизнес-проект, использовать полученную субсидию по целевому назначению, представить Министерству итоговый финансовый отчет об использовании субсидии в срок до ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора – до ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае при исполнении истцом возложенной на него обязанности по контролю за расходованием выделенных средств, Минэкономики Татарстана должно было узнать о нарушении своего права, учитывая срок действия договора - ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – выходные нерабочие дни).
Судом установлено, что ранее - ДД.ММ.ГГГГ Минэкономики Татарстан обращалось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы субсидии. Поскольку ФИО1 суду были представлены доказательства регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ (ОГРНИП №), определением Мамадышского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу было прекращено по основанию, указанному в абзаце 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец с иском о взыскании суммы субсидии с индивидуального предпринимателя ФИО1 в Арбитражный суд Республики Татарстан не обращался.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ДД.ММ.ГГГГ статус индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) ФИО1 прекращен.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Таким образом, до момента обращения истца за судебной защитой, то есть до дня подачи первоначального искового заявления прошел 2 года 1 месяц 12 дней, с учетом исключения из срока исковой давности времени осуществления судебной защиты до вступления в законную силу определения суда о прекращении производства по делу с 22 февраля по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 20 дней), срок исковой давности по требованию о возврате субсидии истек ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ +3 года + 1 месяц 20 дней).
Минэкономики Татарстана направило в суд иск по настоящему делу по почте лишь ДД.ММ.ГГГГ (согласно штемпелю организации почтовой связи на конверте, в котором иск поступил в суд).
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами ответчика и его представителя об истечении срока исковой давности.
Ходатайств о восстановлении пропущенного срока исковой давности истец не заявлял, доказательств уважительности причин такого пропуска не представил и на наличие таковых не ссылался.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу, что требования Министерства экономики Республики Татарстан к ФИО1 о взыскании суммы субсидии удовлетворению не подлежат, поскольку согласно положениям статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.